Главная
Мир завоюют «мягкие» и «полные» гибриды

Мир завоюют «мягкие» и «полные» гибриды

Мир завоюют «мягкие» и «полные» гибриды

28 Октября 2019


JP Morgan считает, что к 2035 году в основном будут продаваться неподключаемые гибриды (HEV)


автор

Александр Климнов, фото Bentley


Аналитическое агентство JP Morgan выпустило отчет, в котором исследует развитие электромобилей и то, как автомобильная отрасль будет выглядеть к 2025 году.

В своем исследовании группа JP Morgan предсказывает в ближайшие десятилетия бум на рынке, нет, не электромобилей и(или) подключаемых гибридов, но бум т.н. «мягких» (Mild Hybrid) и «полных» гибридов (Full Hybrid), т.е. автомобилей с 48-вольтовой энергосистемой с мощным генератором-стартером и небольшой бустерной аккумуляторной батареей, работающих в режиме рекуперации, а также гибридов типа Toyota Prius без подключения к зарядной сети. Именно они должны потеснить традиционные автомобили с бензиновыми и дизельными ДВС ныне все больше упоминаемые под аббревиатурой ICE. Чисто аккумуляторные электромобили (BEV) также получат определенное распространение, но преимущественно в богатых странах «золотого миллиарда», а также в Китае и в Индии, но вот подключаемые гибриды (PHEV) массового распространения так и не добьются.
Автомобильная индустрия претерпевает радикальные преобразования, и большинство автопроизводителей согласны с тем, что следующие 10 лет принесут больше изменений, чем два предыдущих десятилетия (и все предыдущее столетие – авт.). Следующей целевой датой, названной автопроизводителями в качестве переломного момента, стал 2025 год, когда все от материалов и топлива до стоимости самих компаний-продуцентов будет выглядеть совершенно иначе.
tab1.jpg
Автопроизводители готовятся к поэтапному отказу от традиционных автомобилей (ICE), приводимых в действие исключительно двигателями внутреннего сгорания (ДВС), поскольку правительства стремятся решить проблему изменения климата из-за выбросов углекислого газа (CO2) при использовании ископаемого топлива. Продажи электромобилей и гибридов растут, и к 2025 году на них будет приходиться около 30% всего автомобильного рынка. Для сравнения, в 2016 году на подключаемые электромобили (PEV) пришлось менее 1 млн ед. или 1% мировых продаж.
По оценкам JP Morgan, к 2025 году этот показатель возрастет до 8,4 млн машин или 7,7% рынка. И хотя этот скачок будет вполне значимым, но он не сможет сравниться с ожидаемым ростом продаж HEV – гибридных автомобилей, в которых ДВС скомбинирован с электрической трансмиссией. Прогнозируется, что вот этот сектор увеличится с 3% мирового рынка до 23% мировых продаж или до более чем 25 млн автомобилей. Таким образом, в 2025 году на ICE (включая NGV – автомобили на газомоторном топливе – авт.) будет приходиться около 70% мирового рынка, а к 2030 году этот показатель снизится до 40%, причем, продажи сосредоточатся преимущественно на развивающихся рынках (к которым, JP Morgan несомненно относит и Россию – авт.).
Как в Северной Америке, так и в Европе гибриды (HEV) и электромобили (BEV) будут лидировать в течение следующего десятилетия, тогда как подключаемые гибриды (PHEV) не будут слишком популярными ни в одном регионе. В Европе сегмент PEV (BEV+PHEV) вырастет с примерно 2% от общего объема продаж новых автомобилей в 2017 году до примерно 9% к 2025 году, что к середине следующего десятилетия превысит 1,5 млн автомобилей. К 2025 году ожидается резкий переход от ТС типа ICE исключительно к BEV и HEV. На этот период JP Morgan прогнозирует, что продажи BEV в Японии и Корее достигнут 384 тыс., что составит 6% рынка, а рынок HEV приблизится к 1,8 млн или 27% от общего объема продаж.
tab2.jpg
Между тем, в США ужесточение правил экономии топлива (CAFE), вероятно, подтолкнет автопроизводителей расширять свои линейки электромобилей, но все же не в том же темпе как в Европе, где уже вступают в силу штрафы за выбросы CO2. Тем не менее, общие продажи PEV и неподключаемых гибридов (HEV), по оценкам, составят более 38% от общего объема продаж в 2025 году.
tab0.jpg
С точки зрения производства и продаж электромобилей ни одна другая страна не может сравниться с Китаем. Ожидается, что к 2020 году на долю КНР будут приходиться ошеломляющая доля в 59% от мировых продаж, после чего к 2025 году, согласно данным JP Morgan, она немного снизится до 55%. Ранее рост сегмента городских мини-электромобилей с аккумуляторами меньшей емкости, предназначенных для передвижения на короткие расстояния (около 100–150 км), помог повысить популярность электромобилей в Китае в целом. Цены на мини-электромобили начинались примерно с 40 000 юаней ($6250), что делало их доступными. Исследовательская группа JP Morgan прогнозирует, что совокупный годовой темп роста (CAGR) китайского рынка ТС на новых видах энергоносителей (NEV), т.е. BEV+PHEV+FCEV достигнет 46% к 2020 году, при этом в данном году будет произведено 2,5 млн таких машин, что на 25% выше целевого показателя правительства, оставляющего 2 млн ед. Данный прогноз основан на нескольких ключевых факторах:
Быстрое снижение стоимости аккумуляторов
Цены на аккумуляторные ячейки падают на 15-20% ежегодно, поскольку масштабы производства все увеличиваются, а поставщики аккумуляторов все чаще снижают свою норму прибыли. Это должно позволить Китаю к 2020 году довести производство электромобилей до паритета затрат с компактными ICE. Однако отмена с июля 2019 года схем субсидий, введенных в 2018 году, привела к резкому спаду продаж BEV с недостаточным запасом хода, хотя и не остановила рост некоторых PHEV премиального сегмента.
