Шведское СП VW-Northvolt претендует на ¼ европейского рынка АКБ для BEV

Шведское СП VW-Northvolt претендует на ¼ европейского рынка АКБ для BEV

19 декабря 2019


Шведы с немцами хотят перехватить у китайцев четверть европейского рынка аккумуляторов для электромобилей


автор

Александр Климнов, фото Northvolt


Шведский стартап Northvolt AB, претендующий на разрушение фактической монополии Китая на рынке аккумуляторных батарей для электромобилей, планирует построить крупный завод по переработке, восстановлению и повторному использованию редкоземельных и ценных металлов, необходимых при производстве аккумуляторов (т.е. внедрению т.н. «замкнутого цикла компонентов» – авт.).

Генеральный директор Northvolt AB Питер Карлссон в интервью сказал, что: «Цель состоит в том, чтобы запустив установку замкнутого цикла в эксплуатацию к 2022 году, обеспечить за счет нее половину потребности в кобальте и других ценных металлах, необходимых для производства новых аккумуляторных элементов к 2030 году».

Созданный двумя бывшими руководителями Tesla Inc., стартап Northvolt на сегодня остается самой большой надеждой Европы на сокращение разрыва с азиатскими конкурентами, которые фактически прибрали к рукам стремительно растущий рынок аккумуляторов для электромобилей. На сегодня наиболее заметны усилия правительств Франции и Германии по организации национальных отраслей по выпуску аккумуляторов для электромобилей, а также утилизации отработавших аккумуляторов, которое смогло бы каким-либо образом удовлетворить потребность в дорожающем и дефицитном сырье для их производства.

Карлссон подчеркнул: «Существует довольно значительный экспортный поток использованных батарей в Китай, что просто глупо. Важно сохранить этот источник вторсырья в самой Европе».

Стартап Northvolt собрал $1 млрд инвестиций для финансирования первой очереди завода по производству электромобилей, готовится к росту спроса в Европе. По мере того как правительства поощряют потребителей покупать все более экологически чистые машины, в Старом свете набирает обороты и без того второй по величине рынок электромобилей в мире после Китая, который на сегодня опережает Северную Америку.

Утилизация использованных аккумуляторов также набирает обороты, поскольку автомобильная промышленность борется с ограниченными запасами сырья для них. Так, например, Китай планирует увеличить свои мощности по переработке АКБ до 1 млн тонн в год к 2030 году с примерно 60 тыс. тонн сегодня, сообщает BloombergNEF.

Впрочем, Northvolt также сталкивается и с местными конкурентами со стороны немецкой компании Duesenfeld и бельгийской компании Umicore, которая перерабатывает АКБ для Tesla Inc. на заводе к югу от Антверпена. По словам Карлссона, ожидается увеличение числа участников, потенциально создающих сильную конкуренцию на некоторых ранних этапах процесса переработки.

Он сказал: «Сегодня мало игроков, которые могут взять батарею у конечного потребителя, разобрать ее, перемолоть и полностью использовать повторно для создания новой батареи. Насколько я знаю, мы будем единственной компанией с такими технологическим возможностями» (ну, это не совсем так – авт.).

По словам основателя Circular Energy Storage Ханса Эрика Мелина, учитывая, что азиатские переработчики наработали хорошо налаженные цепочки поставок, европейские компании, ищущие дефицитные материалы, должны быть «очень опытными». В настоящее время стоимость вторичной переработки пока еще выше себестоимости добываемого сырья, но это может измениться, когда процессы станут более эффективными, и переработчикам станет выгоднее выкупать использованные батареи вместо того, чтобы платить за их переработку.

Независимо от динамики рынка, Мелин видит большое преимущество для компаний, которые смогут использовать переработанный материал в своем производстве.
Он подчеркнул: «То, что хочет сделать Northvolt – комплексное производство. Они делают все от прекурсоров до катодных материалов и готовых элементов».
Шведская компания стремится захватить 25-процентную долю европейского рынка аккумуляторов, что потребует строительства еще нескольких заводов на более позднем этапе. Так, первая аккумуляторная ячейка на пилотном заводе Vasteras была произведена уже в декабре этого года.

Для покрытия издержек производства в первые пять лет производства Northvolt требуются заказы на $13 млрд. Так, компания Volkswagen Group инвестировала около $1 млрд в совместное предприятие с Northvolt по производству аккумуляторов в немецком Зальцгиттере (подробности данного проекта ниже в посткриптуме – авт.).

