Перевод автомобилей на газ будет субсидироваться на 90%

Перевод автомобилей на газ будет субсидироваться на 90%

19 июня 2020


Государство будет компенсировать физлицам и малому бизнесу 3/5 стоимости перевода ТС на газовое топливо, а еще почти 1/3 компенсирует «Газпром ГМТ»


автор

Александр Климнов, фото автора


Правительство собирается ввести программу компенсации 60% расходов для физлиц и малого бизнеса при переводе их автомобилей с бензина на газ. Ранее субсидии правительства покрывали только 30% такой трансформации, а теперь эта доля увеличена вдвое. По мнению министра энергетики Александра Новака, такая льгота позволит сэкономить автовладельцам и бизнесу порядка 4–5 млрд руб. в 3-летний срок.
IMG_7708.jpg

Одним из наиболее перспективных применений газифицированных легковых машин, выступает их эксплуатация в такси (на фото LADA Vesta Taxi CNG)

Предполагается, что еще 30% расходов оплатит компания «Газпром» за счет маркетинговых программ своего подразделения «Газпром газомоторное топливо», которая на сегодня выступает основным поставщиком газового топлива для транспорта. Так, что владельцам машины придется оплатить всего лишь 10% от стоимости ее перевода на газомоторное топливо.
Zastavka_Kom.jpg

Вслед за версиями на сжиженном нефтяном газе (пропан-бутане) ГАЗ выпустил и более перспективные версии «ГАЗели NEXT» на сжатом природном газе (метане) 

В пресс-службе Минэнерго подтвердили инициативу Новака, изложенную в его письме от 17 апреля вице-премьеру Борисову, чей представитель также подтвердил, что правительство поддержало предложение министра энергетики.
SAM_0680.gif

ГАЗ всерьез занимается созданием целой гаммы моделей на сжатом и даже сжиженном природном газе 

Министр Новак пояснил, что: «Переход на использование газомоторного топлива (преимущественно компримированного природного газа, т.е. метана или КПГ) может быстро и кардинально, т.е. на 60–65% понизить затраты владельцев автомобилей на бензин и дизель. В своем письме он особо упоминает малый и средний бизнес, а также граждан, включая самозанятых, для которых данные расходы выступают значимой и социально чувствительной статьей в условиях пандемии коронавируса.
SAM_6021.gif

Для решения проблемы с отсутствием заправок сжиженным метаном ГАЗ предусмотрел оснащение «ГАЗона NEXT» дополнительными баллонами для КПГ 

  Замминистра энергетики Антон Инюцын заявил еще в ноябре 2019 года: «Согласно планам правительства в 2020–2024 гг. на развитие газомоторной отрасли предполагается направить 50 млрд руб. Ежегодно планируется выделять 3,5 млрд руб. на развитие газовых заправочных станций (АГНКС), а еще 700 млн руб. – на переоборудование автопарка. На первом этапе в программу вошли 27 регионов, где идет развитие инфраструктуры газозаправочных станций».
SAM_0526.gif

Одно из интересных, в том числе и для частных предпринимателей, решение – газобаллонный среднетоннажник Hyundai HD78, доработанный челнинской фирмой «РариТЭК»

   Предложение Новака не должно привести к росту стоимости программы. Он говорит: «При существующих ценах на моторное топливо и на установку газобаллонного оборудования единовременные бюджетные инвестиции в 0,7 млрд руб. [в год] в переоборудование техники на КПГ позволят малому и среднему бизнесу и гражданам — участникам программы в течение трех лет получить на топливе экономию в 4–5 млрд руб., снизить стоимость транспортных услуг и обеспечить работой по установке газобаллонного оборудования предприятия сервисной сферы».
SAM_3128.gif

На КПГ (в перспективе и СПГ) возможно перевести даже тяжелые КАМАЗы

По данным портала РБК на март 2020 года, в России существовало 484 заправки с газомоторным топливом, из которых 329 принадлежат группе «Газпром». Объем реализации КПГ на заправках «Газпрома» в России за 2019 год вырос на 30% – до 779,3 млн м3. Программу развития газомоторного топлива лично курирует председатель совета директоров «Газпрома» Виктор Зубков.

Экономическая привлекательность газового топлива
По данным Московской топливной ассоциации на московских заправках средняя стоимость одного литра бензина АИ-95 на 15 июня составляла 47,41 руб., а дизельного топлива – 47,69 руб.
«Газпром газомоторное топливо» констатирует: «В России средняя цена 1 м3 природного газа составляет 16,73 руб. Это в три раза дешевле нефтяных видов топлива. Стоимость 1 км пути на газе обходится автовладельцам в 1 руб., на бензине – в 3 руб.». Расчет сделан для легкового автомобиля со средним расходом 7 л/ 100 км (эквивалент 7 м3 газа).
SAM_3181.gif

Новейший малый автобус SIMAZ-2258 (дебют на выставке «КомТранс-2019») изначально спроектирован для работы на метане

