Stellantis объявил о списании 733 млн евро, потраченных на разработку авто на водородных топливных элементах

Stellantis объявил о списании 733 млн евро, потраченных на разработку авто на водородных топливных элементах

29 июля 2025


Stellantis и Renault отказываются от водорода, а BMW, Hyundai и Toyota остаются его приверженцами


автор

Александр Климнов, фото производителей



Мировые автопроизводители все еще рассматривают технологию водородных топливных элементов в качестве жизнеспособной альтернативы чисто аккумуляторным электромобилям (BEV).

Однако концерны Stellantis и Renault Group только что полностью отказались от своих планов по производству машин на водороде (H2) – из-за чего будущее таких энергетических установок оказалось под вопросом.

В Stellantis четко обозначили свою позицию по водороду 16 июля – владелец брендов Peugeot, Fiat и Opel объявил о том, что прекращает свою программу водородных топливных элементов и отказывается от выпуска линейки фургонов Pro One, работающих на водороде (FCEVan), чтобы полностью переключиться на BEV и PHEV в ответ на строгие нормы выбросов CO2.

А сегодня 29 июля, Stellantis заявил, что списывает инвестиции в размере 733 млн евро, потраченные на разработки по водородному топливу.

Главный операционный директор Stellantis по Европе Жан-Филипп Импарато заявил: «Рынок водорода остается нишевым сегментом без перспектив среднесрочной экономической устойчивости. Мы должны сделать четкий и ответственный выбор, чтобы обеспечить нашу конкурентоспособность и оправдать ожидания наших клиентов с нашими электрическими и гибридными легковыми и легкими коммерческими автомобилями».
Opel_Vivaro_e-Hydrogen.jpg

Развозной фургон Opel Vivaro e-Hydrogen на топливных элементах (а также его двойников марок Citroen, Peugeot и Fiat) Stellantis больше выпускать не намерен

Это решение ставит на чашу весов будущее Symbio, совместного предприятия Stellantis с Michelin и Forvia, так как на долю Stellantis приходилось 80% бизнеса Symbio.

В то же время Hyvia, совместное предприятие Renault по топливным элементам с американской компанией Plug Power, ликвидируется после того, как не смогло получить достаточное количество заказов, чтобы оставаться жизнеспособным.

Компания Renault первоначально стала соучредителем Hyvia в 2021 году для производства LCV на водородных топливных элементах, а в феврале текущего года французский суд ликвидировал Hyvia.

Еще в декабре прошлого года компания заявила, что ее трудности связаны с тем, что «слишком медленная эволюция экосистем водородной мобильности в Европе и очень значительные затраты на разработку, необходимые для инноваций H2, привели к этому решению».

Почему у водорода до сих пор есть несколько фанатов?
Шаги Stellantis и Renault означают, что только несколько избранных автопроизводителей, включая Toyota, Hyundai и BMW, остаются приверженными водороду.

Водородные автомобили или электромобили на топливных элементах (FCEV) используют водородное топливо для выработки электроэнергии с помощью топливного элемента (Fuel Cell или FC), который затем приводит в действие электродвигатель.

Многие FCEV также включают в силовую установку небольшую бустерную аккумуляторную батарею для хранения энергии, которую можно использовать для ускорения или рекуперации при торможении.

К преимуществам FCEV относится нулевой уровень выбросов выхлопных газов, т.к. они выделяют только воду в виде пара и безопасно рассеиваемое в атмосфере тепло.

Такое свойство делает FCEV вполне серьезной альтернативой автомобилям с традиционными бензиновыми или дизельными ДВС (ICE).

В интервью отраслевому изданию Automotive News Europe Марк-Рене Тоннн из консалтинговой компании Warburg Research рассказал: «Вы можете утверждать, что в Европе или в США можно производить водород экологически чистым способом, используя возобновляемые источники энергии [т.н. «зеленый» водород – авт.], и вы можете использовать этот водород для производства электричества в автомобиле, чтобы существенно уменьшить требуемый размер автомобильного аккумулятора, что позволит вам быть более независимым от определенных материалов из Китая, которые в настоящее время требуются для производства аккумуляторов».

Рынок FCEV будет расти до 2030 года про 20% в год
Помимо экологических преимуществ, FCEV обычно заправляются менее чем за пять минут и при этом обеспечивают запас хода от 480 до 700 км.

По данным Knowledge Sourcing Intelligence, рынок FCEV будет расти ежегодно на 20% в период с 2025 по 2030 год и достигнет объема в $20,5 млрд к 2030 году.

Прогноз включает легковые автомобили, LCV, MCV и HCV.

Согласно отчетам о росте рынка H2, в 2024 году в мире насчитывалось более 60 тыс. легковых и коммерческих автомобилей, работающих на водороде.

Ожидается, что к 2026 году их число достигнет 100 тысяч.

Такие страны как Япония, Южная Корея и Германия вместе установили более 500 водородных заправочных станций, в то время как Китай планирует построить более 1000 станций к 2030 году.

