Главная
GM Silver Volt – дедушка современных гибридов

GM Silver Volt – дедушка современных гибридов

GM Silver Volt – дедушка современных гибридов

8 Августа 2018


В далеком 1980-м GM объявил о концепте гибридного автомобиля с сенсационными характеристиками


автор

Александр Климнов, фото AutoHistorian и Mother Earth News 

Второй нефтяной кризис (1979-1982 гг.) из-за разразившейся Ирано-Иракской войны ударил по Америке значительно сильнее, чем первый в 1973-1974 гг. из-за Шестидневной войны. Так, в 1980 году цена нефти на мировом рынке достигла пика в $35 за баррель (159 л), что с учетом инфляции составляет $106 за «бочку» в ценах 2018 года. Особенно сильно это ударило по Детройту, т.е. «Большой тройке» в лице GM, Ford и Chrysler, которые понесли грандиозные убытки не только из-за резкого падения продаж, спровоцированного взлетом цен на бензин, но, главное, буквально тектонического как землетрясение по скорости и масштабности переключения внимания американских покупателей на экономичные компактные модели. Каковых, Детройт как раз в тот момент практически не производил, а вот конкуренты из Страны восходящего солнца оказались в состоянии предоставить в огромном количестве. Так, в стоках на Западном побережье США стояли на тот момент порядка 0,8 млн ранее невостребованных японских малолитражек, которые стали разлетаться как горячие пирожки, т.е. «хот-доги». Естественно, на фоне обрушившейся на олигопольную «Большую тройку» цунами критики со стороны общества, СМИ и даже властей,  владельцы американского авторынка должны были кинуть кукую-то кость общественному мнению. Вход пошли и трехцилиндровые дизели (!) на премиальном Cadillac Seville и ряд других придумок, в том числе и вспомнили про существование электромобилей.

gm-silver-volt-converted-by-electric-auto-corporation-credit-autohistorian_100662249_l.jpg

Для отвлечения общественного внимания от критики GM предложил в 1980-м концепт гибридного универсала GM Silver Volt

Так, GM заказала специализированной фирме Electric Auto Corporation создать гибридный электромобиль, каковой и был представлен в самый апогей нефтяного кризиса в 1980 году, когда Америка сходила с ума от ценников на автозаправках. Гибридный универсал на базе серийного кузова универсала марки Buick, был достаточно футуристичным по облику, и был назван Silver Volt, причем, за 30 лет до нынешнего гибрида Chevrolet Volt и за 16 лет до знаменитого, но неудачного эксперимента с электромобилем GM EV1.

gm_silver-volt_80_3.jpg

В стейшн вэгон удалось запихнуть свинцово-кислотный аккумулятор весом свыше тонны

Концепт GM Silver Volt, конвертированный в гибрид из обычного универсала компанией Electric Auto Corporation
Фирма Electric Auto сегодня утверждает, что ее концепт Silver Volt якобы располагал почти вдвое большим запасом хода только на электричестве против сегодняшнего Volt, причем, запас его хода составлял от 80 до 100 миль (128–161 км) между зарядками… свинцово-кислотного аккумулятора. Конструкция тяговой батареи была фирменным ноу-хау и с учетом использования специальных пластин, могла заряжаться до 80 процентов всего за 45 минут.
Гибрид также располагал небольшим «вспомогательным блоком питания на основе ДВС» (APU), характеристики которого затерялись во времени.
Данный APU брал на себя энергообеспечение дополнительных систем, как-то кондиционера и обогревателя, а также подзаряжал обычный 12-вольтовый аккумулятор, обеспечивавший освещение, но обычно он не требовался для поездок протяженностью менее 30 миль (48 км).

По заявлению фирмы данный гибридный универсал развивал максимальную скорость до 70 миль/ч (112,6 км/ч) и мог двигаться на крейсерской скорости в 55 миль/ч (88,5 км/ч), ставшей в те дни федеральным стандартом, введенным как раз для экономии топлива.
Для начала 1980-х годов Silver Volt считался роскошным автомобилем с усилителями тормозов и руля, электроприводами стекол и сидений, а также отделанной в задней части виниловым покрытием крышей.

i032429.jpg

Второй экземпляр Silver Volt отличался экстерьером и наклонной задней стенкой кузова, т.е. был скорее уже фастбеком 

На раннем экспериментальном образце стояли упругие уретановые бамперы, а носовая часть кузова типа «стейшн вэгон» получила аэродинамичный покатый передок и выдвигаемые фары. Подобные пластиковые носовые и хвостовые части кузовов, предназначенные для минимизации ущерба при низкоскоростных авариях, теперь стали практически общепринятыми в автомобильной промышленности, хотя и без выдвигаемых фар, которые не прижилось даже на суперкарах.

chevrolet_volt_8.jpg

Современный гибрид Chevrolet Volt упрекают в слишком малом запасе электрического хода, равном лишь 85 км

В знак того, сколько насколько продвинуты были его инженеры еще 30 лет назад, GM похвастался, что батареи в Silver Volt мог ли прослужить до замены якобы 40 000 миль (64 400 км). По цене гибрид якобы укладывался в $14 000 (на сегодня это составляет $42 400) – достаточно невысокая цена даже для сегодняшних серийных моделей такого же назначения, но весьма высокая для Америки начала 1980-х с ее привычкой к дешевым автомобилям, считавшимся товарами народного потребления.