Заместитель гендиректора Института национальной энергетики Александр Фролов утверждает, что переоборудование одного автомобиля на сегодня оценивается от 80 000 до 150 000 руб.. Эксперт отмечает: «Легковой автомобиль можно переоборудовать на газ за 30–100 000 руб. в зависимости от его класса и мощности, грузового – от 100 000 до 500 000 руб, микроавтобуса – 100–150 000 руб.». Согласно его расчетам, до сих пор перевод автомобиля на газ окупал себя при ежегодном пробеге 20 000 км, а после введения 90-процентной компенсации будет возможен при пробеге от 10 000 до 15 000 км.
IMG_7249.jpg

Малый автобус ПАЗ-420412 CNG с газовым оборудованием позволяет существенно сократить расходы на топливо 

  По оценке Новака, оперативный запуск программы по масштабному переводу техники после двухкратного повышения доли госсубсидий на КПГ до 10–12 000 автомобилей уже в 2020 году. В свою очередь Фролов считает, что без повышения денежной части субсидии, а лишь благодаря 2-кратному росту ее доли в стоимости переоборудования можно будет переводить на газ порядка 2–14 000 автомобилей в год. И это лишь малая часть рынка новых машин, который по итогам 2019 года составил 1,759 млн, а в 2020 году эксперты прогнозируют падение до 50%.

Газ наиболее выгоден транспортным компаниям, такси и дачникам
Фролов считает, что: «Переоборудование автомобилей на газомоторное топливо наиболее оправдан для тех компаний, затраты которых на ГСМ в текущих издержках наиболее велики: таксопаркам, предприятиям доставки и работающим по обслуживанию торговых сетей и магазинов, а также тем гражданам, которые активно перемещаются на дальние расстояния, включая дачников».
SAM_5939.gif

У газобаллонного микроавтобуса ГАЗель NEXT КПГ баллоны расположены под днищем в заднем свесе 

Начальник управления развития бизнеса автолизинга «ВТБ Лизинг» Вячеслав Михайлов уже замечает интерес к газомоторной технике у своих клиентов. «Особенно ярко выражен экономический эффект от использования автомобилей на газомоторном топливе у компаний, чей парк имеет многокилометровый пробег. По совокупности факторов газомоторное топливо представляется наиболее перспективным заменителем бензина или дизельного топлива из-за более низкой себестоимости, а также более низкой по сравнению с другими видами топлива цены перехода на него». Немаловажно, что автомобили на газе оказывают существенно меньшее (в 5–6 раз – авт.) негативное воздействие на экологию, чем бензиновые или дизельные.
SAM_0805.gif

Битопливный универсал LADA Largus Cross CNG

Владелец компании «БериТакси» Тарас Касьянюк считает, что перевод на газ автомобилей его таксопарка оправдывает себя экономически: «Наш таксопарк в 13 регионах России насчитывает 3300 машин, во всех городах, кроме Москвы и Санкт-Петербурга, это автомобили на газе. Причем1200 машин были куплены уже с газовым двигателем. В этом году мы переводим на газ 200 ранее купленных бензиновых авто в Санкт-Петербурге».
SAM_0807.gif

Компактность современных газовых баллонов КПГ позволяет установить их в любую легковую модель (на фото салон LADA Largus CNG)

По данным Минэнерго, в 2019 году было переоборудовано на газомоторное топливо (ГМТ) около 15 000 автомобилей. С началом пандемии коронавируса в 2020 году спрос на перевод машин на ГМТ упал из-за ограничения передвижений (режима самоизоляции – авт.) и падения доходов малого и среднего бизнеса. В такой ситуации по мнению Фролова инициатива Новака выглядит вполне оправданной, так как при тех же расходах бюджета (700 млн руб. в год) автомобилисты, для которых ранее перевод на газ выглядел дорогой процедурой, теперь вполне смогут освоить данный переход, ведь фактически он подешевел на порядок – до 10% от прежней стоимости переоборудования. Он прогнозирует, что такая мера правительства сдержит падение спроса на газ для автотранспорта, а после его восстановления по окончании пандемии может еще показать рост к концу 2020 года.

P.S. Экологический аспект газификации транспорта, конечно, имеет значение, но для России теперь, прежде всего, важна экономическая выгода такого перехода, кроме того, главный газодобытчик страны, озабоченный потерей своей доли на мировых (прежде всего европейском) рынках, крайне заинтересован в создании устойчивого внутреннего спроса, так что газомоторное топливо здесь представляется самым перспективным товаром. Другой вопрос, что строительство сети газонаполнительных компрессорных станций (АГНКС), без создания достаточно массового спроса со стороны потребителей тоже малопривлекательно, но здесь приходится действовать с помощью бюджетов федерального и региональных уровней. Кроме того, надо дорабатывать систему сертификации и проверок газового оборудования, чтобы она не была чрезмерно обременительной для владельцев автомобилей при переходе на газовое оборудование. Тем более, что с 1 июля любое переоборудование автомобиля без соответствующей сертифицированной экспертизы карается солидным штрафом. Так, что снижение на порядок затрат на переоснащение автомобиля, конечно, выглядит заманчиво, но автомобилисту (особенно частнику) необходимо четко представлять свои транспортные потребности как в плане доступности газовых заправок, так и годового пробега, чтобы «овчинка стоила выделки».
IMG_7302.jpg