Однако, например, в США водородных заправок откровенно не хватает (из-за чего владельцы водородных седанов Mirai даже подали в суд на компанию Toyona, обвиняя ее в продаже заведомо проблемных машин, которые они даже не могут полноценно эксплуатировать  – авт.).
Mape1.jpg

Калифорнийцы массово жалуются на фактическое отсутствие сети водородных заправок и вздорожание водородного топлива

Так, по состоянию на 2024 год в Америке насчитывалось лишь 54 общественных водородных заправочных станций – единственная на Гавайях, а остальные, естественно, в Калифорнии, и еще 20 заправок были предназначены для частных клиентов.

В Toyota и BMW уверены, что водород «может изменить ситуацию к лучшему»
Концерн Toyota Motor вкладывает значительные средства в FCEV и связанную с ними инфраструктуру.
e3aa8508923b758627ddca4e916caadf.jpg

Продажи FCEV модели Toyota Mirai в Европе за первое полугодие 2025 года составили всего 510 ед. В США дела у Mirai идут не лучше, а мировые продажи этой модели в 2024-м лишь немного превысили 3 тыс.

Так, второе поколение седана Toyota Mirai, выпущенное в 2021 году, остается ее флагманским FCEV в Европе (и в мире – авт.) с улучшенными функциями безопасности и большим запасом хода, составляющим ~650 км.

Toyota также разрабатывает новую систему топливных элементов третьего поколения, основываясь на своем опыте работы с Mirai (у Honda также есть аналогичные разработки – авт.).

Автопроизводитель представил прототип водородно-электрического гибридного фургона в ноябре прошлого года и работает с компанией Isuzu Motors над легким грузовиком на водородных топливных элементах, который собирается представить в конце нынешнего десятилетия.

Вице-президент Toyota по разработке силовых агрегатов Джордан Чоби заявил в своем апрельском пресс-релизе: «Водород в качестве топлива, и особенно топливные элементы, обладает преимуществами, которые могут внести позитивные изменения, и мы заинтересованы в их долгосрочном успехе. Мы инвестируем в ресурсы, которые, по нашему мнению, приведут к устойчивому росту как нашей операционной деятельности, так и всей цепочки создания стоимости в этом все еще развивающемся транспортном секторе».
376b57d222cccdfcea4201b62ac050ba.jpg

BMW планирует выпустить первый серийный водородный автомобиль к 2028 году, а еще в 2024-м представила прототип iX5 на водородных топливных элементах

В 2028 году BMW планирует выпустить свой первый серийный водородный электромобиль на топливных элементах (FCEV) в партнерстве с Toyota.

Это будет одна из существующих моделей, предложенная в виде водородной версии.

Партнеры совместно разрабатывают силовую установку на топливных элементах третьего поколения для машин обоих брендов, чтобы использовать синергетический эффект масштаба.

Эта стратегия соответствует обязательству BMW сохранять широкую диверсификацию в соответствии со своей стратегией «Сила выбора».

Выступая 14 мая на годовом общем собрании акционеров BMW, генеральный директор Оливер Ципсе объяснил, почему полный переход на чисто аккумуляторные электромобили – неправильный подход для мюнхенского автопроизводителя.

Он сказал: «Мы не верим в технически однобокое регулирование, ограничивающее предложение. Как самостоятельная технология, электромобильность ведет в тупик – это теперь очевидно. Различия слишком велики, даже в пределах Европы».

Hyundai видит водород «для всех»
Еще одним сторонником водорода выступает Hyundai Group, которая стремится популяризировать этот топливные элементы «для всех, всего и везде» к 2040 году.

Hyundai планирует стать первым автопроизводителем, который применит системы топливных элементов на всех LCV и MCV, а также на тяжелых грузовиках (HCV) уже к 2028 году, а также достичь паритета цен между легковыми FCEV и BEV к 2030 году.

Пока что линейка авто Hyundai на топливных элементах включают кроссовер Nexo, который производится с 2018 года.
d202bfa07cd43a06e165320a18e01abd.jpg

Концепт Initium, предваряющий дизайн Nexo второго поколения, показанный 3 апреля на выставке в Сеуле, обещает запас хода свыше 650 км, а также всесторонние улучшения почти во всех отношениях по сравнению с водородным кроссовером первого поколения

Наконец, совместное предприятие Hyundai с General Motors, анонсированное в 2024 году, планирует разрабатывать новые силовые агрегаты FCEV для сегментов легковых и легких коммерческих автомобилей (читай пикапов – авт.).

Самой большой проблемой для водорода стал бум электромобилей
Несмотря на оптимизм BMW в отношении своего потенциала, водородные автомобили по-прежнему сталкиваются с рядом проблем, включая недостаточно развитую инфраструктуру, высокие затраты на сам водород и отсюда растущие затраты на заправку.

Однако самой большой проблемой FCEV стала жесткая конкуренция со стороны BEV.

