General Motors прекратила работу над водородными топливными элементами следующего поколения для легковых автомобилей
15 октября 2025
Концерн GM прекращает разработку Fuel Cell для FCEV и переключается на BEV
Александр Климнов, фото carscoops.com
Хотя компании Hyundai и Toyota на сегодня наиболее известные сторонники водородных топливных элементов (Hydrogen Fuel Cell), концерн General Motors также активно поддерживал эту идею.
Однако руководство GM вслед за концерном Stellantis изменило курс и решило прекратить разработку топливных элементов следующего поколения для своего бренда Hydrotec.
Для тех, кто не знаком с особенностями водородного бизнеса GM, напоминаем, что системы Hydrotec предназначены для различных транспортных средств, от внедорожной платформы SURUS (на фото выше) с запасом хода свыше 650 км до сверхтяжелых карьерных самосвалов.
Автопроизводитель также планировал использовать PowerCubes Hydrotec (на фото ниже) для питания мобильных зарядных станций для электромобилей.
Хотя это всего лишь небольшой сектор усилий компании, автопроизводитель отметил, что «путь к достижению устойчивого бизнеса в области топливных элементов долог и неопределенен».
Далее они назвали ограниченную инфраструктуру заправок и высокие затраты как две основные причины, по которым потребители не переходят на автомобили с водородным двигателем (точнее электромобили на топливных элементах – FCEV – авт.).
Когда-то водород (H2) преподносили как «идеально чистое» топливо будущего, но чисто аккумуляторные электромобили (BEV) на сегодня выигрывают гонку за рынок в одни ворота.
Так, компания GM отметила, что на территории США насчитывается уже более 250 000 зарядных станций для электромобилей уровня 2+ и все лишь 61 водородная заправка.
Учитывая все это, автопроизводитель решил «сосредоточиться на технологиях, которые открывают наилучший путь к масштабированию и повышению потребительской ценности».
Chevrolet Bolt 2027 модельного года выйдут на рынок только как чисто аккумуляторные электромобили (BEV), но отнюдь не как водородомобили (FCEV)
Это означает, что отныне усилия GM будут сосредоточены на аккумуляторных электромобилях, «которые имеют очевидную рыночную привлекательность, а не на водороде, который еще не раскрыл свой потенциал».
При этом GM не собирается окончательно сдавать водородную тему.
GM заявляет, что текущие типы топливных элементов останутся в производстве, и компания продолжит продавать их в качестве резервного источника питания для зданий, а также для горнодобывающей промышленности и магистральных и карьерных самосвалов, но дальнейшего развития не планируется
Наоборот, компания отметила, что «водород перспективен для определенных востребованных промышленных применений, таких как резервное питание, горнодобывающая промышленность и тяжелые грузовые перевозки».
Для карьерных самосвалов и магистральных тягачей водород как топливо остается вполне перспективным
В результате GM по-прежнему продолжат производить топливные элементы для центров обработки данных и генерации электроэнергии через свое совместное предприятие с Honda Fuel Cell System Manufacturing.
Справка: СП GM и Honda Fuel Cell System Manufacturing было основано в 2016 году и с декабря того же года предлагало на северо-американском рынке второе поколение водородного седана Honda Clarity FCV.
Доступный с начальной ценой аренды в $369 в месяц, в течение 36 месяцев и $2868 при подписании договора аренды, водородный седан обеспечивал 366 миль (589 км) пробега и демонстрировал показатель экономии топлива в 67 миль на галлон (~3,5 л/100 км) по смешанному циклу EPA, что было рекордом на рынке.
Водородомобиль Clarity FCV был доступен в 12 авторизованных дилерских центрах Honda в штате Калифорния, в том числе в шести дилерских центрах в Южной Калифорнии, пяти в районе залива Сан-Франциско и одном в Сакраменто.
Аренда предусматривала пробег в 20 000 миль (32 187 км) в год, 24-часовую помощь на дороге 7 дней в неделю, до 21 дня аренды Avis Luxury в Калифорнии, право на доступ к подменному одноместному грузовику «White Sticker» и бесплатное водородное топливо на сумму до $15 000.
Однако даже такие льготные условиях спрос оказался невысоким (в августе 2021 году модель была снята с производства в Японии), а аренда в США (читай в Калифорнии) была остановлена в 2022-м после реализации всего лишь 1900 машин.
Возможно, что ошибкой Honda стало решение исключительно об аренде Clarity FCV, которому как автомобилю класса ZEV, т.е. с нулевыми выбросами полагалась федеральная налоговая скидка в размере $8000 при покупке, но ее фактически взяла себе Honda предоставив арендаторам только получение калифорнийской скидки в $4500 по местной программе CVRP. Ну и, конечно, свою роль сыграло ограниченное количество водородных заправок, сеть которых, мало того, что не росла, но даже сокращалась.
P.S. О проблемах в водородным топливом в Северной Америке уже писалось, например, в штате Калифорния владельцы водородных седанов Toyota Mirai даже подали в суд на японскую компанию из-за отсутствия заправочной сети и вздорожания топлива (пока что H2 делается из природного газа, а значит и дорожает вместе с ним). Так, что шаг GM выглядит достаточно обоснованным, хотя экологам и остается сожалеть, что такой мощный автопроизводитель фактически признал свое поражение и оставляет поле боя по разработке альтернатив традиционным аккумуляторам в деле декарбонизации... Впрочем, остаются магистральные грузовики и карьерные самосвалы, для которых аккумуляторы по существу не подходят из-за долгого и пожароопасного процесса зарядки, а масштабируемость водородной технологии в таком случае переносится на будущее. Собственно вспоминается, что в свое время и дизелизация легковушек в США была столь же проблемной – попросту сеть АЗС с дизельным топливом была настолько редкой (рассчитанной на тягачи с гигантскими бочкообразными топливными баками), что полноценно эксплуатировать их не получалось, однако, VW в первой половине 2010-х как бы прорвался, но потом грянул Дизельгейт (который, стати, тянется уже десятилетие)...
Подписывайтесь на наш Тelegram-канал и следите за обновлениями! Подписаться.