Электромобили и зарядная инфраструктура в России в 2023 году
16 февраля 2023
На XIII форуме «ForAuto-2023. Итоги и прогнозы авторынка» подробно разобрали состояние и перспективы рынка электромобилей в России
Александр Климнов, фото автора, скрины с видеотрансляции «ForAuto-2023»
На прошедшем 15 февраля XIII ежегодном форуме «ForAuto-2023. Итоги и прогнозы авторынка» автобизнеса, организуемым аналитическим агентством «Автостат» и посвященном итогам и прогнозам авторынка на 2023 год весьма значительное место было уделено проблемам электромобилей, так что им даже была посвящена специальная сессия «Электромобили и инфраструктура», спикерами на который были от АЦ при правительстве РФ Григорий Микрюков с докладом «Рынок электротранспорта в РФ. Меры господдержки». И от Фонда «Сколково» выступил Кирилл Жанайдаров, который в частности рассказал о новых технологиях в зарядной инфраструктуре.
Так из 80,98 млн автомобилей проданных во всем мире в 2022 году (минус 2% к 2021 году, в который, кстати, свой серьезный вклад внесла и Россия с падением на 59% до 626,3 тыс. – авт.) на электромобили пришлось 7,8 млн (+63%), и таким образом, их доля на мировом авторынке превысила 10% (10,2%). В России по данным «Автостата» в 2022-м было продано всего ~3 тыс. (+33%) новых электромобилей (BEV и PHEV), что составило лишь 0,5% от рынка новых легковушек, что, впрочем, лучше, чем годом ранее, когда их доля была лишь 0,3%.
Для сравнения в КНР в 2022 году было реализовано свыше 5 млн BEV (именно аккумуляторных электромобилей), что на 85% больше, чем в 2021-м, при том что местный авторынок вырос лишь на 2,1%, впрочем, оставшись крупнейшим в мире с показателем 23,56 млн легковых автомобилей. В США рост продаж составил 88%, а в Европе – 28%. Таким образом, в 2022 году именно электромобили и подключаемые гибриды уже были главными двигателями мирового авторынка.
Доля Китая в мировом сегменте электромобилей, таким образом, составила 64,5%, т.е. немногим менее 2/3 мирового рынка. Что интересно, такие ведущие мировые страны-автопроизводители как Япония и Республика Корея в данном сегменте пока что отстают и попали в разряд «прочих», а лилируют кроме поднебесной Германия, США, Великобритания и Франция.
Лидером мирового рынка среди производителей остается Tesla с 1 млн 314 тыс. (+40%) реализованных BEV, что стало очередным рекордом для отдельного производителя. На втором месте BYD с 911 тыс. (+184%), а на третьем – также китайский SAIC с 750 тыс. (+23%).
Интересно, что Tesla лидирует в 2022 году и в России с объемом продаж в 991 ед. (+34,7%), хотя официально этот бренд в России никогда не продавался и ввозится путем параллельного импорта. Вообще немецкие и американские бренды заняли в РФ 72% рынка электромобилей. Кстати, на 4-е место вышла отечественная марка Evolute с 252 ед.
Самыми популярными моделями BEV стали электрохэтчбек Tesla Model Y с 16% рынка и электроседан Model 3 с 13% рынка, а на третьем месте Audi e-tron с 10%.
Из общего 3-тысячного рынка практически половина (48,9%) пришлась на Москву и МО (1467 ед.), 7,9% – на Санкт-Петербург (236 ед.), 7,3% – на Краснодарский край (220 ед.), а еще 1075 ед. на все остальные регионы.
Прогноз производства автомобилей в рамках Стратегии развития автомобильной промышленности РФ до 2035 года предполагает, что производство автомобилей вырастет до 1 млн 92 тыс. (включая 44 тыс. электромобилей из которых 25 тыс. будут носить м арку «Москвич») в 2025 году, до 1 млн 699 тыс. к 2030-му (217 тыс. электромобилей) и до 1 млн 921 тыс. (свыше 450 тыс. электромобилей) в 2035 году.
Касательно зарядной инфраструктуры, если регионы полагаются на государственную поддержку, то Москва обходится в этом вопросе без нее. Так в столице в 2023 году частная компания «Энергия Москвы» намереваются установить 52 «быстрые» и 135 «медленных» ЭЗС (всего 187 шт.), а в 2025-м уже 3250 шт. из которых 1,0 «быстрых» и 2,25 тыс. «медленных», тогда как в 40 пилотных регионах будет смонтировано 872 ЭЗС (вторя очередь стоимостью 2 млрд 406,7 млн руб.), а в 2024-м уже 1437 шт. ЭЗС в 47 пилотных регионах (третья очередь ценой в 3 млрд 569,4 млн руб.).
В качестве будущих технологий для зарядки электромобилей сейчас идет работа по таким направлениям как: беспроводная стационарная магнитно-резонансная зарядка электромобилей (в России ею занимается ИТМО и компания «Яблочков»,
а в Китае совет по электроэнергетике принял национальные стандарты беспроводной зарядки Guobiao (GB), основанные на патенте американской компании WiTricity),
строительство дорог,
заряжающих электромобили на ходу – Electreon Wireless (в России данной технологией также занимается «Сколково»),
мобильные зарядные станции (для зарядки разряженных электромобилей на дорогах, а также электротранспорта на каршеринговых стоянках – авт.).
Один из докладов («Ренессанс страхование») на форуме был посвящен теме маркетинга, страхования и обслуживания клиентов с электромобилями, но данная тема также требует отдельной статьи.
Так были выявлены предпочтения потенциальных покупателей. Например, в ближайшее время большинство опрошенных (86%) связываться с электромобилями не намерено и прежде всего из-за отсутствия зарядной и сервисной сетей.
Кроме того, в рамках форума прошла выставка-презентация новых моделей электромобилей. P.S. Тема электромобилей становится для нашей страны все серьезнее и серьезнее, хотя пока еще она все еще на низком старте (хорошо отображено на графике), в том числе дилеры отрабатывают схемы с сервисным обслуживанием владельцев электромобилей, а страховщики предлагают продукты, учитывающие специфику электромобилей. Словом жизнь кипит, хотя при таком напоре китайцев (на 2023 год им предрекают долю в 50% от нашего рынка) вскоре их электромобили могут стать наиболее многочисленными, потеснив европейцев и америеканцев, чей экспорт в Россию попадает под санкции.