Российские автозаводы загружены заказами на коммерческие автомобили по самую осень
29 апреля 2021
На российском рынке LCV и HCV законтрактованы уже на несколько месяцев вперед и даже до 2022 года
Александр Климнов, фото автора и производителей
На рынке коммерческих автомобилей в России начался серьезный дефицит предложения на фоне проблем автопрома из-за задержек поставок комплектующих, включая электронные чипы, а также отложенного спроса и роста сегмента онлайн-торговли. По данным «Ъ» в настоящее время сроки поставок машин достигли нескольких месяцев, а некоторые бренды уже начали переносить заказы на 2022 год.
Например, АВТОВАЗ, констатирует, что на складах ВАЗа просто не осталось свободных автомобилей корпоративного сегмента, так как их выпускают только под твердые контракты с клиентами, и производство загружено на два месяца вперед.
Самая острая ситуация возникла с рестайлинговым семейством LADA Largus (конкретнее с версией F90 фургон – авт.), причем, дефицит вызван «большой востребованностью в первую очередь среди корпоративных клиентов».
Гендиректор компании «ИСУЗУ-РУС» Фабрис Горлье говорит, что грузовики марки Isuzu законтрактованы на несколько месяцев вперед, причем, особенно активный спрос имеется на малотоннажные и среднетоннажные шасси.
Группа «СОЛЛЕРС» не уточняет, на какой именно период у нее имеются заказы на LCV, сообщая лишь об устойчивом спросе как на модельный ряд УАЗ СГР («буханки» – авт.), так и на серию Ford Transit. В компании поясняют: «Многие бизнесы возобновили закупки после перерыва, обусловленного пандемией», отмечая также и влияние на спрос ограничения программы льготного автолизинга.
Например, продажи LCV Ford Transit с начала года выросли на 62%, что как отмечают в компании: «потребовало запуск дополнительных мощностей в Елабуге». Относительно УАЗа ожидается рост продаж в нынешнем году на 17,5%.
Дилер «Аларм-Моторс» сообщает о наличии «небольшого объема Ford Transit и УАЗов» из-за необходимости своевременного исполнения крупных флит-контрактов, перенесенных с 2020 года. До конца года дилерская сеть «Аларм-Моторс» будет испытывать небольшой дефицит по Ford Transit – производство распланировано до конца сентября. По УАЗу ситуация несколько лучше, однако, на ряд модификаций заказы принимаются уже только на июль-август.
У Горьковского автозавода дефицит может быть лишь по отдельным модификациям «в связи со сложностями в обеспечении ритмичности поставок комплектующих из-за санкций». Региональный дилер малотоннажников ГАЗа утверждает, что по ряду моделей имеются «небольшие запасы», однако, есть и дефицитные позиции: «Предложение сократилось в связи с переходным периодом из-за обновления». Имеется ввиду, то что в мае с конвейера АЗ ГАЗ начнет сходить рестайлинговая «ГАЗель NN». Отсюда дилер, считает, что закрыть спрос удастся «не ранее чем через три-пять месяцев».
Бенефициар самарского автохолдинга «Премьера» Владимир Сипко говорит, что предложение сократилось буквально по всем моделям: «Тему доставки, особенно малотоннажным транспортом, всколыхнула пандемия, поэтому есть дефицит, в частности на модели Volkswagen Multivan, Crafter и Transporter и даже на модели Citroen».
Автопроизводители LCV объясняют проблемы дефицита нехваткой комплектующих.
Впрочем, аналогичная ситуация сложилась и в грузовом сегменте (MCV+HCV – авт.). Так, на Volvo Trucks говорят, что на их заводе в Калуге (АО «Вольво Восток») портфель заказов «выбран» на ближайшие месяцы: «Это связано как с отложенным спросом, так и с переходом на производство нового модельного ряда. Наибольшим спросом пользуются седельные тягачи для магистральных и региональных перевозок, но растут заказы и на технику строительного назначения».
Производство у Mercedes-Benz Trucks Russia (в Набережных Челнах) законтрактовано на все лето. Одной из причин дефицита стала реновация парков крупными клиентами. Так, в «ФАВ-Восточная Европа» тоже говорят о дефиците: контракты подписываются с условием поставки через один–два месяца. В компании к списку причин добавляют планируемое властями повышение утильсбора.
У бренда Scania, сборка грузовиков которого ведется на заводе ООО «Скания-Питер» (совместно с ООО «МАН Трак энд Бас Продакшн РУС») под Санкт-Петербургом, законтрактована большая часть поставок в 2021 году. Компания отмечает дефицит почти во всех сегментах, но больше всего необходимы самосвалы, лесовозы и техника для коммунального хозяйства.
В свою очередь у лидера грузовой отрасли ПАО «КАМАЗ» производство законтрактовано уже до сентябрь, а росту заказов, по словам ее сотрудников, способствует отложенный спрос, господдержка и проблемы с поставками у зарубежных игроков.
Директор по закупкам транспортных услуг FM Logistic в РФ Эдуард Миронов отмечает, что из-за приостановки производства полупроводников и некоторых других комплектующих срок ожидания тягачей в текущем году сильно увеличился. Он говорит: «Безусловно, одну-две единицы получить в течение двух-трех месяцев возможно, но срок ожидания больших партий тягачей европейских производителей составляет от четырех месяцев».
В ГК «Деловые линии» уточняют, что многие производители коммерческих автомобилей уже предлагают поставки в конце 2021 года или, вообще, в 2022 год.
Гендиректор Globaltruck Илья Саттаров утверждает: «Не имея заранее согласованных договоренностей, производитель сможет удовлетворить спрос на тягач и прицеп уже только во втором-третьем квартале 2022 года. Иностранные производители недооценили темпы восстановления спроса, поэтому многие транспортные компании действительно переходят на КамАЗы».
По словам Владимира Беспалова из «ВТБ Капитала», покупатели LCV и HCV уже осознали, что срочно нужный грузовик уже можно и не купить, и поэтому начинают планировать заказы заранее. Традиционные майские каникулы на которые уходят автозаводы, в такой ситуации формально выглядят «не очень логичными», считает эксперт. Впрочем, у этого может быть и обратная положительная сторона в виде смягчения дисбаланса по нехватке комплектующих.
P.S. Кстати в обзоре «Ъ» не отмечен бренд MAN, а у него дела идут вполне стабильно и он может покрыть часть спроса на рынке, по крайней мере «подставить плечо» другим участникам клуба «Большой европейской семерки», и прежде всего Scania (тем более, что его грузовики собираются непосредственно на той производственной линии в Шушарах.