И все же, откровенно говоря, хочется процитировать фразу одного из героев миниатюр А.Райкина: «Ох и дурят же нашего брата. Ох и дурят!». Что-то крайне сомнительно, чтобы реальный запас хода тяжелого автомобиля на свинцово-кислотной АКБ был 128-160 км. Фактическая удельная энергоемкость свинцово-кислотных АКБ составляет 30–40 Вт•ч на кг (да, теоретическая энергоемкость составляет до 133 Вт•ч на кг, но получить ее реально еще никому не удавалось), причем разряда ниже 50% емкости они крайне не любят. Примем расход энергии на 100 км пробега у такого дедушки-гибрида, положим всего в полтора раза больше, чем у нынешнего Chevrolet Volt. У него, соответственно, расход составляет 18,4 кВт•ч на 85 км, т.е. удельно 21,6 кВт на 100 км. Умножаем на 1,5 и получается порядка 32-33 кВт на сотню, которые переложим на минимальный пробег в 128 км, так что получается порядка 41-42 кВт•ч. Свинцово-кислотная аккумуляторная батарея типичной для той эпохи емкости должна была весить порядка 1300-1400 кг. Где, спрашивается она в этом универсале размещалась? Судя по архивным фотографиям АКБ было две: основная – багажнике и еще одна под капотом. Свинцово-кислотные АКБ так сверхбыстро все же не заряжаются, например, в Китае недавние бюджетные версии городских электромобилей также использовали свинцово-кислотные АКБ и ничего эдакого выдающегося ни по запасу хода, ни по времени подзарядки не показывали. К тому же при зарядке такие АКБ выделяют запах серы (знакомый многим более старшим читателям по процессу подзарядки стартерных батарей в гаражах), который мгновенно проникает в салон электромобиля. Так, что в замечательные характеристики такого конвертированного гибрида, а не созданного с нуля как нынешний Volt, не слишком верится – похоже все же ДВС принимал в увеличении запаса хода Siver Volt гораздо большее участие, чем об этом говорит Electric Auto.

Создать мало-мальски конкурентоспособный хотя бы и гибрид на свинцово-кислоных АКБ было невозможено и тогда и много позже. Разве что степень утилизации таких АКБ в США доведена до 95%. Так что GM Silver Volt надо считать соре отвлекающим фейком, в эпоху, когда и общедоступного интернета еще не было, чем реальным технологическим достижением, ведь даже в 2013 году лоббисты из Детройта доказывали, что рынка EV в США просто не существует и не надо занижать нормы расхода обычного топлива для пикапов и внедорожников. Ничего удивительного – последние 30 лет Детройт выживает только за счет этих категорий автомобилей и лишиться его для «Большой тройки» равносильно возвращению в кризисные 1980-е, когда их серьезно подвинули производители из небольшой заокеанской страны.


Подписаться

Подписаться бесплатно.

ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

  • Комментарии
Загрузка комментариев...

В США введены две трансконтинентальных сети зарядки электромобилей от побережья до побережья

В США введены две трансконтинентальных сети зарядки электромобилей от побережья до побережья

Компания Electrify America  отрапортовала о вводе в США двух трансконтинентальных маршрутов быстрой подзарядки электромобилей

16.10.2020

Городской миниэлектромобиль Ардерия ТС2 протестируют ППС Республики Адыгея

Городской миниэлектромобиль Ардерия ТС2 протестируют ППС Республики Адыгея

В Адыгейском поселке Энем создали электромобильный стартап «Ардерия»

15.10.2020

Мэр Собянин выпустил на улицы столицы 500-й электробус

Мэр Собянин выпустил на улицы столицы 500-й электробус

Московский парк электробусов за 2 года и 38 дней достиг 500 ед. и охватил 36 маршрутов

08.10.2020

Мерседес выпустит 6 электромобилей на единой платформе

Мерседес выпустит 6 электромобилей на единой платформе

Mercedes-Benz выпустит еще шесть электромобилей суббренда EQ

07.10.2020

Экофургон Volta Zero будет развозить эконапитки лондонской компании Cubed

Экофургон Volta Zero будет развозить эконапитки лондонской компании Cubed

Английский производитель эконапитков Cubed стал первым покупателем суперэкологичного электрогрузовика Volta Zero

01.10.2020

КАМАЗ не подтверждает планы по выпуску электромобиля КАМА 1

КАМАЗ не подтверждает планы по выпуску электромобиля КАМА 1

В соцсетях засветили фотографии электрического ситикара КАМА1

29.09.2020

Первый российский электрогрузовик MOSKVA создан Drive Electro для сети «Магнит»

Первый российский электрогрузовик MOSKVA создан Drive Electro для сети «Магнит»

Столичным СМИ показали первый российский тяжелый грузовой электромобиль MOSKVA от Drive Electro, предназначенный для ритейлера «Магнит»

29.09.2020

Возврат к списку