Китайский автопром перевыполняет планы Пекина по переходу на электромобили
2 января 2025
По предварительным расчетам в 2024 году китайский рынок машин с электроприводом превысит рынок автомобилей с ДВС
Александр Климнов, фото производителей Xiaomi и Zeekr
Еще в 2020 году правительство КНР поставило перед своей автоидустрией амбициозную задачу продавать к 2035 году больше New Energy Vehicles (электромобили [BEV] и подзаряжаемые гибриды [PHEV] или «автомобили на новой энергии»), чем традиционных автомобилей с ДВС на ископаемом топливе (ICE).
На 2025 год была поставлена цель довести проникновение сегмента NEV с 5% до 20% рынка.
И если для достижения первой цели в их распоряжении еще целое десятилетие, то вторая задача уже давно выполнена и даже перевыполнена!
По предварительным подсчетам, уже в 2024 году доля NEV на рынке Поднебесной превысит 50%!
Электромобиль Zeekr 001 стал одной из популярнейших моделей не только у себя на родине, но и экспортных рынках, включая Россию (причем, у нас компания даже не представлена официально)
Такой точки зрения придерживается большинство консалтинговых и инвестиционных компаний.
По их подсчетам, в 2024 году Китае реализовано 12 млн NEV, что на 20% больше, чем в 2023 году.
Параллельно продажи ICE снизятся на 10%, до 11 млн.
Издание Financial Times считает, что в 2034 году продажи электромобилей в КНР преодолеют отметку в 18 млн.
При этом спрос на бензиновые легковушки (ICE) к тому времени упадет ниже 3-миллионной отметки.
Набирающие сейчас популярность подзаряжаемые гибриды (PHEV) вырастут гораздо скромнее. Предполагается, что в следующем году их продажи составят 4,4 млн, а к 2034-му – 6 млн.
Столь масштабная электрификация рынка вызовет тектонические сдвиги в автомобильной промышленности.
Те немногочисленные (скорее как раз многочисленные – авт.) китайские компании, которые не смогут перестроиться на выпуск BEV, ждет забвение.
И даже компаниям, которым удастся наладить производство качественных электромобилей по низким ценам, не удастся чувствовать себя в безопасности, так как конкуренция в сегменте уже сейчас она высочайшая, а со временем будет только усиливаться.
Процессы энергоперехода коснутся не только местных автопроизводителей, но и иностранных компаний, работающих на рынке Поднебесной.
Уже в минувшем 2024 году их доля в продажах упала до 37% против 64% в 2020-м.
Судя по всему, их присутствие будет сокращаться и далее, ведь китайским покупателям будет доступно все разнообразие электромобилей местных брендов, причем зачастую по более привлекательным ценам.
А это означает, что автопроизводителям из Германии, Японии и США придется предпринять чрезвычайные усилия, чтобы не потерять значительную часть своих доходов с китайского рынка.
Например, немецкий концерн Volkswagen Group намеревается в 2026 году предпринять контрнаступление на китайский рынок с целою сохранения своей лидирующей позиции, которую он сохранял в течение почти четырех десятилетий (в рамках СП с местными концернами FAW и SAIC – авт.).
Для этого будет предложена целая линейка моделей, специально сконструированных под вкусы китайских потребителей, на платформах «А», «B» и «С».
P.S. Летом 2024-го произошло эпохальное не только для китайского, но и мирового рынков событие – месячные продажи NEV на местном рынке превысили продажи обычных легковушек с ДВС. Так, образом, рынок NEW уже начинает развиваться самостоятельно, даже без поддержки властей. Очевидно, что это будет иметь серьезнейшие последствия и для мирового автомобильного рынка и должно ускорить энергопереход, несмотря на спад продаж BEV, например, в Европе из-за снижения дотаций. Тогда как перенос европейскими и американскими автопроизводителями упора на гибриды, в угоду быстротечным настроениям на рынке, может сыграть с ними плохую шутку – окончательно оставив их за бортом в конкурентной борьбе со все более крепчающим автопромом Поднебесной, претендующим теперь уже не только и не столько на количественное, но и технологическое лидерство.
Подписывайтесь на наш Тelegram-канал и следите за обновлениями! Подписаться.