В 2025 году российский Федеральный бюджет недополучит от утильсбора 440 млрд рублей из-за падения рынка
25 сентября 2025
В 2026 году Федеральный бюджет РФ намеревается увеличить доход от утильсбора в 1,5 раза
Александр Климнов, фото дзен.ру
Доходы федерального бюджета РФ от утилизационного сбора на транспорт в 2026 году должны вырасти на 46,7%, до 1,65 трлн руб.
При этом по итогам 2025 года поступления средств от утильсбора в бюджет будут значительно ниже ранее запланированных из-за падения объемов выпуска и ввоза автомобилей, сообщил сайту «Интерфакс» источник, знакомый с содержанием пояснительной записки к проекту бюджета на следующую трехлетку.
Ожидается, что в 2026–2028 гг. в бюджет поступит в общей сложности 5,9 трлн руб. от утильсбора на транспорт, в том числе 4 трлн руб. – с локально произведенных машин и еще 1,9 трлн руб. – с импортированных.
В частности, совокупные поступления в 2026 году планируются на уровне 1,65 трлн руб., в 2027 году – почти 2 трлн руб., в 2028 году – около 2,3 трлн руб.
Из указанных объемов за соответствующие годы поступления от локально собранных машин составят почти 1,1 трлн руб., 1,4 трлн руб. и 1,6 трлн руб. соответственно.
Рост прогноза доходов от утильсбора в ближайшую трехлетку, как отмечает источник со ссылкой на материалы к бюджету, обусловлен «действующей ежегодной индексацией ставок, а также прогнозируемым восстановлением объемов производства».
Проект бюджета на трехлетку 2025–27 гг. предполагал значительно более оптимистичный прогноз доходов от утильсбора в ближайшие годы.
Доходы от утильсбора, год
2025
2026
2027
2028
Общий объем поступлений, млрд руб.
1123,2 (2011,5)
1647,5 (2451,6)
1997,3 (2716)
2294,6
– с произведенных в РФ
704,9 (871,5)
1086,5 (1202,8)
1364,3 (1451,5)
1592,9
– с импортированных в РФ
418,3 (1140)
561 (1248,8)
633 (1264,6)
701,7
Оценка доходов федерального бюджета РФ от утильсбора на транспорт в 2025-м и 2026–28 гг., млрд руб. (в скобках приводятся прогнозные показатели за соответствующие периоды, которые публиковались год назад при подготовке бюджета 2025–27 гг.)
Оценка доходов бюджета от утильсбора за 2025 год в течение года пересматривалась в сторону уменьшения на фоне падения объемов производства и импорта автомобилей и спецтехники из-за слабого рынка.
Как сообщил «Интерфаксу» источник, знакомый с подготовленными Минфином поправками в действующий бюджет, прогноз поступлений средств от утильсбора в этом году был снижен до 1,1 трлн руб., т.е. на 439,9 млрд руб. относительно объема в 1,6 трлн руб., который был заложен в документ по состоянию на конец июня.
При этом оценка в 1,6 трлн руб. уже отражала существенное снижение прогноза по сравнению с ожиданиями годичной давности.
Как отмечает источник, ссылаясь на поправки, снижение оценки поступлений утильсбора в текущем году связано с «более медленным восстановлением импорта и более низкими объемами производства, чем прогнозировалось» (в том числе и из-за существенного повышения именно утильсбора – авт.).
Справка: Утилизационный сбор – обязательный платеж, введенный в 2012 году, который единоразово уплачивается на каждый локально произведенный в РФ и каждый ввезенный в страну автомобиль. Размер платы определяется исходя из базовой ставки, умноженной на повышающий коэффициент, который зависит от вида транспорта, его массы, возраста и характеристик двигателя.
Все автопроизводители, имевшие производство в РФ и подписанный с Минпромторгом специнвестконтракт (СПИК), до 2019 года получали от государства промсубсидии, которые фактически выступали компенсацией уплаченного ими утильсбора.
Такой порядок продолжает действовать и сейчас, но с 2020 года компенсация сбора стала частичной, а с 2022 года она полностью «привязана» к уровню локализации продукции, который оценивается в баллах правительственного постановления №719.
P.S. Эксперты авторынка в один голос говорят, что «радужные» надежды налоговых властей на «съем» с авторынка дополнительных миллиардов через утильсбор фактически потерпели крах – вместо резкого роста доходов бюджета при умеренном снижении продаж новых машин, а после периода адаптации – и восстановления рынка, последовал резкий обвал фактически без восстановления, так что продолжение и далее такой практики (с ростом и без того взлетевшего утильсбора), если и не добьет рынок совсем, то крайне огранит перспективы его восстановления, сделав приобретение нового автомобиля просто непосильным для большинства населения, несмотря на дотации автопроизводителям, заключившим СПИК и наличие льготных кредитов.
P.S. Характерно также, что в рунете нет фото с работой шредеров (измельчителей кузовов автомобилей) именно на российской территории, т.е. на средства собранные в качестве утильсбора реальной сети утилизации так и не появилось, а их функцию выполняют автосвалки, т.е. «разборки»…
Подписывайтесь на наш Тelegram-канал и следите за обновлениями! Подписаться.