Норвежский рынок новых легковушек продолжает расти в августе и все больше людей хотят иметь собственную машину
30 сентября 2025
Продажи новых бензиновых и дизельных ICE в августе упали в Норвегии всего до полутысячи единиц
Александр Климнов, фото bilbransje24.no, elbil.no, ofv.no, veteranvogn.no
По данным Норвежского совета по информации о дорожном движении (OFV) продажи новых автомобилей в августе были активными: было зарегистрировано 13 915 новых легковых автомобилей, что на 25,2% больше, чем в августе 2024 года, при этом доля электромобилей достигла 97%.
Данные о регистрациях также свидетельствуют о том, что теперь все больше людей хотят иметь машину в личной собственности, а не брать ее в аренду.
Высокий трафик, который многие автодилеры наблюдали в удачном июле, сохранился и в августе – возможно, это признак более сильного экономического оптимизма, чем в тот же период прошлого года.
И хотя в целом продажи новых автомобилей в 2024 году оказались низкими, рынок снова приближается к норме.
Так, с начала текущего года было зарегистрировано 98 996 ед. новых легковых автомобилей, что на 25,6% больше, чем за аналогичный период прошлого года.
Доля электромобилей по итогам первых восьми месяцев 2025 года достигла 94,5% – и это обновленный мировой рекорд проникновения электромобилей на национальном рынке.
Электрификация продолжает расти
Директор OFV Эйвинд Сольберг Торсен заявил: «Мы никогда не видели столь высокой общей доли электромобилей в начале сентября, хотя в отдельные месяцы года ее доля была и выше. Из почти 14 тысяч новых легковых автомобилей в августе на традиционные бензиновые и дизельные автомобили (ICE) пришлось менее пятисот машин всех марок и модификаций».
Два направления в выборе автомобиля
Продажи новых автомобилей также характеризуются двумя основными тенденциями: выбором среди традиционных брендов и выбор среди совершенно новых марок (стартапов) и моделей.
Существует также общая тенденция: люди продолжают выбирать более компактные и доступные модели, чем три-четыре года назад, когда процентные ставки были значительно ниже.
Внедорожники и кроссоверы (SUV) среднего класса составили почти половину рынка всех новых легковых автомобилей в этом году.
Г-н Торсен пояснил: «Похоже, многие при покупке новой машины руководствуются разумом, а это значит, что электромобили стоят в среднем около полумиллиона крон [~$50 000]. Выбор здесь большой, и цена, комплектация, запас хода и размер удовлетворяют потребности большинства».
Акции, низкие процентные ставки и готовность покупать
Многие из текущих рекламных и скидочных кампаний, вероятно, продолжатся до конца текущего года, что также может способствовать поддержанию динамики продаж новых автомобилей.
Растущий парк электромобилей полезен для всех, и замена старых автомобилей новыми – самоцель для Норвегии (во всяком случае, множество коммун поставили себе целью добиться, чтобы уже в 2025-м продажи электромобилей на их территории достигли 100% – авт.).
Новые машины меньше загрязняют окружающую среду (согласно последним данным выбросы легковых автомобилей в Норвегии сократились на целых 36% в период с 2015 по 2023 год, в основном благодаря электрификации – авт.) и, что немаловажно, безопаснее.
Что касается выбора марок легковых автомобилей, то Tesla (фото на заставке) и китайские бренды в настоящее время заняли совокупную долю чуть более 30% от норвежского рынка.
Сольберг Торсен считает, что интересно будет посмотреть, как это отразится на классических брендах, которые традиционно выбирают норвежцы.
Во второй половине 2025 года парк легковых автомобилей в Норвегии насчитывает чуть более 2,9 млн автомобилей, из которых уже более 30% составляют электромобили.
Почти каждый второй новый фургон – электрический
Продажи новых LCV (преимущественно ЦМФ, т.е. фургонов) в августе выросли на 16,9% по сравнению с аналогичным месяцем прошлого года, однако с начала года упали чуть более чем на 13%.
В августе было зарегистрировано 2838 новых LCV, из которых чуть более 42% были электрическими.
С начала года было зарегистрировано 16 716 новых фургонов, и почти половина из них – 45% – электромобили.
Это значительный рост по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, когда доля электромобилей составляла 29%.
Стоит отметить, что всего на пять моделей фургонов приходится 80% от общего объема продаж электрических LCV.
Электрофургонам нужны стимулы
Данные показывают, что электрификация LCV сейчас движется в правильном направлении.
Однако снижение продаж новых фургонов в этом году может быть признаком того, что экономика некоторых отраслей не так хороша, как можно было бы предположить, и что часть бизнеса вынуждена воздержаться от покупки новых автомобилей, считает Эйвинд Сольберг Торсен.
Он подчеркивает: «Поэтому нам по-прежнему необходимы стимулы, которые сделают выбор электрических фургонов выгодным, особенно если мы хотим достичь цели стопроцентного перехода на электромобили».
Электромобили меняют лицо автопарка Норвегии
Эксперты также подчеркивают, что даже достижение 100-процентной электрификации рынка новых легковых машин не должно расслаблять норвежские власти (которые, кстати, потратили за предыдущие 10 лет на стимулирование их продаж свыше 35 млрд крон [$3,5 млрд]) и привести к полной отмене льгот, так как это может привести к консервации их парка, который все еще велик (~70% от общего парка в 2,9 млн) на многие годы и в условиях их старения приведет к увеличению экологической нагрузки, вместо ее снижения.
