Россия отстает с внедрением беспилотных автомобилей
Россия отстает с внедрением беспилотных автомобилей
27 февраля 2019
В рейтинге КПМГ страна опустилась сразу на четыре места по готовности к внедрению беспилотников
Александр Климнов, фото автора
Согласно подготовленному одним из крупнейших в России аудиторско-консалтинговых агентств КПМГ исследованию – наша держава опустилась в рейтинге готовности стран к использованию беспилотных автомобилей на 22-е место из 25, потеряв за год четыре позиции. Причины этого кроются как в недостаточном уровне инвестиций и международной кооперации, так и в отставании с изменениями в законодательстве, а также появлении в рейтинге новых стран-игроков, которые уже приступили к реализации вполне масштабныхпроектов по внедрению автономного транспорта. Впрочем, ряд наших игроков в данной сфере с оценками КПМГ не согласны.
Данная компания оценивала общую госполитику и конкретные изменения законодательства в данной сфере, а также уровень доверия потребителей к беспилотным автомобилям (электромобилям), доступность технологий и инноваций и развитость инфраструктуры. В результате Россия заняла последнее место по показателю уровня доступа к новейшим технологиям и предпоследнее по состоянию дорожной сети.
Кроме того, наша страна отстает по уровню поддержки регулирующими органами инновационных технологий, например, покрытие территории страны продвинутой сетью мобильной связи и интернета, хотя бы уровня 4G (так как меньший уровень для эксплуатации беспилотников просто не приемлем в принципе, а в ближней перспективе необходима будет сеть уже уровня 5G (а в еще более дальней и 6G!), о создании которой у нас пока еще только говорят – авт.) и неважными партнерским связям между автопроизводителями и поставщиками технологий.
И при этом наше население уже «всей душой» готово к пересадке на автономный транспорт – по данному критерию мы вошли в почетную пятерку лидирующих стран.
С числе стран-новичков, оттеснивших Россию в этом году, числятся Норвегия, Чехия, Израиль, Финляндия и Венгрия – правительства которых уже вовсю стимулируют достаточно масштабные проекты по развитию автономного транспорта. Как пояснил руководитель практики по работе с инфраструктурными и транспортными предприятиями КПМГ в России и СНГ Алексей Романенко: «В России предпринимаются шаги как на законодательном уровне, так и на уровне отдельных компаний (типа «Яндекса»), но для перевода пилотной технологии в коммерческую эксплуатацию необходимы гораздо более масштабные инвестиции, изменения законодательства, активная международная кооперация».
Директор по развитию бизнеса беспилотных автомобилей «Яндекса» Артем Фокин в свою очередь сказал: «В Нидерландах, которые заняли первое место, одновременно с Россией в конце 2018 года разрешили тестировать беспилотники на дорогах общего пользования без инженера на водительском сидении. Хотя о проведении таких тестов в Нидерландах мы, например, не слышали. При этом в России в прошлом году появились как минимум две тестовые зоны для беспилотников в Сколково и Иннополисе, где их можно заказать через приложение, как обычное такси». Так, что по его словам исследование КПМГ вызывает вопросы как по своей методике, так и по части выводов.
Соруководитель рабочей группы «Автонет» Национальной технологической инициативы (НТИ) Александр Гурко констатирует: «В данном исследовании не сообщается о полигоне на территории ФГУП НАМИ для тестирования технологий подключенного и высокоавтоматизированного транспорта. На нем тестируют проекты 13 компаний, в том числе КБ «Аврора», Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет, университет «Иннополис», Научно-конструкторское бюро вычислительных систем. Кроме того, «Яндекс» и КамАЗ планируют начать опытные испытания и на дорогах общего пользования, так как правительство разрешило такой эксперимент в ноябре 2018 года».
Президент ГК Cognitive Technologies Ольга Ускова считает, что: «Результаты исследования вызывают серьезные вопросы в профессиональной среде, но, в целом, позиция нашей страны оценена довольно высоко. На самом деле в России никаких системных мероприятий, направленных на развитие отрасли, не проводится. И насколько мне известно, реальные планы в области законодательного регулирования отрасли на сегодня отсутствуют». Она также подытоживает: «Эксперименты государства в этой сфере пока не выдерживают никакой критики представителей профессионального сообщества и не вносят реального вклада в развитие рынка».
Индекс готовности стран* к использованию беспилотного автомобильного транспорта
Рейтинг
Страна
Итоговый показатель**
1
Нидерланды
25,05
2
Сингапур
24,32
3
Норвегия
23,75
4
США
22,58
5
Швеция
22,48
6
Финляндия
22,28
7
Великобритания
21,58
8
Германия
21,15
9
ОАЭ
20,69
10
Япония
20,53
21
Венгрия
11,99
22
Россия
8,55
23
Мексика
7,73
Согласно данным КПМГ среди 25 стран мира* по сводному показателю** оценок политики и законодательства, технологий и инноваций, развития инфраструктуры и уровня принятия беспилотных автомобилей потребителями наша страна может претендовать лишь на предпоследнее место. Очевидно и по данной теме нам не только дороги мешают.
С 14 июня на трассе М-11 стартовал первый этап проекта «Беспилотные логистические коридоры» – запущено движение беспилотных магистральных тягачей КАМАЗ