Аналитики Saxo Bank предрекают ОПЕК конец из-за роста популярности электромобилей
Александр Климнов, коллаж home.saxo
Аналитики датского инвестиционного банка Saxo Bank опубликовали «шокирующие прогнозы» на 2025 год.
Список включает восемь «возмутительных» предсказаний, которые хоть и маловероятны, но могут оказать значительное влияние на экономику.
Одно из предсказаний посвящено росту популярности электромобилей, что якобы приведет к концу Организации стран – экспортеров нефти (ОПЕК, к которой в формате ОПЕК+ примыкает и Россия – авт.).
В Китае настоящий бум электрификации транспорта, так к сентябрю 2024 года доля рынка электромобилей в продажах новых легковушек в КНР превысила 45%, в то же время рост продаж NEV превысил 40% год к году.
По словам аналитиков, такие результаты на китайском рынке ожидались только через шесть лет.
Другие страны вслед за Китаем тоже наращивают мощности производства электромобилей, за счет чего цены на аккумуляторы снижаются.
В итоге в перспективе аккумуляторные электромобили (BEV) станут дешевле их бензиновых аналогов (ICE), что неизбежно приведет к сокращению спроса на нефть, предсказывают аналитики.
Поскольку две трети нефтяного сырья превращаются в бензин и дизельное топливо для автомобилей с ДВС (ICE) – серьезное снижение спроса на эти продукты поставит страны ОПЕК в непростое положение, считают эксперты.
В более дальней перспективе такой «антинефтяной» тренд приведет к снижению значимости ОПЕК, а ее квоты на добычу сырья исчисляемые миллионами баррелей в день станут неактуальными.
Аналитики Saxo Bank написали: «Поскольку некоторые участники уже проводят махинации с квотами на добычу, чтобы урвать как можно больше дохода, а спрос на экспорт падает, большинство членов быстро понимают, что игра окончена. В результате препирательств и внутренних распрей ключевые члены уходят. Это отправляет ОПЕК на свалку истории. Бывшие члены максимизируют добычу, чтобы обеспечить себе долю рынка, что приводит к значительному падению цен на нефть».
В числе бенефициаров падения цен на нефть окажутся авиакомпании, производители химикатов, красок и шин, а также на грузовые и логистические компании.
Впрочем, цены на нефть быстро стабилизируются, поскольку в Северной Америке прекратится дорогостоящая добыча сланцевой нефти, а японские автопроизводители пока что находятся в отчаянной гонке за более удачливыми игроками на рынке электромобилей.
Эксперт Виктор Катона из агентства Kpler говорит, что китайские власти субсидируют переход крупнотоннажных грузовых автомобилей (HCV) на СПГ (преимущественно магистральных седельных тягачей – авт.), подавляя, тем самым, очаги роста спроса на дизтопливо, тогда как спрос на бензин не может расти из-за субсидирования электромобилей Пекином и местными властями.
Кстати, именно на китайский рынок за счет резкого роста производства автомобилей и автопарка в последние 25 лет пришлось свыше 40% прироста спроса на нефть, так что его замена на других потребителей нефти в обозримой перспективе просто не реальна.
Отсюда дальнейший переход Поднебесной на электромобили объективно выступает разрушителем мирового рынка нефти.
P.S. Несмотря на предсказания краха ОПЕК, думается, что эксперты сильно «забегают вперед паровоза». Идея отказа от «нефти ОПЕК» (типа: «хватит кормить тоталитарные и авторитарные режимы, которые на наши деньги ничего кроме терроризма и агрессии не генерируют») выступает одним из краеугольных камней «демократической» идеологии нынешней Европы (и коллективного Запада в целом), где электрификация транспорта – своего рода поиск «чаши святого Грааля».
Еще со времен Первого нефтяного кризиса полувековой давности, когда ОПЕК впервые «взяла за горло» страны «золотого миллиарда», четырехкратно повысив цены на нефть (на чем, кстати, больше всего нажились как раз транснациональные нефтяные концерны), мечтает скинуть с себя эту «топливную удавку», теперь уже под лозунгом заботы об экологии, т.е. перехода к «безуглеродной экономике».
Только вот затеянный электрический передел авторынка ведет совсем не к тем результатам, которые задумывались лидерами Запада – вместо очередного технологического скачка производителей из Европы и Северной Америки, таковой рывок совершил Китай, да еще под управлением компартии (КПК)!
Тем не менее, мечта о кончине ОПЕК (тем более ОПЕК+ с участием России) все еще «свербит» у европейских аналитиков – типа фразы древнеримского политика Марка Порция Катона Старшего, которой он заканчивал все свои речи: «Карфаген должен быть разрушен».
Только вот реальные результаты процесса «отказа от нефти» будут совсем не те, которые мнятся «проектировщикам будущего прогрессивного человечества». Простое соображение: чем дешевле будет нефть на мировом рынке, тем больше ее будут потреблять не только бедные страны, но и вышеупомянутые отрасли развитых стран, чей «углеродный след» вполне сможет перекрыть экологический эффект от электромобилей. К тому же электроэнергия в мировом масштабе в подавляющем объеме пока производится и будет в ближайшие десятилетия производиться из ископаемых источников (при снижении доли угля и росте или стабилизации доли природного газа), несмотря на впечатляющий прогресс альтернативной энергогенерации (ВИЭ)…
К тому же дешевле станет и пластик и прочие изделия из нефти, а загрязнение таковыми отходами планеты уже становится не менее критичным, чем парниковый эффект из-за выбросов углерода транспортом…
Подписывайтесь на наш Тelegram-канал и следите за обновлениями! Подписаться.