В России разрешили тестировать беспилотники без операторов
18 марта 2022
Принято постановление Правительства РФ, урегулирующее опытную езду беспилотных ТС без операторов
Александр Климнов, фото yandex.ru
В России теперь разрешено тестировать беспилотные автомобили без человека за рулем, что стало возможным по постановлению №309 Правительства РФ, которое устанавливает «Программу экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций по эксплуатации высокоавтоматизированных транспортных средств».
Полностью беспилотные автомобили (т.н. 2-й категории – авт.), в которых необязательно присутствие человека, допущены к тестам на территории «Иннополиса» в Татарстане и на территории «Сколково» в Москве. Там же, в «Иннополисе» и «Сколково», а также на федеральной территории «Сириус» в Краснодарском крае и в районе Ясенево в Москве допускается тестирование беспилотных автомобилей без человека за рулем, но с присутствием специалиста на пассажирском сиденье.
В Москве беспилотники можно будет использовать в качестве обычного такси, курсирующего между станциями метро «Ясенево», «Новоясеневская» и «Битцевский парк». Всего на 18 столичных улицах. Стоимость поездки в беспилотном такси будет одинаковой тарифом в обычном «человекоуправляемом», но не дешевле.
Участвовать в эксперименте будут разработанные компанией «Яндекс» беспилотные автомобили. Проект стартует через 20 дней после вступления в силу нового постановления (т.е. с 29 марта – авт.), а экспериментально-правовой режим эксплуатации беспилотников рассчитан на три года.
Напомним, что первые беспилотники «Яндекса» поехали по столичным дорогам еще зимой 2018-го. Тогда несколько машин курсировали в районе Хамовников. Со временем география поездок расширялась, причем, такой транспорт в общем доказал свою безопасность, хотя пару лет назад один беспилотник все же попал в ДТП на Аминьевском шоссе. В прошлом году беспилотникам в качестве эксперимента позволили возить пассажиров по улицам Ясенево и территории «Сколково».
Руководитель пресс-службы подразделения беспилотных автомобилей «Яндекса» Юлия Швейко сказал: «Сервис доступен в приложении «Яндекс Go». Беспилотные такси можно будет заказывать точно так же, как и обычный автомобиль. На первом этапе автономные такси будут перемещаться между заранее определенными точками посадки-высадки – в районе Ясенево их будет несколько десятков штук. На данный момент мы собираем заявки от желающих принять участие в тестировании. Мы будем постепенно открывать доступ к этому сервису для таких людей. Это нужно для регулирования спроса, потому что на сегодняшний день мы собрали больше 10 тыс. заявок от жителей Москвы, но в итоге сервис должен стать доступным и публичным для всех».
Как уточняют в «Яндексе», стоимость поездки на беспилотнике будет сопоставима с классическим такси, причем, за три года к программе планируется подключить до тысячи машин. В сфере беспилотного транспорта в России «Яндекс» можно считать первопроходцем. С подачи IT-гиганта в 2021 году Минэкономразвития подготовило постановление, которое и позволяет теперь возить пассажиров.
Согласно экспериментальному режиму, «Яндекс» должен передавать информацию об испытаниях властям, отчитываться обо всех административных нарушениях и работать под контролем правительства Москвы, что вполне логично, отмечает главный аналитик ассоциации «Цифровой транспорт и логистика» Андрей Ионин: «"Яндекс" использует абсолютно новый механизм экспериментальных правовых режимов. Простым языком его называют регулятивной песочницей. Этот закон был принят полтора года назад, но реально вступил в силу только в феврале прошлого года. «Яндекс» здесь выступает первопроходцем, который использует режим «песочницы» именно в сфере транспорта. Компания-инициатор должна указать в том числе конкретную географию того места, где проводится эксперимент. Это необходимо, потому что государство берет на себя серьезную ответственность».
Как отмечают эксперты, именно регуляторные вопросы принципиальны для успеха эксперимента с беспилотным транспортом. Они даже важнее соответствующей инфраструктуры. За прошедшие годы автоматизированные автомобили «Яндекса» в целом доказали, что способны адаптироваться к условиям московского трафика. Тем не менее, в салоне такси (беспилотник 1-й категории – авт.) будет находиться инженер. И только на территории «Сколково» машины (беспилотники 2-й категории – авт.) будут ездить без водителя-оператора.
В целом председатель комитета по вопросам развития транспортного обслуживания Торгово-промышленной палаты Москвы Богдан Коношенко убежден, что такое такси будет куда безопаснее классического: «Программа никогда не позволит этому автомобилю выехать, например, на встречную полосу, нарушить скоростной режим, что делают люди.
И если эти вещи будут соблюдаться, то все станет намного безопаснее. Насколько я понимаю, эти автомобили ездят по Москве уже несколько лет, они наработали статистику. Это вполне себе реальная вещь. Конечно же, дальше этот процесс должен развиваться, ни в коем случае нельзя останавливаться и ждать».
До недавних пор предполагалось, что конкуренция на рынке беспилотного транспорта в стране будет только расти. На фоне новостей о скором запуске технологичного такси от «Яндекса», в компании SberAutoTech также заявили, что разрабатывают беспилотные автомобили для пассажирских и грузовых перевозок. Компания планирует сотрудничать с агрегатором «Ситимобил».
P.S. То, что «Яндекс» не остановил свой эксперимент по беспилотникам, несмотря на политическую обстановку и режим санкций на поставки электроники в Россию, вызывает уважение. Возможно, отечественным компаниям, работающим в данной сфере, удастся справиться с внедрением беспилотников собственными силами или при участии в качестве поставщиков и(или) партнеров, например, IT-компаний из Китая.
Следите за новостями на портале www.rim3.ru
Загрузка