В российском автобусном парке стала заметна доля автобусов на газе и даже электробусов
21 сентября 2021
К 2025 году доля «зеленых» автобусов и электробусов составит 4,5% против нынешних 2,7%
Александр Климнов, фото автора и КАМАЗ
По данным агентства Russian Automotive Market Research (RAMR) российский парк автобусов (включая микроавтобусы на базе LCV) на 01.06.2021 года, насчитывает 936,2 тыс. машин.
Подавляющее большинство автобусов в России по-прежнему заправляются традиционным нефтяным топливом – бензином или дизелем (91,4%), а машины, работающие на сжиженном пропан-бутане или углеводородном газе (СУГ) составляют 5,9% парка (55,2 тыс.). Доля «зеленых» автобусов, включая электробусы и автобусы на природном газе метане в компримированном (КПГ) и в сжиженном (СПГ) виде составляет лишь 2,7% парка (25,3 тыс.), включая 0,08% (0,75 тыс.) электробусов.
Однако более интересен прогноз на 01.06.2025 года (вот так вот точно (!) – авт.), согласно которому отечественный парк автобусов составит 1 млн 81,6 тыс. машин (+15,5% у 2021 году). Согласно ему доля «зеленых» автобусов/электробусов, несмотря на рост на 92,5% (до ~48,7 тыс.), не превысит 4,5% от парка, из которых 0,25% (~2,7 тыс.) придется на электробусы и лишь 0,02% (~0,22 тыс.) на автобусы на сжиженном метане (что, впрочем, уже не соответствует реальному контракту нынешнего года с питерскими перевозчиками – авт.).
При этом доля автобусов, на не слишком экологичном СУГ не только не сократится, но даже вырастет на 21,5% до 67,06 тыс., тогда как автобусов на КПГ станет больше на 82,4% – 44,4 тыс. При этом парк уже упомянутых автобусов на СПГ возрастет практически с нуля (~5 ед.) в 44 раза (!), но это будет лишь капля в море.
На недавно прошедшей выставке ComTrans'21 были показаны перспективные модели автобусов на различных видах «зеленого» топлива, которые, скорее всего, и обеспечат в ближайшие годы этот самый прирост парка. Например, КАМАЗ показал рестайлинговый пригородный полунизкопольный автобус модели 5299-31-57 на КПГ. На крыше этой машины размещены баллоны со сжатым метаном объемом 984 литра, в которых может разместиться 197 м3 газа под давлением 200 атмосфер.
Кстати на выставке состоялось подписание соглашения официального дилера ПАО «КАМАЗ» в Северной столице ООО «ТЕХИНКОМ ПИТЕР» о поставке крупной партии из 364 ед. газовых низкопольников для питерского перевозчика АО «Третий парк». Причем большая часть из них (303 ед.) будет работать на СПГ. Это модель КАМАЗ-5299-40-57 LNG с 350-литровым криобаком (–160°С) в заднем свесе. Кстати, транспортники Северной столицы уже ранее заключили контракт на покупку 20 городских автобусов КАМАЗ-5299-40-57 LNG (что в статистике RAMR отразиться еще не успело – авт.).
По расчетам производителя в городском режиме запаса сжиженного метана должно хватать на 300 километров пробега. При этом «криозаправка» (АГНКС) для заправки СПГ в Санкт-Петербурге пока что единственная – на территории одного из предприятий «Газпрома».
Остальные 57 машин (полностью низкопольная модификация 5299-40-57 – на фото) рассчитаны на более традиционный КПГ (запас 197 м3). Вне зависимости от типа топлива все автобусы из питерского контракта оснащаются китайскими газовыми двигателями Weichai WP7NG 290E51 (279 л.с., 1100 Н·м, Евро-5) и «автоматами» ZF 6AP 1220B. При этом, если CNG-автобус рассчитан на перевозку 86 пассажиров, то его LNG-собрат способен взять на борт уже 102 человека: батарея баллонов на крыше очевидно тяжелее одного криобака. Впрочем, из-за его размещения в заднем свесе у такого автобуса меньше сидячих мест в салоне только 26 против 29 у версии КПГ.
Естественно, что автобусы КАМАЗ для Питера оснащены всеми положенными современному транспорту гаджетами и элементами комфорта, как-то: климатической установкой с кондиционером, USB-зарядками и т.д. И хотя стоимость контракта не разглашается, исходя из рассчитанной для предыдущей поставки примерной стоимости в 16 млн рублей за один автобус на КПГ, можно предположить, что суммарно все 360 газовых автобуса обойдутся Северной столице в ~5,76 млрд рублей.
