Рынок новых легковых автомобилей в сентябре просел на 18%
6 октября 2025
За три квартала 2025 года российский рынок недосчитался почти 260 тысяч новых легковушек
Александр Климнов, фото автора
По данным ООО «Автостат Инфо», в первый месяц осени 2025 года в России было зарегистрировано 121 114 новых легковых автомобилей, что на 18% меньше, чем за аналогичный период прошлого года (148 092 ед.).
Относительно августа рынок прибавил, но лишь 0,4% (с 120 662 до 121 114 ед.).
За три квартала регистрации составили 882 399 ед., что оказалось на 23% ниже результата января–сентября 2024 года (1 141 794 ед.).
Рейтинг по марках в сентябре выглядит следующим образом: LADA разошлась в количестве 26 369 автомобилей и заняла 21,8% рынка, потеряв 1,9 п.п. к сентябрю 24-го.
Лучший из иностранцев (а также «локализованных российских иномарок» – авт.) Haval реализовал 16 669 ед. и занял долю в 13,8% (+0,5 п.п.), Geely – 9733 ед. и 8,0% (–2,8%).
Наибольший рост в Топ-10 показал Belgee из дружественной Беларуси: 8347 ед. и 6,9% рынка (+4,4 п.п.), за ним Chery – 8024 ед. и 6,6% (–4,4 п.п.), Changan – 5647 ед. и 4,7% (–2,8 п.п.).
Solaris благодаря локализованным моделям поднялся с 4027 ед. и 3,3% (+2,0 п.п.) до 7-го места, Toyota с 3271 ед. и 2,7% (+1,3 п.п.) – на 8-м, Omoda с 3178 ед. и 2,6% (–0,4 п.п.), на 9-м, а замкнул десятку Jetour с 3089 ед. и 2,6% (–0,1 п.п.).
Все прочие марки заняли ~27% рынка, а суммарная доля китайских брендов внутри Топ-10 достигла 45,2%, что отражает перераспределение спроса при сжатии предложения у части «классических» игроков.
В рейтинге моделей картина тоже разнообразная, так если LADA Granta остается неизменным номером первым с 11 938 ед. (–25%), но сохраняет двузначный отрыв от преследователей, то у Haval Jolion – 6150 ед. (–36%) и второе место.
На третьем LADA Vesta c 5987 ед. (–43%).
Тогда как самый заметный рывок в Топ-10 совершил Belgee X50 – до 5550 ед. (+72%), что обеспечило модели четвертую позицию.
Далее следуют Geely Monjaro – 3860 ед. (–19%), Haval M6 – 3705 ед. (+3%), LADA NIVA Legend – 3058 ед. (–16%), Chery Tiggo 7 Pro Max – 2915 ед. (–61%).
Новички рейтинга нарастили объемы с нуля практически экспоненциально: Belgee X70 – до 2760 ед. (+533%), LADA Largus – до 2745 ед. (+147%), впрочем, это из-за низкой базы прошлого года.
Накопленным итогом за январь–сентябрь 2025-го лидерство LADA остается безальтернативным: 238 098 ед. (–25%).
На этом фоне два главных «позитивных» исключения: Belgee удвоил регистрации до 40 519 ед. (+61%), Solaris вырос почти в 2,2 раза до 21 519 ед. (+119%), Jetour прибавил до 27 719 ед. (+8%), Toyota – до 16 976 ед. (+32%) на фоне прошлогодней низкой базы.
За три квартала среди моделей лидируют та же LADA Granta – 106 295 ед. (–29%), LADA Vesta – 61 896 ед. (–34%) и Haval Jolion – 43 978 ед. (–30%).
Далее расположились: Chery Tiggo 7 Pro Max с 33 157 ед. (–28%), Belgee X50 с 26 342 ед. (+8%), LADA Niva Legend c 24 427 ед. (–29%), LADA Niva Travel c 23 632 ед. (–36%), Geely Monjaro c 23 411 ед. (–35%), Changan UNI-S c 22 593 ед. и Haval M6 c 21 203 ед. (–25%).
Хотя летом рынок еще рос (точнее восстанавливался), то уже в сентябре динамика прироста практически выдохлась до ~0,5% месяц к месяцу.
При этом внутри брендов сохраняется разнонаправленная динамика: часть китайских марок и Solaris наращивают присутствие, тогда как у российских моделей сохраняется двузначное падение к высокой базе прошлого года и эффектов дефицита отдельных комплектаций.
Надо отметить, что в сентябре суммарная доля китайских брендов в Топ-10 поднялась до 45,2%, что на фоне спада и в сентябре и за три квартала подчеркивает, кто именно компенсирует уход и проседание части традиционных игроков.
Для рынка это означает более высокую конкуренцию в средних ценовых сегментах, где именно новички и локализованные «новомарки» наращивают продажи (до 15,5%) быстрее всего.
P.S. Надо также отметить, что по данным агентства АВТОСТАТ (при схожих цифрах общих продаж в сентябре) доля сегмента SUV достигла 71%, премиум сегмент занял 10% рынка, на BEV+HEV пришлось 9% рынка, в т.ч. на PHEV 3,2%, а доля флит-продаж юрлицам составила 12%.
Кроме того, динамика цен на новые легковые автомобили на сентябрь по оценке того же АВТОСТАТа на сентябрь составила +6% к сентябрю 24-го и +4% к августу, а средняя цена новой легковушки составила 3,34 млн руб. Для сравнения по подержанным авто эти цифры равны: –5%, –1,5% и 1,14 млн руб., т.е. подержанный автомобиль стоит примерно в три раза меньше, чем новый.
Надо упомянуть и рынок автокредитов, динамика выдачи которых по новым авто сыграла вниз по отношению к соответствующему периоду прошлого года на 12% в физических единицах (из-за высокой базы прошлого года) и на 8% в рублях. Объем продаж автомобилей в кредит составил ~2/3 от рынка новых машин.
Для информации – по подержанным машинам эти цифры составили –36% и –35% соответственно, превысив 50% продаж от всего вторичного рынка.
Подписывайтесь на наш Тelegram-канал и следите за обновлениями! Подписаться.