Европейский рынок электрических скутеров в 2020 году столкнулся с дефицитом предложения

Европейский рынок электрических скутеров в 2020 году столкнулся с дефицитом предложения

Европейский рынок электрических скутеров в 2020 году столкнулся с дефицитом предложения

9 февраля 2021


Рынок электроскутеров и мопедов в Европе вырос до 75 тысяч за три квартала 2020 года


автор

Александр Климнов, фото производителей


Европейский рынок электрических скутеров и электробайков в 2020 году по данным портала motorcyclesdata рос двузначными темпами. Продажи в 28 европейских странах, включая Великобританию, за три квартала 2020 года (более свежих данных пока нет) составили 75 тыс., что на 11,6% больше к аналогичному периоду 2019 года. В третьем квартале 2020 года продажи, кстати, выросли на 36,6%.

Европейский рынок электрических скутеров в 2020 году стокнулся с дефицитом предложения
Одним из эффектов панедмии COVID-19 стало повышение спроса на «индивидуальную мобильность», при этом почти все европейские моторынки быстро восстановились после весенних локдаунов, и демонстрируют отличные перспективы роста в 2021 году.
bmw_c_evolution.jpg

Электроскутер BMW C Evolution

Спрос на электрические скутеры и электробайки оказался в 2020 году весьма сильным, однако, потребители столкнулись с ограниченным предложением большинства производителей, предлагающих линейку продуктов, заточенную под корпоративный рынок логистических компаний по курьерской доставке продуктов и товаров, а также компании шеринга, на которые в 2019 году пришлось более 80% рынка двухколесного транспорта с электроприводом.
peugeot_genze.jpg

Электроскутер Peugeot Genze

Теперь, спрос смещается на конечных потребителей, и они нуждаются в другом продукте: стильном, продвинутом, легком, со съемной и простой в зарядке батареей, ну и, естественно, по конкурентоспособной цене. Отнюдь не многие электрифицированные продукты на рынке реально соответствуют этим запросам, из-за чего большинство потребителей в конце концов решилось купить более традиционные скутеры и мотоциклы с ДВС.
vespa_elettrica.jpg

Электроскутеры Vespa Electtrica

Однако, европейский рынок электрических скутеров и электромотоциклов на сегодня все еще находится в зачаточном состоянии (объем европейского рынка мототехники за полный 2020 год составил 1,5 млн – авт.) и фактически топчется на месте.

До сих пор его развитие было практически полностью в руках стартапов, а крупные игроки в лице японских, корейских и европейских мотобрендов стояли в стороне, ожидая, когда появится возможность реально инвестировать в данный сегмент техники. Электрические модели от лидирующих мотобрендов казались больше шоу-стопперами для привлечения публики на выставочные стенды, чем прототипами для реального производства и продаж.

Первые электрические скутеры появились на рынке Европы более десяти лет назад, но и сегодня большинство брендов только еще делают первые шаги в этом бизнесе.

Первый пик электробайков в 28 европейских странах был достигнут еще в 2012 году, когда суммарно их было реализовано 19 тыс., что составило лишь 1,22% от всего европейского рынка двухколесных транспортных средств. Однако два года спустя продажи электроскутеров упали до только лишь 11,15 тыс. (0,87% от рынка), прежде чем сегмент вступил во второй этап, практически с новыми игроками, включая многочисленные стартапы, и новым финансированием.

На этом втором этапе развития рынка электробайков технология была значительно доработана, а производители стали более тщательно учитывать требования покупателей электроскутеров, начав работу над улучшением запаса хода при одновременном сокращении времени зарядки батареиЮ, а также над улучшением качества продукции в целом. На самом деле крах электробайков первого поколения был связан, в основном, с низким качеством аккумуляторов и самих байков/скутеров, так что их первые покупатели, как правило, получали отрицательный опыт с точки зрения стоимости изделия и его катастрофического качества, когда по статистике оно ломалось в среднем в течение 24 месяцев.