О перспективных моделях Группы ГАЗ мы уже писали, а что касается текущей программы, то выпуск городских ЛиАЗ-5292 и 6213, а также ПАЗов Vector Next продолжится, также как и ранних моделей ПАЗиков (3205 и 4234 без которых российскую глубинку и представить себе не возможно – авт., а также более свежих 3203/3204), хотя есть слухи, что моторостроитель ЗМЗ сворачивает выпуск бензиновых V8, которые будут окончательно заменены дизелями серии ЯМЗ-534 (и возможно Cummins), а также газовыми моторами как ЯМЗ, так и импортными.
Впрочем, в сегменте бюджетных малых и средних автобусов кроме ПАЗиков на нашем рынке также имеется предложение. Так на ComTrans'21 был представлен СимАЗ-2258. Этот почти 9-метровый автобус вмещает 30 пассажиров. Однако грузовое шасси Isuzu с рессорной подвеской и неудобным для обслуживания люком спереди отнюдь не самое оптимальное решение, зато теперь есть и газовый вариант с обновленной передней маской, оцененный в 6,5 млн рублей.
А вот компания «СТ-Нижегородец» привезла на выставку кроме спецкузовов на шасси «Транзита» обновленный капотный автобус модели VSN900 на шасси IVECO Daily, причем, в туристическом 31-местном исполнении. Изменение маски сделало экстерьер этой машины интереснее, чем у своих предшественников.
Кроме в салоне появились дополнительную дверь в середине кузова, а в салоне появились удобные мягкие сиденья, которые снабжены функцией выдвижения в проход. По словам разработчиков у них не получилось только разместить санузел из-за ограниченных габаритов машины. Оценен такой «турист» несколько выше 6 млн рублей.
Одной из неожиданностей ComTrans'21 стал дебют узбекского дизельного автобуса Samauto HD50 на 29 пассажиров (15 мест для сидения). Построенный на аналогичном шасси Isuzu более короткий 8-метровый автобус перевозит 44 пассажира (включая стоящих). Производитель UzAuto уже сертифицировал его в России и просит за него на полмиллиона рублей меньше. Впрочем, до сих пор в России было реализовано лишь 5 (именно пять!) автобусов узбекского производства.
Был показан и городской низкопольный 8,1-метровый мидибус LE60 заднемоторной компоновки на 48 или 56 мест при 23 сидящих. Автобус снабжен кондиционером, пневмоподвеской с книлингом ECAS, системой видеонаблюдения, электронным маршрутоуказателем системой ЭРА-ГЛОНАСС и предпусковым подогревателем 190-сильного дизеля Isuzu 4HK1.
А вот необходимый для страны сегмент междугородних автобусных перевозок на ComTrans'21 был практически проигнорирован отечественными производителями. Разве что КАМАЗ показал уже упоминавшийся пригородный газовый автобус НефАЗ-5299-31-57, который фактически затерялся среди городских водородных и электрических концептов. Очевидно, что данный сегмент отечественного рынка на сегодня практически полностью находится в руках китайских производителей, лишь при самом минимальном предложении отечественных моделей марок ГАЗ, КАМАЗ и Volgabus, ну а передовых, но безумно дорогих «европейцев» могут себе позволить лишь эксклюзивные заказчики вроде международных перевозчиков, да спортивных клубов.
Поэтому от «коучей» на выставке представительствовали лишь традиционные китайские Yutong с газовым (КПГ) ZK6938HB9 (длина 9,4 м и 35–39 посадочных мест),
а также 12-метровый ZK6122H9 (51 или 53 посадочных места) да King Long с 12,2-метровым XMQ6120С на 55 мест.
Их автобусы были похожи как близнецы, включая и цены, так, например, модель XMQ6120С стоит около 11 млн рублей.
P.S. Характерно, что распиаренные на ComTrans'21 «водородбусы» в прогнозе RAMR вообще не просматриваются, если только они не включены в понятие «электрогибридов» заодно с чисто аккумуляторными электробусами. И это несмотря на заявления, например, столичных властей о твердых планах по опытной эксплуатации «водородного общественного транспорта», а также уверения отечественных производителей в реалистичности производства такой техники – при том, что они утверждают, что такие водородные электробусы в 3–9 раз, т.е. практически на порядок (!) дороже обычных дизельных автобусов. Отсюда получается, что тема «Н2» будет сугубо зависеть от инициативы государства и наиболее богатых местных (читай столичных) властей и, думается, не выйдет за пределы нескольких опытных партий (как пока что машин на СПГ-LNG). Ну а что будет дальше – покажет только время…
P.P.S. Кстати, для справки: в ЕС решено выделить на закупку «зеленых» электробусов и газовых автобусов, а также организацию зарядной/газозаправочной сети и прочую сопутствующую инфраструктуру 1,25 млрд евро только до 2024 года.
Следите за новостями на портале www.rim3.ru
Загрузка