Мерседес окончательно развелся с ГАЗом

Мерседес окончательно развелся с ГАЗом

5 октября 2020


Концерн Daimler прекратил контрактную сборку Mercedes-Benz Sprinter Classic на АЗ ГАЗ


автор

Александр Климнов, фото автора, Р.Яблонского и Ъ


Целых два года потребовалось бренду Mercedes-Benz (концерн Daimler AG), чтобы после приостановки производства легких коммерческих автомобилей (LCV) на мощностях Группы ГАЗ (принадлежащей Олегу Дерипаске), чтобы объявить об окончательном завершении проекта. Российское подразделение «Мерседес-Бенц АГ» немецкой компании заявило, что выпускавшееся в Нижнем Новгороде семейство Mercedes-Benz Sprinter Classic (W909) больше уже не отвечает требованиям клиентов при том, что именно данная модель LCV, благодаря приемлемой цене, помогла немецкому бренду поднять объем продаж в России. Хотя параметры контракта и объявлены коммерческой тайной, но эксперты считают, что, скорее всего, Mercedes-Benz вряд ли окупил вложенные инвестиции в объеме 100 млн евро.
SAM_5440.jpg
Фактически выпуск модели Mercedes-Benz Sprinter Classic (T1N или W909) на мощностях АЗ ГАЗ в Нижнем Новгороде, завершился еще в июле 2018 года, хотя сам Daimler признал приостановку производства только в январе 2020 года, официально ссылаясь на сложности с поставками комплектующих (якобы из-за санкционных ограничений). Тогда концерн подчеркивал, что возобновление производства вскоре вновь состоится. Ну, а Группа ГАЗ заявила, что на время простоя сотрудники были отправлены в оплачиваемый отпуск. На конвейере СП работали сотрудники ГАЗа, а в офисе – «Даймлера». В «Мерседес-Бенц АГ» заявили, что кандидатуры сотрудников проекта Sprinter Classic рассматриваются под открытые вакансии внутри компании. В свою очередь ГАЗ отмечает, что ему пришлось сократить часть рабочих мест: «В отдельных случаях мы нашли возможность перевести людей на другие производственные проекты ГАЗа».
SAM_5441.jpg
При этом владельцам уже эксплуатирующихся «Классических Спринтеров» беспокоиться не нужно – компания «Мерседес-Бенц АГ» продолжит предоставлять им полный объем послепродажного обслуживания.
SAM_5479.jpg
На сегодня модельная линейка подразделения Mercedes-Benz Vans (отвечающего за реализацию в России машин LCV – авт.) включает самое свежее поколение Sprinter VS30 (W907 с задним приводом и W910 с передним), минивэн V-Класс и Vito (серия Br447). В 2018 году в РФ компания реализовала 6,3 тыс. LCV, из которых на Sprinter Classic приходилось ~5,1 тыс. В 2019 году из стоков реализовано последние 203 «Классика», при этом общие продажи LCV марки «Мерседес» упали на 75%, до 1,6 тыс.
DSC00288.gif
Напомним, что проектные мощности производства Daimler на АЗ ГАЗ составляли 25 тыс. в год. Инвестиции составляли более 190 млн евро, из которых более 100 млн евро были вложены немецким концерном.
Под данный проект на ГАЗе были модернизированы 100 000 м2 производственных и логистических объектов, построены новые цеха окраски и штамповки, которые, впрочем, сегодня используются для выпуска автомобилей марки ГАЗ, и внедрили систему качества, аналогичную применяемой на заводах Daimler. Локализация сборки на ГАЗе (сварка и окраска кузова ЦМФ, подсборка шасси и окончательная сборка на конвейере) и Ярославском моторном заводе (производство дизеля ОМ 646) «помогла компании Mercedes-Benz Vans обеспечить рекордные продажи марки на российском рынке», отмечают там.
  
Так как локализация модели Sprinter Classic превышала 50%, то ее поставляли в страны Таможенного союза, например, в Белоруссию и Армению, а ряд компонентов для двигателя поступает на центральный склад концерна в Германии, откуда они отправляются клиентам по всему миру.

При этом одни представители расстающихся компаний считают, что срок контракта между ними и так подходил к концу, а другие отмечают, что такой договор, в принципе, традиционно ежегодно продлевался. Параметры расторжения представители игроков не комментируют.