АККУМУЛЯТОРНЫЕ БАТАРЕИ
В производстве аккумуляторов для электромобилей и гибридов на сегодня доминирует относительно небольшое количество игроков. Азиатские производители занимают львиную долю в мировом производстве. Так, на Panasonic приходится 40%, на LG Chem – 18% рынка. Компания CATL лидирует в инвестициях в Китае и в настоящее время занимает 23% мирового рынка. Цены на аккумуляторы резко упали за минувшее десятилетие примерно с $1000 за кВт•ч в 2010 году до ~$210-230 за кВт•ч в 2017-м и продолжают падать в 2018–2019 гг. Для того чтобы BEV стали конкурентоспособными по стоимости с ICE, себестоимость аккумуляторов должна упасть ниже уровня $100 за кВт•ч, что по оценкам JP Morgan Research должно настать к середине следующего десятилетия или ранее.
tab3.jpg
Руководитель отдела исследований и стратегий рынка металлов JP Morgan Наташа Канева считает: «Автопроизводители и производители аккумуляторов очень чувствительны к затратам на сырье. Пропорционально стоимость сырья со временем будет увеличиваться относительно общей стоимости аккумуляторной батареи. Фактически, если средние цены на аккумуляторные батареи упадут с $209 за кВт•ч до $100 за кВт•ч, но затраты на сырье при этом останутся прежними, то доля сырья составит 56% от цены аккумулятора, что существенно выше, чем сегодняшние 27%».
Поскольку номенклатура электромобилей меняется, а отрасль расширяется, то это повлияет на спрос и, соответственно, цену некоторых товаров. Согласно прогнозам JP Morgan Research в 2025 году мировой спрос на литий будет расти, главным образом, за счет роста продаж электромобилей в Китае. Повышение спроса на никель в электромобилях также как ожидается, подтолкнет цены на него к росту, а сегмент аккумуляторов будет на пути к тому, чтобы стать к середине следующего десятилетия вторым по величине потребителем никеля после рынка нержавеющей стали. Из основных металлов после никеля второе место с точки зрения потенциала роста спроса занимает медь. Данный металл используется не только во всех элементах энергосистемы электромобиля, но и в стационарных зарядных портах, станциях и кабелях. Спрос на алюминий также значительно увеличится, так как из него делаются кузова электромобилей, а их популярность все возрастает. Кстати, возможно, что достаточно широкое применение найдут воздух-алюминиевые ЭХГ, а это уже переведет потребность в «алюминиевом топливе» на принципиально другой уровень.
ЗАРЯДКА
По мере роста продаж и парка электромобилей инфраструктура зарядки должна подтягиваться, и Китай также выигрывает в этой области. К 2020 году Государственный совет КНР планирует создать 4 млн новых зарядных постов и 12 000 зарядных станций, в строительство которых государственные компании, такие как China State Grid, вкладывают значительные средства. В Европе основными движущими силами будут коммунальные предприятия и нефтяные компании, например, Shell и Engie вышли на этот рынок в 2017 году с приобретением компаний NewMotion и EVBox, соответственно, (кроме того немецкие автомобилестроители организовали консорциум IONITY – авт.). В США (богатейший и наиболее экологически уязвимый – авт.) штат Калифорния берет на себя инициативу и планирует инвестировать $1 млрд в сеть зарядочных станций.
КАКИХ ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ ВЫБИРАЕТ ЛИДЕР?
В Китае крупнейшими производителями электромобилей выступают Пекинская автомобильная промышленная корпорация (BAIC), а также компании BYD и ZhiDou. В прошлом году модель BAIC EC180 стала самым продаваемым электромобилем в Китае, стоимость которого после субсидий составляла около $7750 при запасе хода около 177 км и максимальной скорости 100 км/ч. Концерн General Motors недавно объявил о планах по запуску в Китае 10 новых электромобилей и гибридов в период с 2021 по 2023 год, добавив их к 10 моделям уже запланированным на 2016-2020 гг.
Компания Tesla Inc. со штаб-квартирой в Калифорнии специализируется на премиальных электромобилях, так цены на седан Model S и внедорожник Model X приближаются к $100 000. Автопроизводитель запустил летом 2017 года на «массовый рынок» среднеразмерный электромобиль Model 3, анонсировав базовую версию по цене от $35 000, но задержки с развертыванием производства помешали его широкому распространению. В Европе спортивное купе BMW i8 стало одним из самых дорогих электромобилей на местном рынке с ценой от $140 000. При этом компактные электрохэтчбеки Nissan LEAF и Renault Zoe стали самыми популярными, завоевав 20,6% и 19,3% рынка BEV, соответственно, благодаря своему достаточно большому запасу хода (250–300 км) и конкурентоспособной цене.
Глава европейского автомобильного департамента JP Morgan Хосе Асуменди считает: «Рынок скоро будет наводнен множеством моделей электромобилей от различных производителей. Интересно, что среди производителей премиум-класса такой бренд как BMW сначала вывел на рынок электромобили меньшего размера (имеется в виду субкомпактная модель i3 – авт.) и только затем решается выйти на рынок больших электрических кроссоверов. Эта маркетинговая стратегия явно отличается от действий брендов Audi и Mercedes-Benz».