Между тем, ужесточение в ЕС с 2017 года правил по выпускаемой мототехнике как с точки зрения безопасности (принятие обязательной ABS), так и экологии (принятие стандарта Евро 3) изменило приоритеты при ее разработке, что потребовало гораздо больших компетенций и отсекло авантюрных, но неквалифицированных стартаперов.
gogoro-people.jpg

Слет владельцев электроскутеров Gogoro

Третий этап начался в 2017/18 году, когда на европейский рынок электробайков/скутеров вышли уже китайские бренды, имея в активе большую опытную базу у себя на родине (например, Niu и Super Soco) или располагая ярким видением будущего (например, Gogoro). В результате наметилось ускорение роста продаж, и сегмент создал прочную базу, достигнув в 2019-м рекорда в 61 629 ед., в том числе 1954 ед. электробайков (прочие, соответственно, электроскутеры).
niu-1200.jpg

Перспективные электробайки китайского производителя Niu

Рынок становится более монопольным, так как лишь немногие бренды контролируют продажи, причем 44,5% данного сегмента рынка контролируют лишь 5 крупнейших производителей (Niu, Silence, Askoll, Super Soco и Govecs).

Терминология
Термин «электрический скутер» достаточно популярен, и в Интернете он используется во всем мире, зачастую включая как электромотоциклы, так и электрические мопеды и электрические велосипеды (включая т.н. модели e-kick, т.е. фактически обычные велосипеды со вспомогательным электроприводом и с максимальной скоростью не более 25 км/ч). Так, что если вы думаете, что термин «электроскутер» относится только к электрической версии мотороллера Vespa и его аналогам, то это не так.
Lime_e-scooters.jpg

Электросамокаты Lime тоже зачастую относят к электроскутерам

В результате этой огромной путаницы двухколесные электрические транспортные средства, зачастую включают и продаваемые под такими брендами как Lime или Segway электросамокаты, в то время как в реальности они представляют собой совершенно иные типы устройств индивидуальной мобильности, со стоящим водителем, свехкомпактными размерами и очень небольшим запасом хода, а также невысокой ценой, в то время как «реальные» электрические скутеры продаются по цене, как правило, на порядок более высокой.

По прогнозу Эндрю Хокинса из Verge уже к концу 2023 электробайки (включая легкие электровелосипеды e-kick) будут продаваться в Европе и Северной Америке по 40 млн в год, тогда как электромобили к концу 2025 года лишь перейдут отметку в 12 млн. Пока же на начало 2020 года по дорогам ездило всего 5,1 млн EV-транспорта.

Кстати, консорциум подключенных мотоциклов (CMC) запустил в декабре 2020 года «Основные спецификации подключенных интеллектуальных транспортных систем» (C-ITS) для мотоциклов. Консорциум опубликовал ряд документов, касающихся различных тем, связанных с внедрением C-ITS на мотоциклах, в частности, таких как: условия срабатывания системы, точность локализации, алгоритмы и передача данных, а также интерфейс мотоциклиста и производительность приемопередающего устройства.

Система C-ITS позволяет автотранспортным средствам общаться как друг с другом, так и с придорожной инфраструктурой, а также с другими участниками дорожного движения. Система C-ITS отличается высоким потенциалом, особенно для мотоциклов, для решения коренной задачи предотвращения несчастных случаев.

