Евросоюз отказался от полного запрета ДВС с 2035 года
22 декабря 2025
Еврокомиссия опубликовала «Автомобильный пакет», в котором требования о полном переходе к ZEV смягчены со 100 до 90% для легковушек и с 50 до 40% для LCV
Александр Климнов, фото acea.auto
Еврокомиссия опубликовала на днях т.н. «Автомобильный пакет» со смягченными требованиями по декарбонизации автомобильного рынка, в котором требования о полном переходе в Европе к машинам с нулевыми выбросами CO2 смягчены со 100 до 90% для легковушек и с 50 до 40% для LCV.
Причем сделано это для поддержки усилий автомобилестроительного сектора по переходу к «чистой мобильности».
Пакет устанавливает амбициозную, но прагматичную политику, обеспечивающую климатическую нейтральность и стратегическую независимость ЕС к 2050 году, одновременно предоставляя автопроизводителям большую гибкость, а также отвечает на призывы промышленности ЕС упростить правила.
Генеральный директор Европейской ассоциации автопроизводителей (ACEA) Сигрид де Врис заявила во вторник 16 декабря: «Сегодняшние предложения [Еврокомиссии] справедливо признают необходимость большей гибкости и технологической нейтральности, чтобы сделать «зеленый переход» успешным. Это представляет собой значительное изменение по сравнению с действующим законодательством. Однако «дьявол кроется в деталях». Теперь мы изучим пакет и будем работать с законодателями по доработке и укреплению предложений там, где это необходимо».
ACEA пишет, что на первый взгляд «Автомобильный пакет» требует более решительных мер для облегчения перехода в ближайшие несколько лет.
Без срочных мер по увеличению гибкости нормативов по карбоновым выбросам легковых автомобилей и LCV к 2030 году – рубежу, который наступит уже через четыре года и ограничения 2035 года могут получить ограниченный эффект.
Кроме того, установление строгих условий по различным элементам пакета может иметь контрпродуктивное влияние на открытость и конкурентоспособность технологий. В частности, чрезмерно строгое требование применять комплектующие только с клеймом «сделано в ЕС» и предлагаемая система компенсации выбросов CO2 требуют дальнейшей тщательной оценки.
ACEA приветствует особое внимание к легким коммерческим автомобилям (LCV) – сегменту автомобилей, находящемуся в критической ситуации, благодаря усредненному соблюдению требований и снижению целей до 2030 года (доля нулевыми выбросами снижена с 50 до 40% – авт.), а также ряду мер в отношении автобусов, включая флит-закупки машин типа ZETs (грузовики с нулевыми выбросами) и снижение бюрократических издержек на 706 млн евро в год за счет упрощения процесса сертификации, что вкупе с другими мерами должно дать общую экономию в 14,3 млрд евро.
Аналогично, целевая поправка для тяжелых коммерческих транспортных средств – это первый шаг положительный, требующий быстрого принятия.
За этим должен последовать ускоренный пересмотр регулирования уровня выбросов CO2 для сегмента HCV, который не может ждать до 2027 года. Сегменту необходима срочная оценка и регулярный мониторинг состояния наиболее критических условий для благоприятного зеленого перехода.
ACEA также отмечает, что Комиссия дополнительно предложила сделать производство малолитражных автомобилей в Европе более конкурентоспособным в рамках программы Automotive Omnibus, что заслуживает более тщательного рассмотрения.
Объявленные меры по обязательному озеленению корпоративных автопарков рискуют противоречить рыночному и стимулирующему подходу.
Автопром поддерживает стимулы и благоприятные условия для всех сегментов транспортных средств и отмечает, что тяжелые транспортные средства также нуждаются в соответствующих мерах стимулирования спроса.
• Автомобильная промышленность ЕС остается полностью приверженной этой трансформации. На сегодняшний день она предлагает более 300 моделей легковых электромобилей, 70 типов батарейных LCV и более 45 моделей электрогрузовиков, что представляет собой инвестиции в несколько сотен миллиардов евро в электрификацию.
• ACEA призывала к срочному пересмотру действующих стандартов CO2 для автомобилей и фургонов, поскольку в условиях сегодняшних [неблагоприятных] рыночных условий цели по сокращению выбросов CO2 на 2030 и 2035 годы для легковых автомобилей и LCV уже не являются реалистичными. Рыночные реалии также требуют более детализированной «трехполосной» системы с индивидуальными мерами для автомобилей, фургонов и тяжелых транспортных средств (HDV).