Вице-президент компании Gartner по исследованиям Педро Пачеко в ответе в блоге написал: «Реальность такова, что в каждом сегменте дорожных транспортных средств BEV значительно превосходят по продажам FCEV и продолжают расти быстрее. Это связано с тем, что технология электромобилей была и остается поддерживаемой компаниями, которые делают все возможное для них, потому что от этого зависит их выживание».
1287a04579afae588e449ed206ea330d.jpg

Ни один производитель FCEV, из числа их приверженцев на сегодня в сеть водородных заправок не вкладывается

«Например, Tesla построила собственную общественную сеть зарядных станций, чтобы стимулировать внедрение электромобилей. Тем не менее, вы не увидите ни одного автопроизводителя, развивающего свою собственную сеть водородных заправок», – отметил он.

Кроме того, многие автопроизводители считают рискованным вкладывать значительные средства в водород, когда энергетические компании не хотят вкладывать деньги в производство и сетевые мощности.

Автопроизводители, находящиеся под давлением растущего геополитического спора между США, Китаем и ЕС, должны быть прагматичными в отношении того, куда инвестировать, а от чего отказаться.

Пачеко сказал: «Превосходство продаж BEV над FCEV ясно дает понять, что электромобили – это то, на что нужно делать ставку».

P.S. В свое время (да буквально еще десятилетие назад) также рассуждали и по отношению к электромобилям (а в нашей стране и к газомоторной автотехнике) – продаж нет, потому что нет зарядной (заправочной) сети, а зарядная сеть не развивается, потому что мало потребителей. Но на каком-то этапе этот порочный круг был разорван, и электрификация пошла достаточно быстрыми темпами (впрочем, отнюдь не во всех странах, даже ЕС, ровными), однако, по отношению к водороду существует еще и предубеждение в его якобы взрывоопасности (некоторые прецеденты на заправках все же были), которое в принципе вполне преодолимы за счет совершенствования технологий безопасности. Тем не менее, и сами водородные заправки еще слишком затратны и, кроме того, требуют длительных согласований при размещении из-за ограничений муниципалитетов (отсюда и нежелание автопроизводителей непосредственно заниматься этим вопросом) и водородное топливо, объемы которого на сегодня на 2/3 получают из природного газа (а он в последние годы резко вздорожал, в том числе из-за отказа ЕС от российских поставок, что привело к мировому дефициту) все дороже и дороже пока что ведут к проблемам с развитием этой технологии. Думается, что преодолеть эту ситуацию можно только самым широким взаимодействием бизнеса, госструктур и общественности, а пока что получается по русской басне «лебедь, рак и щука» – а воз и ныне там, причем, в роли «вырвавшегося на свободу лебедя» выступают Stellantis и Renault…

Подписывайтесь на наш Тelegram-канал и следите за обновлениями!
Подписаться.

Наш интернет магазин: irim3.ru

Загрузка

Подписаться

Подписаться бесплатно.


  • Комментарии
Загрузка комментариев...

Американские стартапы электромобилей Slate, Rivian и Lucid сталкиваются с ценовым давлением из-за отмены Конгрессом федеральной дотации

Американские стартапы электромобилей Slate, Rivian и Lucid сталкиваются с ценовым давлением из-за отмены Конгрессом федеральной дотации

С отменой федеральной дотации в $7500 в конце 2025 года большинство американских стартапов по электромобилям окажутся под угрозой банкротства  

05.08.2025

Стартап Lumina из Сан-Франциско представил 32-тонный электрический автономный бульдозер ML6 Moonlander мощностью 750 л.с.

Стартап Lumina из Сан-Франциско представил 32-тонный электрический автономный бульдозер ML6 Moonlander мощностью 750 л.с.

Аккумуляторный бульдозер ML6 Moonlander может непрерывно работать до 10 часов и полностью заряжается за 75 минут

04.08.2025

Сегмент коммерческих электромобилей растет в условиях замедления рынка

Сегмент коммерческих электромобилей растет в условиях замедления рынка

Прогресс коммерческих фургонов спасает американский рынок электромобилей

01.08.2025

В Москве предложили вернуть бесплатную зарядку электромобилей

В Москве предложили вернуть бесплатную зарядку электромобилей

Депутат Мосгордумы Даванков предложил вернуть бесплатную зарядку легковых электромобилей еще на три года

31.07.2025

Мощность топовой версии электрического кроссовера Xiaomi YU7 оказалась выше заявленной, а вот запас хода – гораздо ниже

Мощность топовой версии электрического кроссовера Xiaomi YU7 оказалась выше заявленной, а вот запас хода – гораздо ниже

Электрокроссовер Xiaomi YU7 показал на независимых тестах существенное отклонение характеристик от заявленных производителем

28.07.2025

Tesla выпустит удлиненный 6-местный электрокроссовер Model Y7L но только для Китая

Tesla выпустит удлиненный 6-местный электрокроссовер Model Y7L но только для Китая

Удлиненный кроссовер Tesla Model Y7L 2026 года похоже не выйдет за пределы китайского рынка

17.07.2025

Возврат к списку