На 2022 год Дептранс Москвы планирует закупить партию из 200 электромобилей
Александр Климнов, фото Renault и mos.ru
На 2022 год Дептранс Москвы планирует закупить сразу 200 легковых электромобилей. Ранее легковые электромобили (BEV) в столь масштабных госзакупках не значились.
Напомним, что в 2012 году компания «Рольф Импорт» (эксклюзивный дистрибьютор Mitsubishi Motors Corporation в России) поставила 10 электромобилей Mitsubishi i-MiEV Департаменту природопользования и охраны окружающей среды города Москвы для работы экологических инспекторов на особо охраняемых природных территориях на юго-западе Москвы.
Если нынешний тендер будет реализован, то в автопарк Центра организации дорожного движения (ЦОДД) вольются 170 электромобилей, а еще 30 машин достанутся «Мосгортрансу».
Всем требованиям властей на сегодня отвечают лишь три модели BEV: Hyundai Ioniq 5, Renault Zoe и Volkswagen ID.3. При этом ни одна «электричка» из этого трио официально на российском рынке не предлагается. Впрочем, в 2022 году Hyundai планирует запустить в России свой электрокроссовер, но… не для розничной продажи а для аренды по подписке Hyundai Mobility.
В презентации Дептранса значится и еще один электромобиль, который уже можно купить на российском рынке: это китайский электрокроссовер JAC iEV7S, который, все же не соответствует заявленным условиям.
Согласно данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ) за 10 месяцев 2021 года в России продано только 845 ед. BEV и PHEV, что, впрочем, в 2,2 раза больше по сравнению с показателем за весь прошлый год.
По подсчетам аналитического агентства «АВТОСТАТ», на сегодняшний день на российском рынке официально представлено 16 моделей легковых автомобилей и LCV на электротяге, ну а в 2022 году, судя по анонсам автопроизводителей, эта линейка расширится еще как минимум на 10 моделей.
Директор по развитию компании «РОЛЬФ» Владимир Мирошников считает: «В ближайшие годы на создание более совершенных электромобилей будут направлены усилия всех мировых автопроизводителей. Очевидно, что электромобили будут постепенно появляться и в модельных линейках брендов в России. Пока эти модели не рассчитаны на массовый спрос и скорее являются имиджевыми, демонстрируя передовые разработки автомобильных концернов. Тем не менее, рынок ждет более доступных моделей в «классических» форм-факторах, например, седанов – и это подтолкнет спрос. Значительный вклад в продажи электромобилей могут внести закупки государственными службами».
Однако не все так оптимистичны. Например, эксперты в ходе третьей ежегодной «Прямой линии» по качеству топлива, в которой приняли участие представители Росстандарта, Роскачества, «Газпром нефти», испытательного центра APL в России и проч. считают, что электромобили в России не станут популярнее автомобилей с традиционными двигателями внутреннего сгорания (ICE) в ближайшие 10 лет.
Так руководитель аналитического агентства «Автостат» Сергей Удалов считает, что:«Должна быть достаточно плотная сеть электрозаправок, чтобы электромобиль становился массовым. Пока эта сеть не будет развиваться, а она не будет, пока нет электромобилей, мы продолжим ездить на бензине, дизеле и, возможно, на газе».
При этом представитель международного испытательного центра APL в России и странах СНГ Павел Карташов отмечает, что: «Многие европейские автоконцерны уже отказываются от разработки новых двигателей внутреннего сгорания (ICE). Но при этом для прочих регионов они продолжат создавать двигатели внутреннего сгорания (ICE), так как зарядная инфраструктура почти не развита за пределами Европы, США и Китая». Он считает, что в ближайшие десятилетия привычное углеводородное топливо будет преобладать как в России, так и в Европе. По его словам, к 2030 году производители рассчитывают, что более 80% транспортных средств все равно будут оборудованы двигателями внутреннего сгорания.
Карта действующих в Москве зарядных станций
В свою очередь руководитель системы контроля качества и количества нефтепродуктов в сегменте сбыта моторных топлив «Газпром нефти» Виктор Чуяков отметил: «Что касается России, то здесь ввиду климатических, ресурсных и других факторов процесс внедрения элетротранспорта может пойти не так динамично. Так, в сети АЗС «Газпромнефть» на территории России действует 11 зарядных станций, однако статистика их использования все еще не так масштабна – на каждой из станций производится 30–50, максимум 80 зарядок в месяц. Причем показатели сильно зависят от времени года».
Карта расположения перспективных зарядных станций в Москве. В 2020 году началась установка 200 новых станций, а к 2023 году их количество увеличится до 600
P.S. Итак, столичные власти ведут процесс электрической мобильности вглубь и вширь, но дилемма «курицы и яйца», где распространение электромобилей ограничивается недостаточно широкой зарядной сетью, которую, в свою очередь, ограничивает в развитии низкий спрос со стороны малочисленных электромобилей – остается. Но также ясно, что без госдотаций этот порочный круг не разорвать.