• Технологически нейтральный подход к правилам снижения выбросов CO2 для автомобилей и фургонов приближает сложную системную трансформацию автотранспорта к потребительским, промышленным и геополитическим реалиям. Электромобильность останется доминирующим направлением, но другие жизнеспособные технологии также могут помочь сократить выбросы.
• Гибкость соблюдения требований также имеет значение, так как за счет этого выигрывается время для развития инфраструктуры зарядки, чтобы догонять и поддерживать массовое внедрение электромобильности во всех странах-членах ЕС.
В рамках «Автомобильного пакета» Еврокомиссия изменила цель для автопроизводителей на 2035 год, которые должны будут снизить выброс вредных веществ на 90%, а оставшиеся 10% выбросов должны будут компенсироваться использованием стали, произведенной в ЕС при низком уровне выбросов СО2, или использованием электронного топлива (т.н. е-бензин и е-дизель) и биотоплива.
Это позволит подключаемым гибридам (PHEV), гибридам с ДВС–удлинителям запаса хода (EREV), мягким гибридам (MHEV) и даже традиционным автомобилям с двигателем внутреннего сгорания (ICE) продолжать играть свою роль и после 2035 года как и аккумуляторным электромобилям (BEV) и электромобилям с водородными топливными элементами (FCEV).
До 2035 года автопроизводители смогут воспользоваться «суперкредитами» за выпуск компактных (длиной до 4,2 м) недорогих электромобилей, но произведенных исключительно на территории Евросоюза.
Это должно стимулировать выведение на рынок большего числа небольших моделей электромобилей.
Для целевой цели к 2030 году для автомобилей и фургонов вводится дополнительная гибкость за счет разрешения «кредитов и лизинга» на 2030–2032 гг.
Дополнительная гибкость предоставляется сегменту LCV, где внедрение электромобилей оказалось конструктивно сложнее. Так, целевой объем продаж электрофургонов на 2030 год сокращен с 50% до 40%.
Предлагается сократить количество вторичных законов, которые будут приняты в ближайшие годы, и упростить тестирование новых пассажирских фургонов и грузовиков.
Это позволит снизить затраты при сохранении высоких экологических и безопасных стандартов.
Внедрение электрических фургонов в внутреннем транспорте поддерживается мерами, которые ставят их на равные с фургонами с двигателем сгорания по времени отдыха и правилам водителей.
Комиссия также предлагает более гибкое целенаправленное изменение стандартов выбросов CO2 для тяжелых транспортных средств (HDV), что должно облегчить достижение целевых показателей до 2030 года.
Для укрепления собственной аккумуляторной промышленности Европы принята программа Battery Booster в объеме 1,8 млрд евро, которая должна ускорить развитие полностью европейской цепочки создания стоимости аккумуляторов.
В рамках программы Battery Booster 1,5 млрд евро должны поддержать европейских производителей аккумуляторных элементов через беспроцентные кредиты.
Дополнительные целенаправленные политические меры будут поддерживать инвестиции, создавать европейскую цепочку создания стоимости аккумуляторов и стимулировать инновации и координацию между государствами-членами.
Эти меры повысят конкурентоспособность сектора по цене, обеспечат безопасность цепочек поставок на рынке и поддержат устойчивое и устойчивое производство в ЕС, способствуя снижению рисков со стороны доминирующих игроков мирового рынка.
Меньше бюрократии и более сильные условия для перехода
Программа Автомобильный омнибус снизит административную нагрузку и сократит расходы для европейских производителей, повысит их глобальную конкурентоспособность и освободит ресурсы для декарбонизации.
Ожидается, что бизнесы будут экономить примерно €706 миллионов в год, что увеличит административную экономию благодаря всем комплексным инициативам и инициативам по упрощению, представленных Комиссией на сегодняшний день, до примерно €14,3 млрд в год.
Комиссия также обновляет и гармонизирует правила маркировки автомобилей, чтобы клиенты могли получить полную информацию о выбросах автомобилей при покупке.
P.S. Хотя Еврокомиссия и вняла отчаянным призывам европейского автопрома по снижению экологических планок и сохранению производства ДВС и за горизонтом 2035 года, ее стремление электрифицировать автотранспорт никуда не делось, а только несколько переформатировано и стало более гибким, но от глобальной неудачи самого проекта энергоперехода отнюдь не гарантирует.
Подписывайтесь на наш Тelegram-канал и следите за обновлениями! Подписаться.