Обход М11 вокруг Твери спроектируют почти за полтора года и полмиллиарда рублей
25 февраля 2020
На проектирование финальных 62 километров платной автомагистрали М11 «Нева» в обход Твери до середины 2021 года потратят 468 млн рублей
Александр Климнов, фото Автотор
Госкомпания «Автодор» объявила тендер на проект строительства третьего этапа трассы М11 «Нева» (Москва–Санкт-Петербург) в обход Твери с северной стороны. Протяженность четырехполосного участка высшей категории должна составить немногим более 62 км, расчетная скорость движения – до 150 км/ч. На будущей трассе планируется 35 искусственных сооружений, включающих 9 мостов, 20 путепроводов и 4 развязки. Всю трассу предполагается сделать освещенной.
«Автодор» готов заплатить подрядчику за проектирование ₽468 млн. Работы планируется завершить до конца 2021 года, после чего должно начаться строительство в рамках долгосрочного инвестиционного соглашения (ДИС), однако, сроки начала работ и их завершения пока не обозначены.
Строительство платной трассы М11началось в 2009 году. Однако, даже значительно позже этой даты строительство северного обхода Твери не предусматривалось, хотя проект и существовал. В результате с 2014 года и по ноябрь 2019 года все запланированные участки М11 были построены и введены в эксплуатацию, включая последний из них – 8-ю очередь на подъезде к Северной столице. Тогда же дорога получила официальное название «Нева».
Соответственно, теперь при движении из Москвы до 149-го километра автомобилисты перемещаются по скоростной платной дороге, но далее сворачивают на южный обход Твери (в составе бесплатной М10) и следуют по нему 26 км до пересечения с М11.
Вот тут-то водители и сталкиваются с большим количеством светофоров, ограничений скорости в населенных пунктах. Из-за плотного грузового движения (по сравнению с платными участками) средняя скорость значительно падает. Губернатор Тверской области Игорь Руденя недавно объяснял: «Пусть и платный, но необходимый северный обход Твери создаст «транспортные коридоры» до Ярославской области, Вологды и Дубны, обеспечив свободные подъезды к крупным предприятиям и заводам».
Координатор движения «Синие ведерки» Петр Шкуматов считает, что «терпимые» тарифы за проезд должны быть в пределах ₽50–100 для легковых автомобилей как, например, на трассе М4 в Воронежской области.
Напомним, что ДИС – это инвестконтракт, при котором подготовкой территории занимается инвестор, а доля внебюджетных средств в проекте не превышает 20–25%. Например, такое соглашение было задействовано при строительстве обхода Вышнего Волочка и участков ЦКАД. Применение ДИС в реальности означает, что тарифы будут более щадящими. Например, самый дорогой платный участок на сегодня – отрезок М11 от Москвы до Солнечногорска в обход Одинцово, так как свыше 60% средств в этот проект вложили частные компании.
Глава Общественного совета при Минтрансе Михаил Блинкин назвал выделяемую «Автодором» сумму на проектирование вполне «адекватной». Ее, как правило, рассчитывают в пропорции 5–10% от ориентировочной стоимости строительства. Строительство километра четырехполосной дороги первой категории, по оценкам Минтранса в 2017 году, стоило ₽156,4 млн руб. (без учета затрат на освобождение территории), соответственно 62 километра – ₽9,6 млрд). Более свежих данных от Минтранса пока не было. По оценкам данного ведомства с 2014 года стоимость строительства дорог в РФ якобы снижается.
Кстати, в конце 2019 года глава «Автодора» Вячеслав Петушенко пояснил, что проект новой обходной трассы не будет начинаться с нуля, а будет скорректирован ранее разработанный, т.е. проект 2014 года, согласно которому предполагалось, что трасса пройдет через Калининский район Тверской области, где потребуется изъять более 603 га земель, включая 365 га у Тверского лесничества. Компания, которая займется корректировкой, проведет «инженерно-экологические изыскания», обозначив «границы ареалов обитания охраняемых видов флоры и фауны, пути миграции животных», а также все имеющиеся экологические ограничения (ООПТ, горные отводы, скотомогильники и т. д.). Должны быть также разработаны рекомендации по снижению «негативного воздействия» на окружающую среду при эксплуатации дороги.
Однако эксперт «Гринписа России» Алексей Ярошенко выступил с заявлением: «Планируемая трасса затрагивает очень ценные в рекреационном и средообразующем отношениях территории, в том числе лесопарковую зону Твери. Она очень сильно повлияет на эти территории за счет фрагментации, нарушения гидрологического режима, воздушного и шумового загрязнения. От стен леса, примыкающих к трассе, неизбежно пойдут распад и усыхание древостоев, как это произошло при строительстве более близких к Москве участков».
Эксперт считает, что негативное влияние новой трассы может коснуться по меньшей мере десятой части лесов, которые фактически исполняют роль лесопаркового пояса вокруг Твери. Он говорит: «Речь идет не только о природных территориях, которые будут полностью потеряны при прокладке трассы (что составит примерно 450–500 га), но и о прилегающих к ней. Их рекреационная ценность будет утрачена в очень большой степени. Для многих жителей города и его ближайших окрестностей это будет весьма существенным снижением качества окружающей среды. Поэтому нужно принимать серьезные меры, способные уменьшить или хотя бы частично компенсировать это снижение».
Справка: по данным «Автотора» в 2019 году пользователи российских платных дорог заметно увеличили пользование ими. Так, общее количество проездов по трассам госкомпании «Автодор», в чьем управлении находятся трассы М4, М3, М1 и почти вся М11 или в общей сложности почти 3,4 тыс. км, из которых 1,5 тыс. км платные, выросло за год на 19%, достигнув 132 млн. Из этого количества 90,8 млн проездов (69%) совершили владельцы легковых автомобилей (1-я тарифная категория). Еще 21% трафика (27,8 млн проездов) обеспечили трехосные грузовики или автобусы высотой более 2,6 м (4-я тарифная категория), а 7% трафика (9,2 млн проездов) обеспечили двухосные грузовики или автобусы высотой более 2,6 м (3-я тарифная категория), и 3% (4,4 млн проездов) пришлось на легкие грузовики и автобусы.
Наибольший прирост трафика наблюдался на трассе М11 «Нева», где в 2019 году были открыты для движения три участка в Московской, Тверской и Ленинградской областях. Если в 2018 году по М11 проехало более 4,8 млн транспортных средств, то в 2019 году – уже более 11,2 млн (рост в 3,7 раза). Госкомпания констатирует: «Открытие новых участков положительно сказалось на интенсивности движения не только по транзитным маршрутам, существенно возросло число локальных проездов, на небольшие расстояния».
Загрузка