Парк легковушек в Поднебесной достиг 260 миллионов, а права есть у 400 миллионов водителей
9 февраля 2021
Парк частных автомобилей в Поднебесной достиг 260 млн, а количество водителей – 397 млн
Александр Климнов, фото NetEase Automotive
Во время беспримерного 30-летнего периода подъема китайской экономики, естественно, в стране быстро рос спрос и на автомобили. Так продажи автомобилей в минувшем десятилетии росли как на дрожжах, в результате чего китайский авторынок стал крупнейшим в мире (еще в 2009 году – чему помогло тогдашнее обрушение авторынка США из-за мирового финансового кризиса – авт.). Есть много «диванных экспертов», которые посчитали, что два года снижения спроса на внутреннем автомобильном рынке, ввергли рынок в «зимнюю спячку», но означает ли сие, что спрос на китайском рынке уже реально насыщен? На первый взгляд, это кажется правдой, ведь «зимняя спячка» так похожа на фундаментальное насыщение спроса, но действительно ли это так?
Недавно Министерство общественной безопасности КНР опубликовало точные данные о владельцах частных автомобилей по всей стране.
Портал NetEase Automotive обнародовал данные о владении частными автомобилями в КНР! Таковых автовладельцев оказалось 260 миллионов, ну а обладателей водительских прав – 397 миллионов!
По официальным данным, в Поднебесной зарегистрировано 260 миллионов частных автомобилей, а прирост регистраций за 2019 год составил 25,78 млн новых автомобилей (в 2020 году регистрации легковушек составили 20,18 млн или на 1,9% меньше, чем годом ранее – авт.). В стране насчитывается 435 млн обладателей водительских прав, из которых 397 млн автолюбители. На первый взгляд, эта цифра достаточно велика, но автовладельцы составляют только ~65%, а это лишь около 2/3 от владельцев прав. Так что до реальной насыщенности рынка страны автомобилями еще весьма и весьма далеко, ведь при проецировании этих цифр на общую демографическую базу Поднебесной (~1,35 млрд – авт.) получается, что после 30 лет быстрого развития китайский авторынок достиг уровня лишь немногим более 180 автомобилей на тысячу жителей, что отнюдь не впечатляет в национальном рейтинге стран по уровню моторизации.
Во-первых, если говорить о Соединенных Штатах – то это буквально страна на колесах. Так согласно неполной статистике, в Штатах в среднем на тысячу граждан приходится около 800 автомобилей, и если грубо считать, что в настоящее время общая численность населения США составляет ~330 млн, а парк частных автомобилей достигает 250 млн (суммарный автопарк вместе с корпоративным, федеральным и муниципальным превышает 280 млн – авт.), то можно уверенно утверждать, что почти что каждая американская семья владеет автомобилем (это более-менее так, причем, основная доля «безлошадных» семей живет в Нью-Йорке и даже конкретнее на Манхеттене – авт.). Во-вторых, в сопредельной с КНР Японии, согласно статданным прошлого года – 600 машин на 1000 жителей (население – 130 млн, парк автомобилей – 74 млн), что дает ей только 17-е место в мире по удельному количеству автомобилей на душу населения.
В-третьих, из этих данных следует, что у Поднебесной еще есть множество возможностей для развития своего автопарка. Так согласно экспертному анализу, насыщенность автомобилями в Китае и наполовину еще не достигла оптимального параметра моторизации (порядка 350–400 автомобилей на 1000 жителей – авт.) и даже в более экономически развитых провинциях есть определенное пространство для роста, причем, хотя мы уже теперь видим, что в центральных мегаполисах появились огромные парки автомобилей, но в провинциальных городах количество автомобилей пока меньше и здесь еще имеется потенциал для существенного подъема спроса в будущем.
Таким образом, отраслевой анализ показывает, что в настоящее время насыщенность автомобилями в КНР составляет только половину от оптимальной, отсюда потенциальный спрос еще весьма велик, причем возможностей для выбора у автомобилистов стало даже больше, так как автомобильные марки в результате последних нескольких лет бума, растут как грибы после дождя и доходность почти всех (например, кроме Lifan – авт.) автопроизводителей достаточно высока, хотя маржа при продаже автомобилей продолжает снижаться, а это давит на многие автомобильные компании, поэтому многие эксперты и считают, что на рынке наступает «зима».
На самом деле сейчас спрос со стороны частных покупателей все еще растет, однако, на рынке представлены слишком много автомобильных компаний, поэтому продажи каждой отдельной марки имеют тенденцию к снижению. Парк частных автомобилей в настоящее время превышает 260 млн и продолжает быстро расти, причем «новые энергетические транспортные средства» – NEV (BEV+PHEV+FCEV) будут прибывать еще быстрее, и это новое направление в настоящее время становится приоритетным для многих автомобильных компаний, которые активно пытаются создавать и развивать электромобили, чтобы конкурировать за данный перспективный рынок, который может стать ключевым звеном в будущем.
Кроме того, также быстро растет и количество зарегистрированных автомобилей. Так в более чем шестидесяти городах Китая численность населения уже превысила миллионную отметку, соответственно, в наиболее крупных мегаполисах автопарки также превышают миллионные величины, однако, спрос на автомобили по-прежнему остается очень большим. Это происходит потому что продолжается рост экономики, а значит и рост доходов людей, причем, темпы роста в будущем будут только ускоряться (а вот это как раз не факт – авт.), и это говорит о том, что внутренний автомобильный рынок вступит в новую фазу, когда темпы роста замедлятся, но спрос сохранится на высоком уровне.
Будущее сегмента NEV также будет достаточно бурным, и при этом активно растет рынок подержанных автомобилей. Оба направления располагают большим потенциалом для роста, что также достаточно сильно стимулирует потребителей, и это направление для автомобильной промышленности, которое наиболее нуждается во внимании, причем, китайский автомобильный рынок по-прежнему предоставляет много возможностей для автомобильных предприятий по освоению «нового жизненного пространства».
P.S. Пандемия COVID-19 за считанные месяцы 2020 года перевернула целый ряд представлений, стереотипов и даже тенденций в мировой моторизации, так огромный толчок получили электромобили и электробайки (электроскутеры) как альтернатива ставшему внезапно опасным в плане социального дистанцирования общественному транспорту и заправкам топливом через общий раздаточный пистолет. Ну кто бы еще год назад об этом подумал?!
Следите за новостями на портале www.rim3.ru
Загрузка