Ну а пока что статистика по парку, которую регулярно обновляет OFV, показывает, что этого не происходит.
Так например, дизельные легковушки в Норвегии, чьи продажи исторически были максимальными в 2006–2016 гг. из-за благоприятного разового налога на покупку, достигли пика численности в парке в 2017-м (~1,3 млн и свыше 47% от парка), однако, после началось падение продаж. В том числе и из-за последствийДизельгейта, что прямо подтверждает и статистика – именно парк дизельных Фольксвагенов упал с 19-го по 24-й год больше всех прочих – на 28% или 58,3 тыс. до 153 тыс.
К 2024 году доля дизельных ICE в норвежском парке сократилась до менее чем 35%, т.е. вернулась на уровень 2010 года, а в количественном отношении сократилась до менее чем 1 миллиона, т.е. убыла за 7 лет на 300 тыс. машин или почти на четверть. Тем не менее, каждый третий легковой автомобиль на местных дорогах – дизельный.
До дизельного бума на норвежском рынке доминировали бензиновые автомобили.
Количество ICE на бензине (не гибридов), достигло пика в 1,6 млн в 2005 году, когда 8 из каждых 10 автомобилей на дорогах Норвегии работали на этом топливе.
Теперь же только в 2024 году их парк сократился на 46 тыс. (и особенно у бренда Toyota – на 37% или 53 тыс. с 19 года – до 88,4 тыс.), до 755 тыс., а доля таких ICE сократилась до 26%, т.е. все же каждый четвертый автомобиль на дорогах Норвегии еще потребляет бензин.
Фактически эра электромобилей (BEV) в Норвегии началась с регистрации в 2011 году чуть более 1000 ед. городского микровэна Mitsubishi i-MiEV (на фото ниже).
С тех пор и до конца 2024 года в Норвегию прибыло в общей сложности 725 тысяч новых и еще 78 тыс. подержанных импортных электромобилей – на сентябрь 2025-го это количество превысило 860 тыс. (и еще 40 тыс. электрофургонов), а это значит, что миллионная планка по парку BEV должна быть взята примерно в начале весны 2026-го.
Наиболее популярен бренд Tesla – парк его электромобилей вырос с 2019 года втрое и перевалил в 2025 году за 150 тыс.
На сентябрь 2025 года парк легковых электромобилей превысил 30% от легкового автопарка, т.е. уже практически каждая третья легковушка на норвежских дорогах (в Осло уже каждая вторая) – чистый электромобиль.
Продолжается рост числа неподключенных гибридов (HEV), которые до 2007 года были почти диковинкой в статистике регистрации.
Однако благодаря Toyota Prius (и длительным налоговым льготам) парк HEV ежегодно растет: с менее 1000 машин в 2006 году до более чем 156 тыс. на конец 2024-го.
В настоящее время доля HEV составляет 5,4% от общего парка автомобилей, т.е. лишь каждое 19-е авто на дорогах относится к этой категории. И судя по практически сворачиванию продаж HEV в 2025-м – в дальнейшем рост их парка остановится и начнет сокращаться.
С момента появления в стране в 2012 году первых подключаемых гибридов (PHEV) их было зарегистрировано 202 тыс. новых и импортировано почти 18 тыс. подержанных.
Существенные налоговые льготы, а также выгодные цены на лизинг, способствовали тому, что продажи PHEV достигли пика в более чем 38 тыс. в 2021 году. Но с 2024 года налоговые вычеты были «обнулены», а теперь и продажи подключаемых гибридов упали до ~2% от продаж новых автомобилей.
На начало нынешнего года на дорогах Норвегии насчитывается ~209 тыс. PHEV, что составляет 7,3% от всего автопарка, т.е. на дорогах это каждый 14-й автомобиль. Данный парк относительно молодой, но в отсутствие стимулов его численность в ближайшие годы, скорее всего, стабилизируется, а потом начнет убывать.
Успехи электрификации новых легковых автомобилей в Норвегии оказались столь впечатляющими, что правительство этой страны отказалось от прямого запрета на продажи бензиновых и дизельных ICE, а также гибридов с ДВС с 2026 года, вполне резонно полагая, что такие машины попросту не смогут соответствовать техническим требованиям и производители сами будут вынуждены убрать их с рынка (кстати в отношении, например, некогда весьма популярного кроссовера Toyota RAV4 так и есть – японский бренд предпочел полностью переключиться на электромобили). В отношении парка, несмотря на возражения о возможном росте возраста эксплуатируемых ICE, есть такие же оптимистичные взгляды – старые бензиновые и дизельные авто попросту станут нерентабельны и(или) не смогут пройти все более жесткие техосмотры.
P.S. Интересно, а когда в Норвегии продадут последний новый ICE хоть с бензиновым, хоть с дизельным ДВС? Думается, что до этого события остались считанные месяцы. А также когда будет списано последнее авто?
Вот это может произойти как в гораздо более отдаленном будущем, так может и вообще не произойти, ведь у местных коллекционеров наверняка останутся какие-нибудь ценные олдтаймеры (вплоть до советской 21-й «Волги» – на фото выше).
Подписывайтесь на наш Тelegram-канал и следите за обновлениями! Подписаться.