Европа начала ускоренно закрывать автомобильные заводы
16 декабря 2025
Из-за сворачивания европейского автопрома без работы к 2030 году останутся 100 тысяч рабочих
Александр Климнов, фото производителей
В условиях заявленного ЕС полного перехода к 2035 году от автомобилей с ДВС (ICE) на ZEV, т.е. BEV и FCEV, а также конкурентной борьбы с продуктами китайского автопрома, возникших проблем с экспортом (на фоне пошлин, заявленных Трампом), многие из них сегодня находятся в состоянии глубокого кризиса.
По оценкам некоторых экспертов, уже почти треть заводов по производству автомобилей в Европе оказались под угрозой закрытия.
Ситуация подталкивает производителей снижать объемы, либо переносить сборку в те страны, где более низкие затраты.
Глава Европейской автомобильной ассоциации ACEA и немецкого автоконцерна Mercedes-Benz Ола Каллениус недавно предупредил ЕС о грядущем крахе автопрома.
По его прогнозам, автомобильной промышленности осталось буквально несколько лет, сообщает Autonews.ru.
Другие издания пишут, что, согласно последним опросам, уже 70% европейских поставщиков ощущают давление со стороны китайских конкурентов, и, если не принять меры, производство в Европе окажется под угрозой.
Ранее агентство Bloomberg предрекало, что в Евросоюзе начнут массово закрываться автомобильные заводы, поскольку они с 2023 года работают в условиях недозагрузки и перепроизводства.
И вот пошли волной подтверждения этого, так впервые за 50 лет с 1 декабря текущего года остановился финский автомобильный завод Valmet Automotive.
Сотрудники завода в Уусикаупунки начали получать уведомления об увольнениях. Об этом сообщает новостная лента финской телерадиокомпания Yle.
В разные годы своей полувековой истории этот завод выпускал автомобили SAAB и Opel (а в 1997–98-м даже LADA – авт.), а с 2013 года здесь собирались некоторые модели Mercedes-Benz.
Сейчас окрасочная и сборочная линии остановлены, а гендиректор предприятия Паси Раннус уже подтвердил, что никаких новых соглашений с автопроизводителями не подписано.
Среди тех, кто может закрыть свои заводы, также назывались немецкие BMW, Mercedes-Benz и Volkswаgen, а также французский Stellantis.
Также в феврале нынешнего года Stellantis объявил о прекращении производства автомобилей на своем заводе в Лутоне, где последним выпущенным транспортным средством стал фургон Opel/Vauxhall Vivaro.
Этот завод, открывшийся в начале 20-го века, был одним из старейших в Великобритании и занимался производством таких моделей, как Opel/Vauxhall Vectra, Cavalier и Frontera.
Производство автомобилей на предприятии Stellantis France в ближайшие три года сократится на 11%, заявили представители профсоюзов.
Об этом 1 декабря сообщил французский телеканал BFMTV.
Сокращение производства напрямую коснется трех из пяти заводов Stellantis France, в результате чего прогнозируется, что выпуск автомобилей упадет до 587 800 ед. к 2028 году.
Ради улучшения финансовой ситуации концерн Volkswagen Group идет на жесткие меры экономии – еще в конце ноября 2024 года было объявлено о закрытии трех заводов в Германии.
В начале 2025-го немецкая Audi проанонсировала закрытие своего бельгийского завода в Брюсселе и 8 февраля предприятие, выпускавшее большие электрические кроссоверы Q8 e-tron и Q8 e-tron Sportback, собрало их последние экземпляры.
Летом появилась информация о намерении производителя закрыть знаменитую стеклянную мануфактуру в Дрездене, и теперь эти планы реализованы – впервые за свою 88-летнюю историю концерн Volkswagen закрыл свой завод на территории Германии.
Завод Volkswagen в Дрездене, некогда считавшийся витриной промышленной мощи немецкого автопроизводителя, остановлен 16 декабря, после 24 лет работы и более чем 165 500 выпущенных автомобилей.
Последним с конвейера в Дрездене сошел красный электрохэтчбек VW ID.3, на котором оставили свои подписи все сотрудники предприятия: этот экземпляр сохранят в качестве памятного экспоната.
Напомним, что завод в Дрездене открыли в 2001 году под сборку роскошного седана Volkswagen Phaeton, которая завершилась спустя 15 лет производства.
После начала выпуска электрической версии хэтчбека Volkswagen e-Golf в 2017 году эта фабрика оказалась первой площадкой концерна, полностью перешедшей на изготовление электромобилей, на которой с 2021 года делали только электромобили ID.3.
Теперь компания Volkswagen совместно с властями Саксонии и Дрезденским техническим университетом намерена превратить бывший завод в инновационный кампус для работы в сферах искусственного интеллекта, робототехники, микроэлектроники и проектирования микросхем.
В общей сложности в объект планируется вложить свыше 50 млн евро.
Оставшимся 230 сотрудникам предприятия предложены выходные пособия или возможность перевода на другие предприятия концерна Volkswagen.
При этом отказываться от электромобилей в компании не спешат, но отныне упор делают на доступные модели, такие как e-Polo (бывш. ID.2).
И все равно прогнозы неутешительны: к 2030 году только в Германии может исчезнуть до 100 тысяч рабочих мест.
Volkswagen планирует сократить 35 тысяч сотрудников, Audi – 7,5 тысячи, Bosch – 18,5 тысячи.
Производители комплектующих и запчастей Continental, ZF, Schaeffler, Porsche и Ford также объявили о масштабных сокращениях и закрытии заводов.
P.S. Так, что вопрос, сумеет ли европейский автопром приспособиться к новой реальности (в том числе без дешевых российских энергоносителей), остается открытым.
Подписывайтесь на наш Тelegram-канал и следите за обновлениями! Подписаться.