Российский автопром предложили защитить непрерывным повышением утильсбора на импортные иномарки

Российский автопром предложили защитить непрерывным повышением утильсбора на импортные иномарки

8 апреля 2024


Глава АО «АВТОВАЗ» Максим Соколов призвал ГД РФ защитить инвестиции, компетенции и рабочие места в отечественном автопроме


автор

Александр Климнов, фото АВТОВАЗ



Президент АО «АВТОВАЗ» Максим Соколов (фото на заставке) провел заседание Экспертного совета при Комитете по промышленности и торговле Государственной Думы РФ, которое было посвящено развитию автомобильной и компонентной отраслей промышленности, а также угрозам, сдерживающим их дальнейший рост и достижение технологического суверенитета. Совет включает в себя ключевых отраслевых экспертов в области автопрома и компонентной индустрии.

Доклад Максима Соколова затронул наиболее острые направления, например, экспансию импортных автомобилей из Китая, предлагаемый комплекс мер по защите внутреннего рынка, а также инициативы по индексации размера утилизационного сбора для стимулирования иностранных компаний к инвестициям в локализацию автопроизводств в нашей стране.

Максим Соколов заявил: «Зарубежные автопроизводители реализуют в России программу масштабной ценовой экспансии. Продажи легковых автомобилей в самом Китае в прошлом году превысили 26 млн. штук, что позволяет их брендам за счет эффекта масштаба предоставлять долгосрочные и практически неограниченные по размеру скидки на внешних рынках, включая и российский. Могу привести пример одного из популярных в России китайских полноразмерных внедорожников, скидка на который в один из недавних периодов составляла 900 тысяч рублей, что в три раза выше среднего размера утильсбора. Иными словами, защитные барьеры на внутреннем рынке на сегодня недостаточны, чтобы стимулировать зарубежных автопроизводителей на переход от импорта готовых автомобилей в РФ к инвестициям в развитие производства в нашей стране».

Начиная с середины 2023 года, китайские бренды совокупно занимают больше половины легкового рынка в России в количественном выражении, достигнув в декабре прошлого года рекордных 60%.

Г-н Соколов отметил: «В денежном выражении ситуация еще более драматичная, АВТОВАЗ, закрывая более трети российского рынка в штуках, финансово контролирует долю лишь чуть более 9%. Это значит, что оставшиеся 90% денежных средств просто вымываются из России за рубеж, туда, где создается добавленная стоимость, где работают иностранные инженеры, рабочие, поставщики компонентов. В сегменте грузовиков ситуация не менее печальна – первое место в количественном и в денежном выражении уже несколько месяцев удерживает китайский производитель».

Сложившаяся ситуация представляет реальную угрозу не только развитию, но и стабильному существованию отечественного автопрома и компонентной отрасли в среднесрочной перспективе. Только в промышленной кооперации с АВТОВАЗом сегодня занято более 500 тысяч человек в центральных регионах страны. Без эффективных механизмов стимулирования иностранных автопроизводителей к инвестициям в развитие локальных производств деньги продолжат вымываться из экономики России.

По заключению экспертов, при сохранении текущих тенденций отечественные автопроизводители будут вынуждены сокращать производство до 50% из-за вынужденного перехода на односменный режим работы (вместо двухсменного), вызванного падением спроса в своих ценовых сегментах, где ввиду масштабных скидок будут представлены импортные китайские автомобили. В такой ситуации российские компании будут вынуждены выпускать только низкотехнологичные устаревшие продукты, не смогут финансировать НИОКР и развитие своих мощностей, создавать новые высокотехнологичные рабочие места. Все это негативно отразится на достижении технологического суверенитета и промышленном росте.

По итогам заседания Экспертного совета участники поддержали предложения, направленные на защиту российской автомобильной и компонентной отраслей.

В частности, выдвинута инициатива по планомерному увеличению утилизационного сбора, который должен будет простимулировать инвестиции иностранных компаний в создание и развитие локальных производств. Экспертное сообщество в рамках обсуждения на Совете предложило установить поэтапно растущую шкалу утилизационного сбора для легковых, коммерческих и грузовых автомобилей, сельскохозяйственной, строительной и дорожной техники, автобусов, а также электромобилей.

В ближайшее время детализированные предложения Экспертного совета будут направлены в Комитет по промышленности и торговле Государственной Думы и в уполномоченные органы исполнительной власти.

