Российская зарядная сеть для электромобилей в 2023 году выросла более чем вдвое
29 января 2024
За 2023 год только «быстрых» ЭЗС в РФ стало свыше 1,4 тыс., и еще столько же будет установлено в 2024 году, а также 3,2 тыс. «медленных» ЭЗС
Александр Климнов, фото Автостат, Дзен, m24.ru, mos.ru
В интервью газете «Ведомости» профильный заместитель министра экономического развития Максим Колесников сообщил, что в 2024 году на территории России планируется ввести в эксплуатацию 1437 быстрых (на 50 кВт и более) электрозарядных станций (ЭЗС) для электромобилей, что более чем в 2 раза превышает фактические объемы ввода быстрых зарядок в 2023 году.
Также замминистра добавил, что в наступившем году планируется ввести в строй 3206 медленных ЭЗС (до 50 кВт).
Г-н Колесников пояснил, что в 2023 году планировалось запустить в эксплуатацию 659 быстрых и 2163 медленные зарядки, но в итоге план по быстрым ЭЗС был увеличен на 38 ед. из-за включения в проект по созданию инфраструктуры для электромобилей трех новых пилотных регионов. Речь идет о Красноярском крае, Ярославской и Курской областях. Проект курирует первый вице-премьер Андрей Белоусов.
Управляющий директор компании по производству и распространению ЭЗС PUNKT E Константин Алябьев рассказал: «Ближайший год или два развитие зарядной инфраструктуры будет идти текущими темпами для обеспечения минимального покрытия всех городов и трасс. После этого операторы начнут уплотнять существующую сеть зарядных станций в зависимости от темпов парка электромобилей, динамику которого сейчас невозможно предсказать».
По его словам, сложностей по развитию зарядной инфраструктуры много, но ключевыми выступают – высокая стоимость мощностей (с 2023 года полностью отменены скидки на технологическое присоединение), а также малый парк электромобилей и высокая доля электромобилей первых поколений, которые не могут заряжаться быстро, что не дает реализовать потенциал быстрых зарядных станций, которые сейчас массово устанавливаются благодаря программе субсидирования.
Генеральный директор «ТАЧ Продакшн» Юрий Орлов комментирует: «В настоящее время мы наблюдаем переломный момент в развитии рынка, когда автопарки начинают активно переходить на использование электромобилей. Эта тенденция может стать одним из главных двигателей рынка, поскольку корпоративный электротранспорт создает дополнительный спрос на зарядную инфраструктуру. И в то же время этот переход может произойти быстро, благодаря ощутимой экономической выгоде для автопарков в сравнении с использованием транспорта с двигателями внутреннего сгорания».
Касательно Москвы – ЭЗС также становится больше, так как число электромобилей в столице растет, ведь у владельцев таких машин помимо бесплатной подзарядки, нулевого транспортного налога и оплаты проезда по федеральным трассам, имеется еще ряд льгот от мэрии.
Сейчас в Москве уже более 240 общественных электрозарядных станций (всего же на середину 2023 года в столице было 462 локации – авт.).
Все их можно найти в приложении «Московский транспорт». Там же пользователи могут узнать, какие разъемы доступны на той или иной станции, а также заранее забронировать место у зарядного поста.
По итогам 2023 года в Москве количество сессий зарядки электромобилей выросло в 3 раза по сравнению с 2022 годом, и также в 3 раза выросло число пользователей – до 13 346 человек. Зарядка в столице бесплатная, как и места для парковки электромобилей (при условии, что на них стоят именно электромобили), которыми в прошлом году воспользовались 137 тысяч раз.
P.S. Тем не менее, проблем по развитию зарядной инфраструктуры в России хватает. Так, помимо нехватки мощностей и малого парка в крупных городах к ним присоединяется земельный фактор – не всегда есть возможность получить земельный участок под размещение в удобном для клиентов месте.
По оценкам российских исследователей, зарядная инфраструктура начинает окупаться, только когда доля электромобилей достигает 3–5% от общего автопарка. Текущий уровень «электромобилизации», например, в Иркутской области составляет 0,32% – это наилучший такой показатель в России. Следующий в рейтинге – Приморский край с показателем 0,22%. Москва идет на 27 месте – 0,04%, хотя столица и выступает лидером по количеству зарядных станций.