Hyundai со сменными кузовами как средство повышения эффективности бизнеса
9 марта 2021
Универсальными помощниками для решения разнообразных задач стали грузовики Hyundai со сменными кузовами
Александр Климнов, фото производителя
С тех пор как человечество изобрело грузовой автомобиль (конкретно один из пионеров автомобилизма Готлиб Даймлер в 1896 году – авт.), идет непрерывный процесс поиска новых сфер его применения. За почти 125-летнюю историю грузовики или «коммерческий транспорт» обрели сотни профессий. Ведь коммерческий транспорт потому и называется коммерческим, что должен не простаивать, а приносить прибыль. Одним из интересных инженерных решений стали системы сменных кузовов с различными погрузочными устройствами, которые превращают грузовик в универсальное транспортное средство, способное решать самые разные задачи.
При помощи погрузочно-разгрузочного механизма порожний кузов снимается с грузового автомобиля и устанавливается заполненный примерно за две минуты. А можно вообще использовать надстройку другого типа, так сегодня машина работает с бункером для мусора, а завтра – с цистерной, ну а послезавтра – с трейллерной платформой для перевозки техники. Такое решение экономически выгодно в ситуациях, когда у предприятия есть несколько транспортных задач, и при этом ни одна из них не может на 100% загрузить работой грузовую машину. Или такой случай, когда для вывоза строительного мусора или металлолома вместо полноценного самосвала используется контейнеровоз. Заменить пришедший в негодность сменный контейнер гораздо дешевле, чем заменить целый самосвальный кузов. По этой причине контейнеровозы пользуются большим спросом у компаний, работающих в коммунальной отрасли и в сфере переработки металлов.
Наибольшее распространение в настоящее время получили два типа автомобилей со сменными кузовами – крюковые и портальные погрузчики. В качестве базовых шасси для данных видов техники выступают, как правило, среднетоннажные и тяжелые грузовики. Российские эксплуатирующие организации часто используют в этой роли среднетоннажники Hyundai: и проверенную временем модель HD78 (уже снята с производства в Калининграде – авт.), и новинки – Mighty EX8 и EX9.
Крюковые погрузчики
В нашей стране знакомство с концепцией сменных кузовов произошло 40 лет назад. Именно тогда была закуплена партия автомобилей с тросовыми погрузочно-разгрузочными механизмами Multilift для выполнения работ во время Олимпиады-80. С тех пор мультилифтами стали называть все крюковые погрузчики, независимо от производителя.
Конструктивно они представляют собой неподвижный надрамник, монтируемый на раму шасси, а также подвижную раму, которая поднимается двумя гидроцилиндрами. На ней имеются замки, удерживающие кузов в самосвальном режиме работы. Его захват выполняется при помощи Г-образной балки с крюком на конце и скобы, имеющейся в передней части кузова. При транспортировке сменный кузов надежно фиксируется. Управление погрузочным оборудованием выполняется из кабины.
На шасси Hyundai могут монтироваться мультилифты производства HYVA. Их отличают простая и надежная конструкция (используется сталь HARDOX и DOMEX), большой запас мощности (благодаря опыту компании в сфере производства гидравлического оборудования) и отсутствие электронных блоков управления. Эти автомобили идеально выполняют работу по транспортировке сменных контейнеров с городских внутридворовых территорий на станции перегруза и сортировки для дальнейшей отправки на полигоны ТБО посредством пресс-компакторов и контейнеров большего объема. А благодаря тому, что HYVA располагает в России сетью из более чем 100 сервисных станций, вопросов с обслуживанием погрузчиков не возникает.
Кроме того, для шасси HD78, EX8 и EX9 предлагается крюковой погрузчик Palfinger PH T05 L3900 SLD3. Данная модель адаптирована для Hyundai и производится во Франции. В числе конструктивных особенностей – легкий и прочный надрамник, благодаря Z-образному профилю; дополнительные опоры кузова для надёжной фиксации контейнера и гидрораспределитель с электроуправлением.
Существует широкий спектр сменных кузовов (надстроек) для крюковых погрузчиков. Наибольшее распространение получили бункеры для сбора крупногабаритного мусора, ТБО и металлолома. Их удобство заключается в том, что автомобиль может оставить на площадке для сбора отходов порожний бункер и забрать уже наполненный. При этом контейнер надежно фиксируется на раме и разгружается, как самосвал на мусороперерабатывающем полигоне, благодаря чему дополнительное оборудование для опорожнения не требуется.
Шасси Hyundai HD78 и Mighty выступают оптимальным вариантом для надстроек по сбору бытовых отходов. Бескапотная компоновка кабины обеспечивает высокую маневренность, что позволяет работать в стесненных условиях внутридворовых территорий. Не менее важными эксплуатационными качествами выступают низкий уровень шума, соответствие двигателя экологическим нормам Евро-5 при этом без участия AdBlue (раствора мочевины), которая в холодное время года замерзает, что доставляет дополнительные неудобства водителю.