P.S. Для развития мототехники важна не только экологическая, но и обычная дорожная безопасность – так как удельная аварийность (и смертность в ДТП) у мотоциклов практически на порядок выше, чем у автомобилей. Тем более, такая система крайне важна в связи с перспективами внедрения беспилотных транспортных средств, контраст с которыми у человекоуправляемых мотоциклов получается просто неприемлимым. Причем, основными причинами аварийности мотоциклов выступают: вождение в пьяном виде и(или) без прав, превышение скорости, а также незаметность для других участников дорожного движения. Ну и для комплекта – слишком долгое время реагирования спасательных служб после попадания мотоциклиста в ДТП. Вот как раз эти-то моменты и призвана, прежде всего, купировать система C-ITS. Конечно, такой непосредственный контроль («большой брат смотрит за тобой») понравится далеко не многим свободолюбивым водителям двухколесной техники, но иного выхода сохранить данный вид транспорта уже в среднесрочной перспективе просто нет, а применять C-ITS как всегда в цивилизованных странах заставят не только законодатели, но и страховые компании, для которых выплаты по ущербу жизни и здоровья беспечных мотоциклистов составляют солидную статью расходов. Вывод: уже в обозримой перспективе такие системы как C-ITS (особенно цифровой профиль водителя) просто-напросто высадят из-за руля самых борзых и плюющих на окружающих (то бишь деструктивных) водителей, оставив им лишь пользование общественным транспортном или тихоходными электровелосипедами (e-kick) и самокатами. Конечно, мотоиндустрия на этом потеряет солидный контингент покупателей, в том числе и приобретателей дорогих супербайков, что может привести даже к череде банкротств производителей такой супермототехники, но… во-первых, общественная безопасность дороже, а, во-вторых, возможности выплеснуть адреналин (и свернуть себе, но только себе шею), думается, будет предоставляться на особых выделенных трассах для «человекоуправляемых транспортных средств» (по типу нынешних гоночных трасс типа Нюрбургринга, по которым за плату может ездить любой желающий). В конечном счете, в выгоде будут и обладатели железных коней, многие из которых, просто-напросто сохранять свои жизни и здоровье.

Ну а мотоиндустрия, в свете очередного раунда индивидуализации из-за пандемии, получит взамен «гонщиков» новых более спокойных клиентов, которые ранее передвигались на общественном транспорте и о приобретении двухколесного транспортного средства и не помышляли, а теперь вынуждены соблюдать вдруг ставшие жизненно важными правила социального дистанцирования. Электропривод же здесь внесет свою лепту в дело поддержания экологии и миниатюризации техники «индивидуальной мобильности» – каждый человек сможет выбрать подходящее именно ему (и его кошельку) транспортное средство: от монопода или электроликов до электрического супербайка, и от электрического трицикла до гиперкара с ускорением разгона как у Формулы-1.

Следите за новостями на портале www.rim3.ru 


Подписаться

Подписаться бесплатно.


  • Комментарии
Загрузка комментариев...

Ниссан выяснил, что европейцы уже созрели для тотальной пересадки на электромобили

Ниссан выяснил, что европейцы уже созрели для тотальной пересадки на электромобили

Семь из десяти владельцев электромобилей в Европе удивлены большим запасом хода и дешевизной эксплуатации своих машин

13.04.2021

Первоапрельский крутой жених

Первоапрельский крутой жених

Как поймать «адекватную» невесту при помощи крутой тачки

01.04.2021

Российский мотоциклетный парк напоминает музей истории СССР

Российский мотоциклетный парк напоминает музей истории СССР

Топ-5 марок в мотопарке России возглавляют мотоциклы советского производства

16.03.2021

Hyundai со сменными кузовами как средство повышения эффективности бизнеса

Hyundai со сменными кузовами как средство повышения эффективности бизнеса

Универсальными помощниками для решения разнообразных задач стали грузовики Hyundai со сменными кузовами

09.03.2021

Поздравляем всех женщин с Международным Женским Днем 8 марта!

Поздравляем всех женщин с Международным Женским Днем 8 марта!

«Третий Рим» поздравляет всех посетительниц портала для автомобилистов «Третий Рим» с Международным Женским днём 8 марта!

06.03.2021

Американский Oshkosh выиграл 6-миллиардный контракт на поставку 165 тысяч фургонов-мультистопов NGDV для почтовой службы США

Американский Oshkosh выиграл 6-миллиардный контракт на поставку 165 тысяч фургонов-мультистопов NGDV для почтовой службы США

Знаменитый производитель армейской автотехники Oshkosh выиграл тендер на поставку фургонов-мультистопов для американский почтовой службы USPS

05.03.2021

Тойота Ярис стала европейским «Автомобилем 2021 года»

Тойота Ярис стала европейским «Автомобилем 2021 года»

Титул Car of the Year'21 присужден третьей генерации хэтчбека Toyota Yaris

01.03.2021

Возврат к списку