Президент АВТОВАЗа Максим Соколов подчеркнул: «Инициативы нашего Экспертного совета по усилению мер защиты внутреннего рынка основаны на государственном подходе. Национальные автомобильная и автокомпонентная отрасли готовы к честной рыночной конкуренции. Но для этого все игроки должны соперничать внутри единого правового и рыночного поля. Мы – за то, чтобы в России было больше локализованных автопроизводств, как под национальными, так и под иностранными брендами. И пусть они выводят на рынок широкий выбор моделей и конкурируют между собой за внимание отечественных покупателей. Благодаря усилению защиты рынка, импорт готовых автомобилей должен быть замещен инвестициями в их производство в стране. Вырастет локальное производство в России – станет больше заказов у компонентной отрасли, появятся новые технологии и рабочие места, снизится стоимость компонентов, пойдут вниз цены на новые автомобили, вырастет рынок. Очевидно, что каждый из нас, являясь гражданином России, заинтересован в таком развитии ситуации».

P.S. Утильсбор – как главное средство повышения технического уровня отечественного автопрома! Однако до сих пор из ограничения конкуренции на рынке технологический рост отрасли никак не вытекал. Хотя, конечно, понятно, что разумная промышленная политика, направленная на повышение локализации и компетенций в автомобилестроительной отрасли должна быть. Тут важно найти баланс интересов и уже существующих предприятий отрасли, и инвесторов, но и потребителей (заинтересованных в разумных ценах при повышающемся качестве) также.   

Кстати, начальник Департамента консалдинговой, выставочной и издательской деятельности и замгендиректора ОАО «АСМ-холдинг» (бывшего союзного Министерства Автомобильного и Сельскохозяйственного Машиностроения) Заслуженный экономист РФ Александр Ковригин уже много лет озвучивал идею о том, что и сборочные производства иностранных производителей, отнюдь не укрепляют ни отечественный автопром, ни отечественный бюджет, так как утечка валюты и при низколокализованной сборке практически столь же велика как и при прямом импорте и развитию.

В таком случае получается, что ограничение китайского импорта кроме снижения роста и объемов рынка не даст, но (по крайней мере на первом этапе) приведет к росту цен и снижению качества отечественных автомобилей.

Следите за новостями на портале www.rim3.ru

Наш интернет магазин: https://irim3.ru/

Загрузка

Подписаться

Подписаться бесплатно.


  • Комментарии
Загрузка комментариев...

В России построят высокоавтоматизированный автозавод

В России построят высокоавтоматизированный автозавод

Китай поможет построить «Ростеху» в Подмосковье или в Сибири высокоавтоматизированный автомобильный завод

11.11.2024

«Рольф» запустит производство автомобилей под собственным брендом в 2026-м или 2027-м годах

«Рольф» запустит производство автомобилей под собственным брендом в 2026-м или 2027-м годах

ГК «Рольф» выбрал площадку для будущего автозавода в индустриальном парке «Пущино» города Серпухов

11.11.2024

Nissan признался в кризисе

Nissan признался в кризисе

Nissan объявил о закрытии 1/5 производственных мощностей и сокращении 9000 сотрудников

08.11.2024

Автопроизводители готовятся к обещанным Трампом масштабным переменам

Автопроизводители готовятся к обещанным Трампом масштабным переменам

Решения переизбранного президента Дональда Трампа могут перекроить мировой автомобильный рынок

07.11.2024

Илон Маск поднимает зарплаты сотрудников Gigafactory Berlin

Илон Маск поднимает зарплаты сотрудников Gigafactory Berlin

На фоне проблем у Volkswagen Илон Маск, напротив, поднял жалование сотрудникам немецкого филиала Gigafactory Berlin

06.11.2024

Bosch говорит о сокращении 7000 рабочих мест вслед за Volkswagen и Schaeffler

Bosch говорит о сокращении 7000 рабочих мест вслед за Volkswagen и Schaeffler

Компания Bosch объявила о сокращениях семи тысяч рабочих мест из-за плохой конъюнктуры рынка

06.11.2024

Поставщик Фольксвагена Шеффлер сокращает 4700 работников

Поставщик Фольксвагена Шеффлер сокращает 4700 работников

Крупный европейский производитель комплектующих и производственного оборудования вслед за Volkswagen объявил о больших сокращениях персонала

05.11.2024

Возврат к списку