Элекромобиль «Атом» пойдет в серию во второй половине 2025 года
17 мая 2024
За счет повышения утильсбора отечественный электромобиль «Атом» может оказаться конкурентоспособным
Александр Климнов, фото производителя, дзен.ру
АО «Кама» (проект Сергея Когогина и Рубена Варданяна) представило первый функциональный образец российского электромобиля «Атом», на котором даже дали показаться некоторым автомобильным журналистам.
Серийная сборка российского электромобиля «Атом» должна стартовать в середине 2025 года и тогда же он поступит в массовую продажу.
Электромобиль «Атом» получил единый экстерьер и размерность для всех версий, что как считают аналитики, должно помочь сократить расходы при производстве.
В рамках проекта «Атом» создается не отдельно взятый автомобиль, а электрическая платформа на российских компонентах и с собственным ПО, на которую можно «навесить» любой подходящий по габаритам и техническим требованиям кузов.
Платформа состоит из металлического остова из высоко- и сверхвысокопрочной стали, шасси, высоковольтной системы, а также электрики и электроники.
Всего разрабатывает четыре версии «тележки»: платформы «А», «В», «С» и «Атом». Они отличаются назначением, особенностями компоновки, типом привода (задний или полный), габаритами, подвеской и рядом других параметров.
Однако площадка для производства в России все еще не определена – рассматривается в том числе бывший завод Ford Sollers в Набережных Челнах, при этом компания уже обдумывает запуск сборки и в других странах, включая даже Китай.
До конца года компания намерена провести испытания батареи, созданной совместно с «Рэнера» (входит в «Росатом»), а также других систем – подвески, рулевой системы, шасси.
Сборка первого электромобиля в РФ намечена на конец 2024 года, а к середине 2025 года компания намерена перейти к серийному выпуску и запустить массовые продажи, рассказал гендиректор АО «Кама» Игорь Поваразднюк.
Он пояснил: «В скором времени мы планируем объявить площадку, на которой будет вестись производство в РФ».
В компании рассматривают несколько заводов. Он добавил: «Завод в Набережных Челнах (бывшая площадка Ford Sollers) действительно находится с самого начала в периметре нашего анализа. Но за последние полгода количество анализируемых площадок выросло по известным причинам».
Эксперты при этом не видят на рынке других невостребованных площадок иностранных концернов. Инсайдеры рассказывают, что ранее компания интересовалась бывшим заводом «Тойота Мотор Рус», который отошел к НАМИ, а затем был переведен под управление «Алмаз-Антея».
Электромобиль «Атом» получит задний привод, а по габаритам будет сопоставим с автомобилями сегментов A/B, по комфорту – C/D. Как уточнил исполнительный директор компании Харальд Грюбель, с точки зрения безопасности: «Мы собираемся достичь четырех звезд China NCAP».
«Атом» позиционируется как легковушка массового сегмента. По словам Игоря Поваразднюка, по меркам такси это машина сегмента между «Комфорт» и «Комфорт+».
Для каршеринга, продолжает он, «это не так дорого в минуту, как Tesla – условно около 50 руб., но не так дешево, как VW Polo – 8–9 руб. в минуту».
Версии для сервисов мобильности, доставки и личного пользования будут отличаться разными решениями в интерьере – например, числом посадочных мест, пространством для багажа и прочим, говорит господин Поваразднюк. При этом в каршеринге собственное ПО «Атома» может позволять персонализировать автомобиль.
По стоимости владения, по словам главы бренда, «Атом» сможет выйти на паритет с имеющимся парком каршерингов. Он добавляет: «И в то же время сверху мы даем функции, которые создают пользовательский опыт существенно лучше их текущего парка».
Компания показала собственную операционную систему Atomverse на базе Kaspersky OS. Ее предполагается предлагать и другим игрокам авторынка, в том числе за пределами РФ. Игорь Поваразднюк рассказал: «Уже сейчас мы с рядом автопроизводителей ведем диалог о том, чтобы начать адаптацию наших софтверных продуктов. Эта работа начата, но, думаю, что рост интереса произойдет, когда на рынок выйдет продукт».
Помимо российского рынка, электромобиль «Атом» намереваются поставлять на экспорт, в том числе на рынки Китая и Юго-Восточной Азии. Сейчас у «Атома» есть инженерное подразделение в Китае, а также будущие поставщики из этой страны, а также Турции и Индии.
Кроме того, рассматривается и организация выпуска в других странах, уточнил господин Поваразднюк: «Мы стартуем в России, а дальше мы рассматриваем не только экспорт автомобилей, но и на больших рынках – вроде китайского – вхождение туда как автопроизводителя».
Напомним, структуры «Росатома» – «Рэнера» и «Русатом РДС» – проводили тендеры на разработку силовых систем для электромобиля «Атом».
«Рэнера» строит гигафабрику по выпуску батарей в Калининграде, запуск запланирован в конце 2025 года.
Сергей Удалов из «Автостата» отмечает, что обсуждать сборку в других странах на нынешнем этапе рано, тем более в условиях такого высококонкурентного рынка, как Китай. При этом он отмечает экономическую эффективность от унификации кузова автомобиля для разных версий.
Г-н Удалов также напоминает, что по такому пути идут небольшие грузопассажирские автомобили, такие как LADA Largus, VW Caddy, Peugeot Partner: «Правда, в России среди них были традиционно популярнее грузовые версии, за исключением Largus, который выигрывал за счет локализации и цены».
Дмитрий Бабанский из SBS Consulting соглашается, что единый кузов позволит упростить организацию и улучшить экономику производства.
P.S. Думается, что при цене около 3 миллионов рублей и больше электромобиль «Атом» сможет конкурировать, разве что с прочими отечественными «элекричками», включая LADA e-Largus (если, конечно, он, как обещают в Тольятти, будет стоить «всего» 2 с небольшим миллиона), EVOLUTE i-Pro и более дорогими электрокроссоверы EVOLUTE i-Joy (от 2,9 до 4 млн руб.) и «Москвич 3е» (от 3,2 до 4,1 млн руб.).