Костромской завод «Итэлма» начал серийный выпуск систем электронной курсовой устойчивости (ESP) для легковых автомобилей
Александр Климнов, фото производителя
На этой неделе завод компании НПП «Итэлма» в Костроме запустил серийное производство систем электронной курсовой устойчивости (ESP) для легковых автомобилей.
Таким образом начат уже второй этап в программе импортозамещения систем активной безопасности для автомобилей, а первый стартовал еще в июле, когда на костромском заводе стартовало производство антиблокировочных систем (ABS).
Такое поэтапное внедрение объясняется особенностями изготовления и адаптации блоков ESP, ведь они устроены значительно сложнее, чем ABS.
Для выполнения данной программы на заводе «Итэлмы» были построены дополнительные цеха и оборудованы производственные линии.
Блоки ESP производятся по китайской лицензии, которая включает полный пакет инженерной и производственной документации вместе с программным обеспечением.
Пока что сборка блоков ESP производится из импортных компонентов, а заявленная степень локализации должна составить 25%. Главное, что полученная лицензия разрешает глубокую локализацию всех комплектующих.
На 2024 год запланировано начало производства корпусов гидроблока и блока управления, а на конец 2024-го и 2025 год – локализация прокладок и крепежных элементов, а следом за этим будут локализованы мотор-насоса, гидроаккумулятор и датчик давления плюс, а также произойдет переход на российские электронные компоненты. К середине 2026 года уровень локализации ESP должен превзойти 75%.
Поставки системы ESP «Итэлма» в первую очередь будут на конвейеры заводов АВТОВАЗа, так уже в начале 2024 года систему начнут ставить на автомобили LADA Vesta.
Кроме того, ведутся переговоры с ГАЗом, МАЗ «Москвич» и «Белджи».
По плану, в 2024 году костромской завод намерен изготовить 550 тыс. модулей ABS/ESP из которых до половины объема могут составить именно блоки курсовой устойчивости.
В дальнейшем при появлении новых заказчиков возможно увеличение объема до 750 тыс. шт. в год, ну а максимальный объем производства может достигнуть и 1,2 млн шт. в год.
P.S. Можно, конечно, скривить губы и сказать – подумаешь ESP, да эту систему в мире еще чуть ли не в XX веке начали применять! К тому же комплектующие пока что все китайские. Но, в реальности, когда отечественная промышленность на протяжении двух десятилетий XXI века была ориентирована почти исключительно на импортные компоненты, а теперь страна и ее автопром вынуждены выживать в условиях жестких и продолжающих ужесточаться западных санкций – уже сама ориентация на локализацию столь важных для безопасности движения и сохранения жизней и здоровья граждан компонентов – дело стратегически важное.
Объем производства ТС в РФ за 10 месяцев 2024 года вырос на 34,3% к 2023 году, но все еще на 45,6% ниже допандемийного 2019-го из-за обвала производства легковушек