Подписаться

Подписаться бесплатно.

ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

  • Комментарии
Загрузка комментариев...

AURUS Komendant переехал дорогу «УАЗу Прадо»

AURUS Komendant переехал дорогу «УАЗу Прадо»

УАЗ Патриот-2020 не станет «Русским Прадо» и не переедет в Елабугу

09.07.2020

Хюндай построит моторный завод под Санкт-Петербургом

Хюндай построит моторный завод под Санкт-Петербургом

Hyundai Motors углубит локализацию за счет выпуска мотора WIA в России

03.07.2020

Тесла сокращает размеры строящегося под Берлином завода

Тесла сокращает размеры строящегося под Берлином завода

Tesla вынуждена отказаться от производства аккумуляторов и прочих комплектующих на строящемся Gigafactory Berlin

02.07.2020

Китай определился с квотами по выпуску электромобилей

Китай определился с квотами по выпуску электромобилей

Пекин облегчает пострадавшим от пандемии автопроизводителям квоты по вредным выбросам

26.06.2020

Инфинити уходит из Европы в Россию

Инфинити уходит из Европы в Россию

Бренд Infiniti в рамках новой стратегии Альянса Renault-Nissan сосредоточится на рынке России

23.06.2020

Лифан на грани краха

Лифан на грани краха

Спасти один из самых известных китайских брендов может лишь поглощение более успешным конкурентом

22.06.2020

Перевод автомобилей на газ будет субсидироваться на 90%

Перевод автомобилей на газ будет субсидироваться на 90%

Государство будет компенсировать физлицам и малому бизнесу 3/5 стоимости перевода ТС на газовое топливо, а еще почти 1/3 компенсирует «Газпром ГМТ»

19.06.2020

Возврат к списку