Фольксваген Коммерческие автомобили покажет на Techno Classica свой ранний электрофургон
5 марта 2020
К коллекции олдтаймеров марки Volkswagen присоединился редкий экземпляр Elektro-Transporter 1978 года
Александр Климнов, фото Volkswagen NFZ
Марка Volkswagen NFZ (Коммерческие автомобили) представит на выставке Techno Classica 2020 в Эссене, которая намечена на 25–29 марта, предшественника своего будущего электрофургона ID.BUZZ. Коммерческий электромобиль, созданный на базе VW Тyp2, и в апреле 1978-го впервые получивший разрешение на эксплуатацию от Муниципальной транспортной службы Берлина, теперь стал частью коллекции олдтаймеров марки Volkswagen NFZ. Данный «Bulli УМ» больше, чем просто олдтаймер – это один из немногих сохранившихся экземпляров классических электромобилей в мире.
Еще 50 лет назад в Вольфсбурге концерн Volkswagen делал первые шаги в разработке электромобилей, закладывая фундамент для будущего. Так, в 1970 году создатели моделей Bulli и Beetle основали в Вольфсбурге подразделение, которое разработало первый электромобиль марки Volkswagen. Уже тогда перед компанией стояла цель задействовать альтернативные источники энергии, чтобы стать менее зависимой от нефтяного топлива и освоить выпуск машин с нулевыми выбросами в атмосферу.
В 1972 году компания VW NFZ представила свой первый прототип на Промышленной выставке-ярмарке в Ганновере – электропикап Typ 2 с открытой грузовой платформой. Немного позднее концерн Volkswagen начал мелкосерийное производство коммерческих электромобилей. Помимо пикапов, под маркой Volkswagen выпускали микроавтобусы и фургоны с достаточно солидной по тем временам грузоподъемностью – до 800 кг. И это при том, что сам блок аккумуляторов весил 880 кг (!).
В числе городов, где проходили испытания электрофургонов, был Берлин (тогда еще разделенный между ГДР и ФРГ, соответственно, это был Западный Берлин – авт.), а в последующие годы городские власти приобрели семь электромобилей. Одним из них стал T2 1972 года производства, который 14 апреля 1978 года получил лицензию от Берлинского муниципального департамента транспорта на использование в городских коммунальных службах. На автомобиле красовался слоган: «Электричество вместо бензина – безопасно для природы». В Берлине к испытаниям подошли очень основательно: в районе Тиргартен построили специальную станцию замены батарей, где блок с разряженными аккумуляторами всего за пять минут заменялся таким же с заряженными аккумуляторами. Блок устанавливался под грузовой платформой и легко выдвигался наружу, поэтому процесс замены не составлял труда. Технология зарядки и замены батарей была разработана совместно с компаниями Rhenish-Westphalian Electricity (RWE) и General Electric Street Vehicles Co. (GES).
В качестве альтернативы свинцовую тяговую батарею можно было зарядить от аккумулятора Varta через трансформатор в задней части Bulli. Больше 40 лет назад у автомобиля из будущего уже была система рекуперации энергии, позволявшая накапливать кинетическую энергию при торможении.
Емкость аккумуляторной батареи достигала 21,6 кВт⋅ч. Этого было достаточно, чтобы электромобиль на одной зарядке мог проехать до 85 км. Автомобиль приводил в движение электродвигатель постоянного тока с шунтовой обмоткой марки Bosch (позднее Siemens). Он мог похвастаться постоянной мощностью 16 кВт (22 л. с.) и кратковременной пиковой мощностью 32 кВт (44 л. с.). Максимальный крутящий момент составлял впечатляющие 160 Н⋅м.
Электромобиль весом 2170 кг разгонялся до 75 км/ч, чего вполне хватало для перемещений по городу. Но не менее важным было другое: электрический Т2 марки Volkswagen NFZ положил начало процессу создания Bulli с нулевыми выбросами для массового производства – несколько последующих поколений инженеров усердно работали над этим. Однако на протяжении десятилетий для этого не хватало по-настоящему практичного типа аккумуляторной батареи.
Сегодня все изменилось. Модель e-Crafter марки Volkswagen коммерческие автомобили – современный фургон с нулевыми выбросами, а в 2022 году появятся электрические модели ID.BUZZ и ID.BUZZ Cargo.
К будущему электромобильности на Volkswagen NFZ готовы!