Решение проблемы недостаточной густоты сети газовых заправок моджно решить путем применения таких передвижных заправок на полуприцепах

  В свою очередь отечественная промышленность уже вполне готова к массовому выпуску газобаллонных автомобилей (включая бренды LADA, УАЗ, ГАЗ и КамАЗ, а также ряд иностранных брендов, чьи модели собираются у нас в стране), кроме того, колесных тракторов и спецавтотехники, но продажи по существу сдерживает ограниченный спрос, в свою очередь, упирающийся в недостаточно широкую сеть АГНКС. Таким образом, образуется замкнутый круг, разорвать который способно лишь правительство в союзе с наиболее заинтересованной в развитии данного рынка компанией. И все же представляется, что проблему газификации в нашей стране стоило бы в еще большей степени увязать с экологией, сделав акцент на льготы для наиболее проблемных в экологическом плане регионов, для чего, например, пересмотреть нормативы размещения АГНС в жилых зонах (в Европе как-то же с этим разобрались!), а также постепенно ужесточать налоги (и зональный контроль) на старую экологически грязную авто и прочую спецтехнику, тем более, что для этого уже появилась вся необходимая технологическая база (включая свежеобкатанную систему «Карантин»). Другой вопрос, что наше автомобильное сообщество крайне болезненно воспринимает любые ограничения и дополнительные налоги, включая экологические, но уровень осознания данных проблем в обществе постепенно повышается. В том числе и вследствие осознания результатов действия ряда программ, прежде всего, в Москве с ее платными (кроме каршеринга) парковками, выделенными полосами для движения общественного транспорта, а также физическим ограничением въезда в центр города (путем расширения тротуаров и пешеходных зон), направленным на создание более дружественной для жителей городской среды. Газификация, таким образом, должна стать частью улучшения качества жизни населения, а не только еще одним из каналов поддержки «естественной монополии».
IMG_20200321_143250.gif

Главной проблемой для частных владельцев газобаллонных машин будет сертификация их машин (главным образом их газовых баллонов), которая возможна только в сертифицированных лабораториях

P.P.S. Кроме того, правительству стоило бы не забывать и о приоритетном развитии технологии сжиженного природного газа (КПГ или LNG), так как сжатый метан (СПГ или CNG), при всей его формальной технологической простоте и дешевизне, все-таки, практически, технология прошлого века, а вот освоение криогенной техники сжиженного газа, позволит в дальнейшем без лишних затрат перейти, например, к действительно «нулевому» водородному топливу.

Загрузка

Подписаться

Подписаться бесплатно.


  • Комментарии
Загрузка комментариев...

В США взвинчивают эконормы

В США взвинчивают эконормы

К 2032 году американские легковые автомобили должны стать вдвое экологичнее

26.03.2024

Nissan обнародовал программу «The Arc» – 30 новых моделей за 3 года!

Nissan обнародовал программу «The Arc» – 30 новых моделей за 3 года!

К 2027 году Nissan намеревается выпустить 14 новых моделей автомобилей с ДВС и 16 моделей с электроприводом

26.03.2024

Умер конструктор легендарных советских грузовиков Урал-355М, Урал-375 и Урал-377 – Анатолий Иванович Титков

Умер конструктор легендарных советских грузовиков Урал-355М, Урал-375 и Урал-377 – Анатолий Иванович Титков

На 101-м году жизни умер конструктор знаменитых грузовиков «Урал» – Анатолий Иванович Титков

23.03.2024

Андройды уже приходят на немецкие автозаводы

Андройды уже приходят на немецкие автозаводы

BMW и Mercedes-Benz внедряют на своих производствах человекообразных роботов

21.03.2024

УАЗ Патриот и УАЗ СГР получили более качественные панели кузовов

УАЗ Патриот и УАЗ СГР получили более качественные панели кузовов

«УАЗ-Техинструмент» модернизирует штамповую оснастку для выпуска кузовов Патриотов и  «буханок»

19.03.2024

Китайских производителей электромобилей принуждают использовать чипы из Поднебесной

Китайских производителей электромобилей принуждают использовать чипы из Поднебесной

Китайские власти негласно обязали производителей электромобилей перейти на местные чипы

18.03.2024

Honda и Nissan намерены создать общую платформу для электромобилей

Honda и Nissan намерены создать общую платформу для электромобилей

В японском автопроме намечается альянс Honda и Nissan по выпуску электромобилей

18.03.2024

Возврат к списку