Карлос Гон назвал план слияния Nissan с Honda «шагом отчаяния»
20 декабря 2024
Экс-глава Nissan Карлос Гон назвал ее план слияния с Honda «не прагматичной сделкой» из-за отсутствия синергии между двумя компаниями
Александр Климнов, фото Bloomberg
По словам экс-председателя испытывающего трудности японского автопроизводителя Nissan Motor Co. Карлоса Гона (фото на заставке) обсуждение объединительной сделки с Honda Motor Co. происходит в «режиме паники».
Сегодня 20 декабря в интервью на Bloomberg Television он сказал: «Это отчаянный шаг. Это не прагматичная сделка, потому что, честно говоря, синергию между двумя компаниями трудно найти».
Компания Honda Motor подтвердила на этой неделе, что рассматривает несколько вариантов, включая слияние, объединение капитала или создание холдинговой компании с компанией Nissan Motor.
Также стало известно, что Hon Hai Precision Industry Co. – тайваньский контрактный производитель Apple iPhone (также имеет и автомобильное подразделение – авт.), известный под торговой маркой Foxconn, приостанавливает свои усилия по приобретению Nissan в ожидании признаков того, что два автопроизводителя добьются прогресса в заключении сделки по слиянию, поскольку вызовы со стороны американской Tesla Inc. и китайских конкурентов требуют реструктуризации автомобильной промышленности Японии.
Напомним, что 70-летний Карлос Гон проживает в Бейруте с тех пор, как пять лет назад совершил дерзкий побег из Японии, после годичного содержания в Токио под домашним арестом.
Находясь под залогом по обвинению в финансовых нарушениях, он нанял частную охранную фирму, которая устроила его нелегальный побег из Японии в Ливан на частном самолете в ящике из под музыкального оборудования. Будучи ливанцем по рождению, Гон рассчитывал на то, что его малая родина редко экстрадирует своих граждан.
Компания Nissan Motor и Карлос Гон уже более шести лет продолжают вести судебные баталии друг против друга после того, как японские руководители «Ниссана» организовали его арест и увольнение из компании.
Производитель утверждает, что его бывший председатель занижал свои доходы и незаконно присваивал активы компании в корыстных целях.
Гон отверг обвинения и обвинил Nissan в нанесении ущерба его финансам и репутации.
Две японские автомобилестроительные (Honda, напомню, еще и крупнейший в мире за последние полвека продуцент мотоциклов, охватывающий около трети их мирового производства и продаж – авт.) компании вместе могут стать третьей по величине автомобилестроительной группой в мире после Toyota Motor Co. и Volkswagen Group.
Ниже приведены статистика компаний и возможные объемы после слияния:
Сбытовой
В 2023 году Honda продала 3,98 млн автомобилей (а также 18,4 млн мотоциклов – авт.) по всему миру, в то время как Nissan продал 3,37 млн автомобилей.
Совокупные продажи обеих компаний в 2023-м составили 7,35 млн автомобилей, что больше 7,31 млн, о которых сообщила южнокорейская HMC (Hyundai и ее дочерняя компания Kia) – в настоящее время третья по величине автомобильная группа в мире.
Производство
В прошлом году Honda произвела 4,19 млн автомобилей по всему миру, в то время как Nissan произвел 3,44 млн.
Сотрудники
Согласно документам по ценным бумагам, в Honda работало 194 993 сотрудника, в то время как в Nissan на конец марта работало 133 580 человек.
Рыночная капитализация
Рыночная капитализация Honda составляет около $44 млрд, в то время как рыночная капитализация Nissan составляет около $10 млрд (после беспрецедентного роста цен на акции в среду), а это означает, что стоимость их полного слияния превысит гигантскую сделку в $52 млрд между Fiat Chrysler (FCA) и PSA в 2021 году по созданию группы Stellantis.
Основные рынки
Самым важным рынком для Honda выступают США, на долю которых пришлась треть продаж автомобилей в 2023 году.
Вместе с Канадой и Мексикой, на Северную Америку приходилось 37% продаж, в то время как на долю Китая – 31%, а на внутренний рынок Японии – 15%.
А вот на Европу пришлось всего 2% продаж «Хонды».
Крупнейшим рынком Nissan также остается Северная Америка, на долю которой приходится 37% автомобилей, проданных в 2023 финансовом году, из которых на долю США пришлось 27%.
На Китай пришлось 23%, на Японию – 14% и на Европу – 10% продаж Nissan.
Цели электрификации
Если Honda поставила перед собой цель увеличить производство машин на новых источниках энергии (NEV) до более чем 2 млн в год к 2030 году, когда автопроизводитель намерен достигнуть 40% своих продаж новых автомобилей на BEV и FCEV (электромобили на топливных элементах).
С 2040 года Honda намеревается продавать только BEV и FCEV, а к 2050 году декарбонизировать и мотоциклы, т.е. полностью перейти на электробайки.
Впрочем, поскольку бензиново-электрические гибридные автомобили завоевали популярность на ключевом рынке Северной Америки, то Honda в среду 18 декабря объявила о дополнительной цели продавать к 2030 году 1,3 млн гибридов (PHEV) в год, что вдвое больше, чем в 2023 году.
Бывший когда-то пионером в области крупносерийного производства электромобилей Nissan Motor, представивший в 2010 году свой первый массовый BEV модели LEAF, стремится к тому, чтобы к 2030 году электромобили и гибриды составляли 60% его мировых продаж, как было объявлено в последнем обновлении стратегии, опубликованном в марте нынешнего года.
P.S. Позиция бесконечно обиженного на «Ниссан» Карлоса Гона понятна и объяснима. Впрочем, примерно такое же мнение насчет выживания крупных автомобильных групп ранее высказывал и только что уволенный из концерна Stellantis Карлос Таварес, считающий, что в мировом автопроме наступила «новая дарвиновская встряска» со слияниями и разорениями, по окончании которой в мире останется лишь «кучка» автопроизводителей.
Загрузка
Автодилер и избранный сенатор от Огайо Берни Морено предлагает группе Stellantis вернуть независимость ее американским брендам Chrysler, Jeep, Dodge и Ram
Владельцы концерна Volkswagen Group упорствуют в решении о закрытии заводов и массовых увольнениях в Германии – профсоюз угрожает бессрочной забастовкой