Отечественные автопроизводители обеими руками за удорожание иномарок
20 сентября 2024
Сильный рост ставок утильсбора на новые иномарки может обрушить рынок
Александр Климнов, фото dp.ru, Дзен.ру
На минувшей неделе правительство России решилось на действия, которые давно лоббировали отечественные автопроизводители и яростно критиковали автодилеры.
Российские власти утвердили увеличение ставок утилизационного сбора для легковых, легких коммерческих и грузовых автомобилей, а также для спецтехники.
Новые ставки вступят в силу с 1 октября и будут увеличиваться на 10–20% каждый год, вплоть до 2030 года.
Поддержать «своих»
Как следует из опубликованных документов, ставки утильсбора с октября этого года вырастут следующим образом. На легковой автомобиль с объемом двигателя до 1 литра — на 85%, до 150,2 тыс. рублей. С объемом 1–2 литра — на 85%, до 556,2 тыс. рублей. С объемом 2–3 литра — на 85%, до 1562,8 тыс. рублей. С объемом 3–3,5 л — на 103,5%, до 1,97 млн рублей. С объемом более 3,5 литра — на 85%, до 2,29 млн рублей.
В Минпромторге считают, что принятая мера «будет способствовать формированию прогнозируемых условий для принятия инвестиционных решений, а также реализации совместных промышленных проектов и стимулированию локализации производства на территории Российской Федерации».
В министерстве также отметили, что решение ввести долгосрочную шкалу индексации утильсбора принято «в отношении тех видов техники, которые серийно производятся на территории России в достаточном объеме для обеспечения запросов внутреннего рынка».
В пресс-службе АВТОВАЗа это решение прокомментировали, например, так: «Эти шаги позитивно скажутся на развитии отечественного автопрома и смежных отраслей промышленности, а также на предсказуемости и стабильности ценового позиционирования автомобилей российского производства. Это путь долгосрочного и технологически независимого развития».
В свою очередь, на столичном заводе «Москвич» (МАЗ «Москвич») отметили, что благодаря подобным мерам «отечественные производители смогут и дальше углублять локализацию производимых ими автомобилей, привлекать больший пул российских поставщиков компонентов и укреплять свою независимость от внешних факторов».
Высокопоставленный источник в Смольном сообщил изданию «Деловой Петербург» что» «можно сколько угодно ругать утильсбор, но другого способа обеспечить конкурентоспособность российскому автопрому по сравнению с китайским внутри страны сегодня нет».
Он также напомнил, что одновременно со ставкой утильсбора была повышена и ключевая ставка Банком России — с 18 до 19%.
Собеседник издания полагает: «На какой–то период автомобили станут менее доступны, но в долгосрочном периоде это верное решение».
Запаслись впрок
Оппоненты в авторетейле придерживаются иного мнения. «Непонятно, зачем было облагать высокими ставками утильсбора машины с наибольшим объемом двигателя или седаны D-класса, которые не являются конкурентами АВТОВАЗа», — задается вопросом источник «ДП» в отрасли.
Другой представитель автодилеров говорит: «Хорошо уповать на становление отечественного автопрома, когда у тебя у самого в гараже авто немецкой сборки».
Собеседники «ДП» подтверждают, что импортеры уже значительно увеличили ввоз автомобилей в Россию. Этих запасов должно хватить на пару месяцев.
Как узнавали ранее «Известия», на крупнейших погранпереходах с КНР Забайкальск и Благовещенск – Хэйхэ возник затор автомобильных грузов. Причем ~70% от общего объема перевозимых через границу грузов на этих пунктах составляют транспортные средства и спецтехника: импортеры стараются побыстрее и побольше ввезти по «старой цене».
Более дальние перспективы игрокам отрасли авторетейла пока видятся в мрачном свете. Так, ассоциация «Российские автомобильные дилеры» (РоАД) выступала категорически против индексации ставок утильсбора. По оценке ее экспертов, цены на иномарки могут вырасти вдвое.
Исполнительный директор РоАД Игорь Чикин ранее приводил пример «Если в 2014 году 33% людей могли купить себе новый автомобиль, в 2023 году их стало 14–15%. Если будет планомерное увеличение утильсбора, только 5–7% граждан смогут приобрести новую машину».
Впереди Европы всей
По итогам января–августа текущего года продажи китайских легковушек в России выросли на 107% и превысили 596 тыс., подсчитали в агентстве «Автостат Инфо». В том числе в Северо–Западном регионе реализация машин из Китая за этот период практически удвоилась и достигла 77 581 ед. (по сравнению с 39 652 ед. по итогам 8 месяцев предыдущего года).
В федеральном разрезе лидером среди «китайцев» стал бренд Haval, который уже продал в России 117 548 автомобилей. За ним следуют Chery (102 966 ед.) и Geely (97 521 ед.).
В целом же, как указывал ранее президент ассоциации РоАД Алексей Подщеколдин, если пару лет назад россияне знали не больше четырех марок китайских машин, то теперь на рынке не меньше 60 брендов из Поднебесной.
Тем временем российский авторынок восстанавливается быстрее, чем ожидали эксперты. Так, по итогам августа он стал вторым в Европе, показав рекорд за последние 3,5 года, подсчитали в агентстве «АВТОСТАТ» со ссылкой на данные GlobalData.
Аналитики отмечают: в то время как авторынки многих европейских стран в августе показали отрицательную динамику, реализация машин в России, напротив, продолжила расти.
Лидером по продаже автомобилей в Европе по итогам августа осталась Германия, где за месяц было продано более 197 тыс. машин (–27,8% к августу 2023–го).
В России же объем реализации превысил 148 тыс. (+35,1% к августу 2023–го). Вероятно, не последнюю роль в этом всплеске сыграло ожидание роста ставок и, как следствие, цен на машины.
Власти планируют поддержать отечественный авторетейл с помощью программ льготного автокредитования и автолизинга: их планируется дофинансировать на 6,5 млрд и 8 млрд рублей соответственно, уточнили в пресс–службе Минпромторга. Ранее на эти цели из бюджета выделили 17,3 млрд и 9 млрд рублей.
Отметим, что аналогичные «заградительные» меры принимали в разные времена (и с разным результатом) многие страны. В самом Китае доля иностранных автоконцернов на июль составила около 33% по сравнению с 53% в 2022 году, сообщал «Ъ» со ссылкой на данные China Passenger Car Association.
Так, у VW продажи за II квартал в Китае упали на 19%, у BMW — на 4%, у GM — на 29%, у Toyota — на 20%.
P.S. Фактически введение повышенного утильсбора означает отыгрывание назад последствий вступления страны в ВТО, когда ввозные пошлины пришлось снизить. А вот отечественные производители, конечно заинтересованные в снижении конкуренции еще далеко не факт, что повысят степень локализации, а вот цены «до уровня среднерыночных» поднимут наверняка.
Подписывайтесь на наш Тelegram-канал и следите за обновлениями! Подписаться.