По мнению экспертов Группа ГАЗ могла бы претендовать на возмещение упущенной выгоды, а также расходов на консервацию, охрану площадки, амортизацию и содержание склада. С другой стороны в таких договорах обычно оговаривается прекращение производства из-за существенного изменения внешних условий, что подразумевает отсутствие санкций. Однако Группа ГАЗ как раз включена в SDN-список OFAC США и в отношении нее пока что действует очередная отсрочка по введению санкций, так что вполне возможно, что Daimler воспользовался именно данным поводом для расторжения сборочного контракта.

В агентстве «Автостат» отмечают, что успех модели Sprinter Classic (T1N) на российском рынке был обусловлен конкурентоспособной ценой при знаменитой надежности автомобилей бренда Mercedes-Benz. При этом даже с учетом морального старения модели клиентура сегмента LCV ориентируется прежде всего на соотнишение цены и практичности. Кроме того, стоимость доработок едва ли сопоставима с уже произведенными инвестициями, а судя по тому, что решение о прекращении производства откладывалось, они так и не окупились. Возможно, что Daimler и ожидал снятия санкций, но разразившаяся пандемия заставила принять радикальное решение о прекращении контракта.

P.S. Думается, что неуспех Mercedes-Benz Sprinter Classic произошел по ряду причин как маркетингового, так и форс-мажорного (санкционного) характера. В начале производственного цикла в 2014–2018 гг. серия Sprinter Classic пользовалась неплохим спросом, в том числе благодаря флит-продажам Минздраву и компаниям-пассажироперевозчикам для использования в качестве скорой помощи и маршруток, тогда как простые развозные фургоны большим спросом не пользовались. Огромное значение сыграл и фактор конкуренции: СП «Форд СОЛЛЕРС» освоило практически параллельно с Daimler выпуск в Елабуге серии Transit актуального VIII поколения, что при достижении достаточно высокого уровня локализации и использовании достаточно дешевых турецких комплектующих и позволило ему вытеснить конкурента с российского рынка.

Загрузка

Подписаться

Подписаться бесплатно.


  • Комментарии
Загрузка комментариев...

За три квартала 2025 года с конвейеров российских автозаводов сошло 695 тысяч автомобилей

За три квартала 2025 года с конвейеров российских автозаводов сошло 695 тысяч автомобилей

В России за три квартала 2025 года производство легковых автомобилей снизилось на 2,7%, LCV – на 33%, грузовиков и автобусов – на 30%

03.11.2025

Бывший глава Stellantis предрекает мировому автопрому азиатское иго

Бывший глава Stellantis предрекает мировому автопрому азиатское иго

Карлос Таварес предрекает распад концерна Stellantis, выход Tesla из автомобильного бизнеса и вообще полный переформат европейского и мирового автопрома под руководством азиатских брендов

01.11.2025

Вице-премьер Денис Мантуров утверждает что почти все автозаводы в России перезапущены

Вице-премьер Денис Мантуров утверждает что почти все автозаводы в России перезапущены

В РФ перезапущены 11 остановленных автозаводов «российских иномарок», а скоро запустят и 2 последние площадки

31.10.2025

Автомобильное производство на бывшем заводе General Motors в Шушарах возобновят в 2026 году

Автомобильное производство на бывшем заводе General Motors в Шушарах возобновят в 2026 году

Производство автомобилей по полному циклу на бывшей площадке GM и Hyundai  по Питером начнется в 2026 году

30.10.2025

Эмблема Opel может засиять на китайских электромобилях Leapmotor

Эмблема Opel может засиять на китайских электромобилях Leapmotor

Модели китайского производителя Leapmotor, собираемые в Испании могут выйти на рынок Европы под брендом Opel

29.10.2025

Китайский автопром нацелился к 2040 году на 80-процентную долю электромобилей и автопилоты 4-го уровня автономности

Китайский автопром нацелился к 2040 году на 80-процентную долю электромобилей и автопилоты 4-го уровня автономности

Китай надеется с помощью инноваций стать в ближайшие 15 лет лидером мирового автопрома

24.10.2025

Volkswagen приостанавливает производство из-за дефицита полупроводников Nexperia

Volkswagen приостанавливает производство из-за дефицита полупроводников Nexperia

Европейский автопром может остановиться в ближайшие недели из-за запрета на поставки китайских полупроводников Nexperia

23.10.2025

Возврат к списку

Нажимая кнопку «Принимаю» и продолжая использовать данный сайт, Вы соглашаетесь с условиями обработки cookie.