В России придумали как уйти от токсичного лития в аккумуляторах

В России придумали как уйти от токсичного лития в аккумуляторах

28 сентября 2023


Российские ученые синтезировали новый материал для натрий-ионных аккумуляторов


автор

Александр Климнов, фото motor.ru



В последние годы резко возрос интерес к созданию натрий-ионных аккумуляторов, альтернативных уже привычным литий-ионным батареям, к тому же отличающимся повышенной морозостойкостью.

Натрий (11-й номер в периодической таблице Менделеева и 6-й по распространенности в земной коре – авт.) – более дешевая альтернатива литию, в том числе для анода – электрода отрицательного заряда, который выступает «антиподом» катода, т.е. положительно заряженным электродом. Ионы натрия во время заряда аккумулятора перемещаются от катода к аноду через электролит (проводник электрического тока), а во время разряда – от анода к катоду.

Ученые из Института неорганической химии им. А. В. Николаева Сибирского отделения Института неорганической химии (СО) РАН попытались создать такой материал из дисульфида молибдена, который используется в качестве смазки для двигателей, и графена – двумерного кристалла, состоящего из одиночного слоя атомов углерода, собранных в гексагональную решетку. Задача исследователей состояла в том, чтобы путем точных замен или удаления атомов химических элементов в синтезируемом материале задавать ему такие характеристики (емкость, стабильность, длительность работы), которые позволят ионам натрия эффективно взаимодействовать с ним.

Кандидат физико-математических наук Анастасию Федоренко цитирует Российский научный фонд: «Мы можем убрать атом серы или молибдена из материала, и у нас появятся пустые места, так называемые “вакансии”. В них мы помещаем атомы других химических элементов, например, азота, никеля, селена или кобальта. Любые наши действия будут изменять реакционную активность и электропроводность материала, влияя на его функциональные характеристики».

Емкость аморфных углеродных материалов, используемых в качестве анода литий-ионных аккумуляторов, обычно не превышает 300 миллиампер-часов на грамм (мА·ч/г), при этом такие материалы теряют порядка 20 % своей емкости после 1000 циклов работы аккумулятора.

Как показали эксперименты, проведенные с использованием синхротронного излучения, новый материал демонстрирует хорошую стабильность (способность сохранять свои свойства с течением времени) и высокую энергоемкость на уровне 320 мА·ч/г, при этом его свойства сохраняются на протяжении 1200 циклов заряда и разряда аккумулятора.

Так, что новый материал, с высокой вероятностью, найдет коммерческое применение, в том числе, очевидно, и в ячейках тяговых аккумуляторных батарей для электромобилей и электробусов.

Кстати, китайская фирма CATL (Contemporary Amperex Technology Co., Limited) – крупнейший поставщик батарей для электромобилей, сотрудничающий с BMW, Mercedes-Benz, Geely и десятком других производителей по всему миру, представила в августе LFP-батарею, поддерживающую токи 4С, позволяющую сверхбыструю зарядку с 0% до 80% всего за 10 минут, что позволяет BEV проезжать до 700 километров. При этом плотность энергии у получившейся батареи относительно невелика – только 160 Вт·ч на килограмм против 285 Вт·ч на килограмм в среднем у литий-ионных ячеек.
1.gif
Массовое производство аккумуляторов, получивших название Shenxing (что-то вроде «божественной скорости»), начнется до конца этого года. А первые электромобили с такими батареями появятся на рынке в I квартале 2024-го.

P.S. Отечественная электротехническая, электронная и автомобильная промышленность в условиях санкций особенно остро нуждается в собственных ноу-хау, которые должны повысить технологический уровень выпускаемой продукции, включая автомобильную. Кстати, морозоустойчивость натрий-ионных аккумуляторов (при –20°С сохраняет свыше 90% емкости) для нашего климата – одна из принципиально важных характеристик!

Следите за новостями на портале www.rim3.ru

Наш интернет магазин: https://irim3.ru/

Загрузка

Подписаться

Подписаться бесплатно.


  • Комментарии
Загрузка комментариев...

Электробусы в Москве заняли 20 процентов парка наземного общественного транспорта

Электробусы в Москве заняли 20 процентов парка наземного общественного транспорта

Столичный парк электробусов превысил 1900 машин и занял пятую часть от наземного общественного транспорта

26.08.2024

В Сеуле запретили заряжать электромобили более чем на 80% емкости батареи

В Сеуле запретили заряжать электромобили более чем на 80% емкости батареи

В столице Южной Кореи вводят ограничения на зарядку BEV из-за огромного пожара, причиной которой стал электромобиль Mercedes EQE

23.08.2024

Volkswagen и Ford делают крайними за падение рынка электромобилей

Volkswagen и Ford делают крайними за падение рынка электромобилей

VW и Ford могут оштрафовать за невыполнение целей ЕС по выбросам CO2 к 2025 году, несмотря на замедление рынка электромобилей

22.08.2024

Евросоюз частично откатил пошлины на электромобили из Китая

Евросоюз частично откатил пошлины на электромобили из Китая

Евросоюз снижает дополнительные пошлины на импортированные из КНР электромобили

20.08.2024

Мировые продажи электромобилей за 7 месяцев 2024 года выросли на 21%

Мировые продажи электромобилей за 7 месяцев 2024 года выросли на 21%

Китай продолжает лидировать на мировом рынке электромобилей

12.08.2024

Уральский автозавод представил водородный грузовик «Урал-Н2»

Уральский автозавод представил водородный грузовик «Урал-Н2»

Водородный грузовик «Урал-Н2» был показан на опытном полигоне в Южно-Сахалинске

08.08.2024

Российский электромобиль «Молния» можно увидеть на выставке в Манеже

Российский электромобиль «Молния» можно увидеть на выставке в Манеже

На выставке «Станция Манеж. Московский транспорт 2030» демонстрируется прототип электромобиля «Молния»

05.08.2024

Возврат к списку