Отдельную нишу занимают эвакуаторные платформы для мультилифтов, выполняющие перевозки автомобилей и строительно-дорожной техники. Для шасси HD78, EX8 и EX9 предлагается платформа размерами 5000х2200 мм. Она находится непосредственно на земле при погрузке или разгрузке транспортных средств. Это дает возможность эвакуировать машины с очень низкой посадкой, например, спортивные. Съемная платформа не требует применения дополнительных трапов. Ее можно оснастить электрической лебедкой, что позволяет затягивать неисправную технику.
Еще одно востребованное решение – мультилифт для вывоза и утилизации жидких бытовых отходов. Съемная цистерна может использоваться, например, для откачивания септиков или содержимого отстойников автомобильных моек.
Портальные погрузчики
Один из наиболее популярных и распространенных на российском рынке типов машин со сменными кузовами – бункеровозы, или портальные погрузчики, каковые монтируют и на шасси Hyundai HD78, Mighty EX8 и EX9. Это простая в обслуживании и эксплуатации, надежная техника. Она используется в основном для вывоза крупногабаритного бытового и строительного мусора, а также различных сыпучих грузов – таких отходов, на которые не рассчитаны кузовные мусоровозы с системой прессования. Эксплуатация портальных погрузчиков-мусоровозов, как и крюковых погрузчиков-мусоровозов, осуществляется по системе сменных кузовов: машина оставляет на площадке для сбора отходов пустой бункер и забирает заполненный. Таким образом, единственный грузовик способен обслуживать несколько съемных контейнеров на большой территории.
Бункеровоз-мусоровоз представляет собой раму, на которой устанавливаются две стрелы, образующие подъемный портал, а также строповочные цепи с замками и аутригеры для повышения устойчивости автомобиля в ходе погрузочно-разгрузочных работ. При их выполнении стрелы портала откидываются назад и цепляют бункер типа «лодочка». Конструкцией предусмотрена разгрузка самосвальным способом.
Поскольку стрелы – телескопические, кузов может устанавливаться на поверхность, расположенную на высоте 1,5 метра от земли. Кроме того, можно загрузить два пустых бункера друг в друга, как матрешку, развезти их по местам сбора мусора, а по мере заполнения забирать по одному и доставлять к месту выгрузки, фактически сокращая пробег в полтора раза.
Для шасси Hyundai HD78, Mighty EX8 и EX9 предлагается бункеровоз производства «Смартэко». Автомобили работают с бункерами типа «лодочка» объемом до 8 м3. Размеры кузова, снаряженная масса и масса перевозимого груза могут варьироваться в зависимости от применяемых материалов, оборудования и назначения транспортного средства.
В комплектацию машин всех одобренных производителей входят маслобак со сливным фильтром, дыхательным клапаном, указателем уровня и термометром, а также переставные упоры под различные типы контейнеров, металлические аутригеры лучших европейских производителей, коробка отбора мощности с механическим приводом включения и световой индикацией включения. Есть возможность установки телескопируемых стрел на окончание захвата.
Привод на рабочие органы – гидравлический, разделение опор контролируется отдельно, что позволяет выравнивать горизонт в соответствии с рельефом местности. Время опускания кузова с машины на площадку – 45 секунд, время подъема с площадки на машину – 35 секунд. Стаканы цилиндров защищены специальными защитными пластинами. Все элементы бункеровоза обработаны в дробеструйно-окрасочной камере, что гарантирует высокую стойкость лакокрасочного покрытия.
Для автомобилей применяется сертифицированные грузозахват и цепь, при этом имеется полный комплект разрешительных документов для регистрации в ГИБДД и Ростехнадзоре.
Кроме того, для шасси Hyundai HD78, Mighty EX8 и EX9 устанавливают бункеровоз производства компании WERNOX из Тольятти. Максимальная грузоподъемность портала составляет 6000 кг, полезная грузоподъемность (с учетом веса бункера) – 4250 кг. Автомобиль работает со стандартными сменными бункерами типа «лодочка» 8 м3. Максимальный угол подъема кузова при самосвальной выгрузке – 90°, привод на рабочие органы – гидравлический.
Благодаря запатентованной конструкции стрел с применением профиля «Ѡ-type» («омегаобразного») показатели напряжения в конструкции и деформации на 15–85% ниже, чем у аналогов на рынке. Избежать самопроизвольного соскакивания захватов помогает оригинальное решение – грузозахватные кольца с устройством предотвращения соскакивания цепей. Штоки цилиндров защищены от осыпающегося мусора специальными пластинами.
P.S. Задача повышения отдачи от грузовиков стояла с ранних лет их применения, так сто лет назад она привела к появлению, например, седельных тягачей для работы с быстро отсоединяемыми полуприцепами, а в 1950-х были изобретены съемные бункеры и стандартные контейнеры, ну а несколько позже система сменных кузовов «мультилифт» позволила еще расширить сферы применения сменных кузовов. На сегодня именно крюковые и портальные погрузчики реально первенствуют среди систем со сменными кузовами (интересно, что этой темой в последние десятилетия сильно увлекаются и военные).
39-й американский президент Джимми Картер, сыгравший ключевую роль в снижении выбросов автомобилей, обеспечении безопасности и спасении Chrysler, скончался в возрасте 100 лет