P.S. В июне было объявлено о создании совместного предприятия Volkswagen Group/Northvolt AB (с равными долями по 50%) по выпуску литий-ионных аккумуляторных батарей в Зальцгиттере в федеральной земле Нижняя Саксония. Предприятие начнут строить в 2020 году, а начиная с 2023/2024 года оно станет производить АКБ в объеме по 16 ГВт•ч в год с доведением в перспективе объемов производства до 24 ГВт•ч. Концерн Volkswagen Group инвестирует около €900 млн ($1 млрд) в СП с Northvolt, включающую также дополнительную 20-процентную долю акций Northvolt, что делает данное СП практически дочерней фирмой немецкий автогиганта.

Заявленные 16 ГВт•ч литий-ионных аккумуляторов, которые будут производиться совместным предприятием – лишь малая часть потребностей концерна Volkswagen только в Европе, которые составят до 150 ГВт•ч в год к 2025 году (плюс аналогичный объем АКБ потребуется в Азии).
Тем не менее, возможность производить аккумуляторные элементы почти на месте потребления слишком важна для получения лучшей позиции в переговорах с производителями батарей из Китая.

Член совета директоров Volkswagen AG, ответственный за закупки и одновременно член наблюдательного совета Northvolt AB, доктор Стефан Соммер прокомментировал:
«Аккумуляторная батарея выступает ключевым компонентом для электромобильности. Поэтому Volkswagen и Northvolt вместе продвигают масштабное высокотехнологичное производство аккумуляторных элементов в Европе, чтобы ускорить совместную деятельность по их выпуску. С созданием совместного предприятия и запланированным строительством завода по производству аккумуляторных элементов в Зальцгиттере мы вносим решающий вклад во внедрение технологии современных аккумуляторных батарей в Германии».

Генеральный директор нового совместного предприятия и бывший директор по стратегии Northvolt AB Фредрик Хедлунд сказал: «Строительство завода в Германии совместно с Volkswagen позволяет Northvolt еще больше увеличить производственные мощности «зеленых» аккумуляторных батарей с минимальным выбросом CO2. Это окажет значительное влияние на электрификацию в Европе».

P.P.S. Ну, вот уже намечается конкуренция Европы с Китаем за вторсырье после отработавших литий-ионных аккумуляторов. Это очень хорошо как для экономики аккумуляторной отрасли так и для экологии всей планеты в целом, а также решения (точнее изживания – авт.) такой проблемы как использование труда малолетних рабов на кобальтовых копях в ДР Конго, которая на сегодня осуществляет порядка 67% поставок кобальта на мировой рынок.

Загрузка

Подписаться

Подписаться бесплатно.


  • Комментарии
Загрузка комментариев...

Китайская Denza без Mercedes расправила крылья

Китайская Denza без Mercedes расправила крылья

После ухода от Daimler продажи электромобилей марки Denza взлетели в 13 раз

16.09.2024

Шведские ученые создали инновационный литий-углепластиковый аккумулятор

Шведские ученые создали инновационный литий-углепластиковый аккумулятор

Шведы предложили заменить в аккумуляторах на углепластик все кроме лития

13.09.2024

Два крупных китайских производителя электромобилей обанкротились

Два крупных китайских производителя электромобилей обанкротились

В КНР обанкротились производители электромобилей HIPHI и  Evergrande Auto

11.09.2024

Парк московских электробусов вырос до 2000 машин

Парк московских электробусов вырос до 2000 машин

2000-й электробус КАМАЗ вышел на столичный маршрут м3

10.09.2024

Российский электромобиль LADA e-Largus должен пойти в производство до конца сентября

Российский электромобиль LADA e-Largus должен пойти в производство до конца сентября

Выпуск на заводе «Лада Ижевск» электрического LADA e-Largus стартует с конца сентября

05.09.2024

Электробусы в Москве заняли 20 процентов парка наземного общественного транспорта

Электробусы в Москве заняли 20 процентов парка наземного общественного транспорта

Столичный парк электробусов превысил 1900 машин и занял пятую часть от наземного общественного транспорта

26.08.2024

В Сеуле запретили заряжать электромобили более чем на 80% емкости батареи

В Сеуле запретили заряжать электромобили более чем на 80% емкости батареи

В столице Южной Кореи вводят ограничения на зарядку BEV из-за огромного пожара, причиной которой стал электромобиль Mercedes EQE

23.08.2024

Возврат к списку