Водородные мечты Airbus разбиваются о реальность

Водородные мечты Airbus разбиваются о реальность

2 апреля 2025


Airbus откладывает водородный самолет ZEROe и уменьшил количество двигателей с шести до четырех


выпускавтор

Александр Климнов, фото Airbus



На саммите Airbus Summit 2025, который прошел в Тулузе и был посвящен устойчивому развитию авиации, генеральный директор компании рассказал о судьбе амбициозного проекта водородного самолета ZEROe.

Изначально Airbus планировал запустить экологичный лайнер ZEROe к 2035 году, но теперь сроки сдвинуты на неопределенное время, и задержка составит как минимум 5–10 лет (т.е. ранее 2040–2045 гг. ZEROe не появится – авт.).

Проект ZEROe стартовал в 2020 году с целью создать первый коммерческий самолет на водородном топливе.

На саммите стало известно, что Airbus выбрал технологию водородных топливных элементов как основную для будущего самолета.

Однако компания столкнулась с серьезными вызовами: отсутствие инфраструктуры для водорода, сложные регуляторные нормы и недостаток технологий пока что делают проект неконкурентоспособным.

Генеральный директор Airbus Гийом Фори (Guillaume Faury) отметил, что за последние пять лет компания многому научилась и подтвердила техническую возможность создания водородного самолета.

Однако в текущих условиях такой лайнер не сможет конкурировать с традиционными самолетами из-за отсутствия нормативной базы для сертификации, а также проблем с доступностью «зеленого» водорода на аэропортах.

Фори подчеркнул: «Мы не останавливаем проект, но переключаем фокус на развитие технологий, которые сделают самолет конкурентоспособным в будущем».
zero_e.jpg
Кроме того, на саммите Airbus представил обновленную концепцию самолета ZEROe: вместо шести двигателей (рендер выше) теперь планируется использовать четыре электрических мотора мощностью по 2 мегаватта каждый (рендер на заставке).

Они будут работать на водородных топливных элементах, питаясь от двух криобаков с жидким водородом.

Компания намерена продолжить тестирование, чтобы улучшить системы хранения, распределения водорода и двигатели.

Среди задач – снизить вес топливных элементов на 20% и добиться благоприятных регуляторных условий для развития водородной экосистемы.

Задержка также связана с необходимостью дождаться новых технологий и решить проблему ограниченной доступности водорода.

Без развитой инфраструктуры авиакомпании смогут использовать такие самолеты только на маршрутах, где водород уже доступен, что снижает их привлекательность.
Airbus-ZEROe-concepts-description.jpg

Так еще совсем недавно Airbus представлял себе линейку самолетов ZEROe на водороде – от винтового ближнемагистральника (до 1800 км и до 100 пассажиров) до среднемагистрального лайнера (свыше 3700 км, 120-200 пассажиров) с модифицированными турбовентиляторными двигателями и криобаками в задней части фюзеляжа и даже лайнера типа «летающее крыло» (свыше 3700 км, и свыше 200 пассажиров) с разными схемами размещения двигателей и запасов водорода

Ранее сообщалось, что Airbus сократил финансирование проекта ZEROe на 25% и отменил испытания водородных топливных элементов на A380.

Сэкономленные средства будут направлены на создание новых узкофюзеляжных самолетов на традиционном топливе, которые должны заменить модель A320neo к 2035 году.

Несмотря на задержку в проекте ZEROe, Airbus по-прежнему считает водород ключевым элементом для декарбонизации авиации, однако его массовое применение ожидается уже не ранее 2050 года.

В ближайшие годы основным способом снижения выбросов в авиации станет использование экологичного авиационного топлива (SAF).

P.S. Приоритет водородного топлива для авиации будущего пока еще не до конца определен, так как реальной альтернативой ему выступает, пусть и более дорогое, но гораздо более простое при эксплуатации экологичное авиационное топливо (SAF), т.е. биотопливо и E-Jet или «электронный керосин», представляющий собой тот же «зеленый» водород, но дополнительно реформированный в жидкое реактивное топливо с участием углерода из атмосферы. Такое топливо пока что отличается крайне низкой конечной энергетической эффективностью (но технологии на месте не стоят) не требует отказа от традиционных реактивных авиадвигателей, пересмотра конструкции самолетов и создания отдельной сети их заправки водородным топливом, что также практически снимает проблему сертификации. Отсюда вывод: данные технологии еще поборются между собой.
А вообще-то думается, что городить огород с «водородолетами» типа ZEROe, под которые еще только надо создавать не только отдельную инфраструктуру, но даже и собственное законодательство, и при этом конечная безопасность полетов отнюдь не гарантирована, значит только распылять усилия необходимые для развития инфраструктуры производства SAF. Впрочем, отечественные авиастроители и авиакомпании в один голос говорят, что пока что в нашей стране в обозримый период до 2050 года и даже далее, перспектив применения любых SAF на самолетах не просматривается от слова совсем. Нам бы пока что запустить в серийное производство полностью отечественные современные авиамоторы и наладить выпуск самолетов с ними и прочим импортозамещенным оснащением.

Подписывайтесь на наш Тelegram-канал и следите за обновлениями!
Подписаться.

Наш интернет магазин: irim3.ru

Загрузка

Подписаться

Подписаться бесплатно.


  • Комментарии
Загрузка комментариев...

Сегмент электромобилей на российском рынке в I полугодии 2025 года упал на 57%

Сегмент электромобилей на российском рынке в I полугодии 2025 года упал на 57%

Продажи новых электромобилей в РФ продолжают сокращаться уже четыре квартала подряд

10.07.2025

Российский рестайлинговый гибридный кроссовер EVOLUTE i-SPACE представляют на выставке «ИННОПРОМ 2025»

Российский рестайлинговый гибридный кроссовер EVOLUTE i-SPACE представляют на выставке «ИННОПРОМ 2025»

EVOLUTE представляет модернизированный гибридный кроссовер i-SPACE на выставке «ИННОПРОМ 2025» в Екатеринбурге

07.07.2025

Электромобиль Xiaomi SU7 Ultra обновил рекорд Нюрнбургринга

Электромобиль Xiaomi SU7 Ultra обновил рекорд Нюрнбургринга

Электроспорткар Xiaomi SU7 Ultra бьет один рекорд Нюрнбургринга за другим

30.06.2025

Электроспорткар Xiaomi SU7 поставил в Нюрбургринге очередной рекорд

Электроспорткар Xiaomi SU7 поставил в Нюрбургринге очередной рекорд

Серийный электромобиль Xiaomi SU7 Ultra побил рекорд «Большой петли» Нюрбургринга для всех четырехдверных автомобилей и для всех электромобилей

13.06.2025

На улицы Москвы вышли 12 электробусов КАМАЗ-52222 нового поколения А5

На улицы Москвы вышли 12 электробусов КАМАЗ-52222 нового поколения А5

До конца 2025 года в столице появятся 400 электробусов пятого поколения

12.06.2025

Почему Евросоюз не должен отказываться от своего запрета ДВС в 2035 году

Почему Евросоюз не должен отказываться от своего запрета ДВС в 2035 году

Эксперт Джулия Полисканов рассуждает о перспективах европейского автопрома в свете смягчения или отказа ЕС от запрета к 2035 году авто с ненулевым выхлопом

11.06.2025

Одноместный электромобиль Mibot за $7000 стал хитом в Японии

Одноместный электромобиль Mibot за $7000 стал хитом в Японии

Одноместный электроситикар «мибот» стартапа KG Motors бросает вызов самой «Тойоте»

10.06.2025

Возврат к списку