Даймлер первым в мире запускает в массовую серию автопилот 3-го уровня
16 декабря 2021
Сертифицирован первый в мире серийный автопилот третьего уровня Drive Pilot от Mercedes-Benz
Александр Климнов, фото производителей
Концерн Daimler получил от немецкого федерального транспортного агентства KBA одобрение типа на систему Drive Pilot, которая уже позволяет водителю не просто снимать руки с руля, но даже и переключаться на т.н. «второстепенные занятия» включая, например, «онлайн-шопинг или обработку электронной почты» на центральном дисплее на панели приборов. Таким образом, именно немцы предложили на рынок первый в мире официально одобренный крупносерийный автопилот третьего уровня. Автопилот Drive Pilot появится на седанах S-klasse и на электромобиле EQS в первой половине 2022 года.
Тем не менее, в данной новости есть и нюансы. Так, первый мелкосерийный автомобиль с автономностью третьего уровня появился весной 2021 года и это не Mercedes-Benz, но седан Honda Legend для японского рынка, однако, Honda произвела лишь партию из сотни таких седанов, так что немцам досталась пальма первенства именно в плане перевода 3-уровня автопилотности в промышленный масштаб.
Кроме того, автопилот Drive Pilot пока имеет право включаться только на скоростях до 60 км/ч, да еще и на специально предназначенных для этого участках дорог. В Daimler сообщают, что сегодня в ФРГ имеются 13 191 км дорог, которые разрешены для работы данного автопилота. Они представляют собой автомагистрали без перекрестков с разделительным заграждением между встречными потоками, где запрещено движение пешеходов и велосипедистов.
Таким образом, реально использовать автопилот Drive Pilot можно лишь при движении в пробках и на автобанах (но на них тоже есть свой нижний предел скорости и он выше 60 км/ч – авт.), да еще только в своей полосе, так как Drive Pilot сертифицирован в соответствии с правилом ООН №157, что относит его к разряду систем ALKS (Automated Lane Keeping Systems), то есть всего лишь ассистеров автоматического поддержания движения в своей полосе. Данный международный документ достаточно подробно описывает требования и функционал подобных комплектов. Так, дистанция до автомобиля впереди даже в пробке не должна быть меньше 2 м, а на скорости 30 км/ч системы ALKS обязаны держать расстояние до передней машины уже минимум на 10,8 м (а это уже почти что две длины седана S-klass). Ну а при максимальных 60 км/ч данный норматив составляет уже 26,7 м. В реальности же понятно, что такой автопилот будет пропускать и пропускать вперед других участников движения, превратив езду для его пассажиров (включая неактивного водителя) в психологическую пытку. Хотя, наверное, так и должно быть.
Самостоятельно перестраиваться и обгонять ALKS также не может – он заточен только под уклонение от столкновения в пределах своей полосы и(или) аварийного торможения до полной остановки. Водитель в такой «полуавтономной» машине обязан быть пристегнутым к своему месту и быть готовым вернуться к управлению по первому требованию системы. Если этого не происходит в течение десяти секунд, то Drive Pilot переключается на режим MRM (Minimum Risk Manoeuvre), т.е. включает «аварийку» и плавно останавливается в своей полосе (так как скорость не более 60 км/ч, то данная полоса по определению будет крайней правой – авт.).
И главное – при таких вполне скромных «компетенциях автопилота» Mercedes, тем не менее, претендует на звание первого среди серийных автомобилей третьего уровня автономности, тогда как Tesla с ее практически полноценным автопилотом такового звания не удостоена. Наверное, виноваты в этом бюрократия и политические игры. Так, еще в прошлом году немецкий суд запретил Tesla Inc. использовать само слово «автопилот» как вводящее в заблуждение потребителей, так как Тесловский комплекс FSD (Full Self Driving) сертифицирован только для второго уровня автономности, который согласно описанию «не делает машину автономной и что водитель обязан «активно наблюдать» за процессом управления».
Но дело может быть и в «харде», так как Daimler использует камеры, радары, лидары и даже микрофоны (для распознавания сигналов спецавтомобилей), тогда как его поставщик – компания Valeo, утверждает, что автономность 3-го уровня возможна только при применении лидаров 2-го поколения. Первым такой лидар получил как раз S-класс, который сканирует окружающее пространство с частотой 25 раз в секунду, а также снабжен омывателем и подогревом для всепогодной работы.
В свою очередь Tesla, наоборот, отвергает дорогостоящие лидары, делая ставку на видеокамеры, но пока не смогла сертифицировать свою систему для третьего уровня автономности, впрочем, в конце весны 2021 года во Флориде проходили испытания электрокроссовера Model Y с лидарами производства компании Luminar.
Еще один важнейший аспект автономности, о который производители спотыкаются уже с середины 2010-х – юридическая ответственность. То, что даже Daimler пока не решается обсуждать в полный голос. Еще в 2017 году в ФРГ было обновлено законодательство в части ответственности для водителей, владельцев и производителей автономных транспортных средств. Так как водитель во время работы системы Drive Pilot официально не принимает участия в управлении машиной, то немецкое законодательство автоматически возлагает ответственность за ДТП, прежде всего, на владельца машины, даже если она и оснащена автопилотом. Впрочем, есть ответственность и для автопроизводителей, но только, если будет доказано, что данная система сработала некорректно и нарушила параметры безопасных алгоритмов. Для чего автономные транспортные средства должны быть оснащены «черным ящиком».
Более того, для дорожных происшествий с участием автономных ТС установлены двукратные лимиты возмещения вреда пострадавшим, достигающие 10 млн евро в случае гибели людей и 2 млн евро в случае причинения имущественного ущерба. Естественно, такие расходы будут переложены на страховые тарифы и скажутся на потенциальном спросе со стороны частных клиентов.
Не исключено, что на первых порах модели Mercedes-Benz с «автопилотом» Drive Pilot будут распространяться только в лизинг, аналогично Honda Legend в Японии. Сам Daimler пока данные вопросы не комментирует. И тем не менее, де юре по внедрению автономности 3-уровня – он стал пионером.
P.S. Движение в пробках весьма утомительно, так что, возможно, Drive Pilot все же найдет спрос, ведь четыре десятилетия назад и ABS на тех же «Мерседесах» считали ненужной роскошью. Ну, а дистанцию до впереди идущего автомобиля постепенно, наверняка, уменьшат.
Следите за новостями на портале www.rim3.ru
Загрузка