Ленин и автомобили

Ленин и автомобили

22 апреля 2020


В день 150-летия Вождя мирового пролетариата вспоминаем о его автопарке


автор

Александр Климнов, фото yandex.ru


Сегодня исполнилось 150 лет со дня рождения Владимира Ильича Ленина – личности и государственного деятеля несомненно сколь выдающегося, столь и неоднозначного. Однако, оставим разбор его биографии и «всемирно-исторического значения» как писали во времена СССР и рассмотрим только одну сторону его жизни, непосредственно касающуюся автомобилей.
Lenin&bicikle.gif

Владимир Ульянов (Ленин) и Инесса Арманд катаются на велосипедах по Швейцарии (кадр из художественного фильма)

Итак, в период перед и во время Первой мировой войны Ленин проживал в Европе (Франции, Швейцарии, Австро-Венгрии, посещал и другие страны), где будучи небогатым русским политэмигрантом с завистью наблюдал за стремительным развитием моторизации этих стран, носившей тогда чисто буржуазный характер, каковой и обличил в своей, пожалуй, самой автомобильной по тематике статье 1913 года – «Модная отрасль промышленности», в которой сделал упор на чисто развлекательный (за исключением грузовиков) характер развития данного вида техники и предрек данной молодой отрасли европейской промышленности, в которой наблюдался тогда бум, неминуемый кризис и даже крах (о том, что в САСШ, как тогда называли Соединенные Штаты Америки, автомобили стараниями Генри Форда уже вплотную подошли к массовому производству будущий вождь мирового пролетариата и не упоминает – для русских Америка тогда была как другая планета, в том смысле, что ее достижениями они практически не интересовались). В личном же плане средств Ленина хватало лишь на бестселлер века минувшего, т.е. велосипед. На этом двухколесном снаряде из-за своей рассеянности он периодически попадал в разных странах под трамваи и даже пару раз под автомобили, причем, в последнем случае, будучи по образованию юристом, смог отсудить у владельца «мотора» приличную денежную компенсацию.
ceb4fba2f92bdd0e7acefeb57b9f55f3.gif

Ленин выступает перед жителями Петрограда с броневика (реконструкция)

Первый контакт с «мотором» у Ильича на родной земле состоялся 3(16) апреля 1917 года возле Финляндского вокзала, где английский броневик Austin был использован им в качестве импровизированной трибуны для провозглашения новых революционных задач для масс, ставших позже известными как «Апрельские тезисы». Данный исторический момент был впоследствии многомиллионно растиражирован советской пропагандой, а в наши дни стал предметом для автомобильных инсталляций (фото на заставке). Подлинник «броневика Ленина» не сохранился, а выдаваемый за «тот самый ленинский броневик» под собственным именем «Враг капитала» образец броневика, экспонируемый в Ленинградском филиале Центрального музея В.И.Ленина, реально произведен только в 1919 году (это более поздний локализованный «Остин-Путиловец»). Интересно, что несколько броневиков «Остин-Путиловец» в 1919-20 гг. оснастили полугусеничным движителем системы француза Адольфа Кегресса (в 1911-17 гг. личного царского водителя, специально разработавшего этот движитель для Царя Николая II), что позволило их постфактум даже считать «русским типом танка». scale_1200.jpg

Новодельные реплики «ленинского броневика» выпускались при СССР буквально мелкосерийно 


949b802s-960.gif

Шикарный лимузин Delaunay-Belleville SMT перешел от последнего Царя Николая II к вождю мирового пролетариата Владимиру Ленину (характерная деталь – у машины нет ручки пуска, так как запуск мотора производился сжатым воздухом, баллоны с которым помещены в ящик на подножке)

  Совсем другой период отношения с автомобилями начинается у Ильича после совершения Октябрьского вооруженного переворота (в дальнейшем именуемого ВОСР) в октябре (ноябре по новому стилю, также внедренному большевиками) 1917-го, в результате которого он стал премьером нового уже советского правительства народных комиссаров. Первый персональный автомобиль Предсовнаркома – французский лимузин модели Turcat-Mery 28 («Тюрка-Мери») 1915 года выпуска (экспроприированный, кстати, несмотря на легенды не из царского гаража) был угнан уже через месяц прямо от Смольного, а потом обнаружен на финляндской границе у контрабандистов. После этой машины Ильич плотно оседлал автомбили уже из Царского гаража, начиная с Delaunay-Belleville 45 («Делоне-Бельвиль») с двухскатными задними колесами и пневмозапуском), на котором 1 января 1918 года попал под первое покушение, когда его тогдашний водитель Тарас Гороховик вез уже вождя с выступления в Михайловском манеже. Вождь не пострадал, но каросерри лимузина было повреждено, вплоть до списания. Ленин пересел также на Delaunay-Belleville, но уже специальной царской серии SMT (от фр. Sa Majesté le Tsar – «его царское величество»). У этого роскошнейшего и дорогостоящего по тем временам автомобиля с характерным цилиндрическим капотом и круглым радиатором (фирма «Делоне-Бельвиль» начинала со строительства паровозов) двухскатными задними колесами, был, например, пневмозапуск мотора, который позволял бесшумно передвигаться с пешеходной скоростью до трех верст).
Rolls-Royce_Silver_Goust_236.gif

Неровные булыжные московские мостовые легко укатывали любой автомобиль, даже неубиваемый «Роллс-Ройс»

 В январе 1919 года уже в Москве у Ленина снова отняли его «мотор», теперь уже просто местные дерзкие бандиты (в течение двух недель автомобиль и все члены банды были найдены ЧК – автомобиль вернули владельцу, а бандитов, естественно, расстреляли). Затем был французский лимузин Renault 40CV, который вошел в историю, тем что именно на нем Ленина удачно вывез его водитель Гиль после покушения эсерки Фанни Каплан после митинга на заводе Михельсона. Далее Ильич пользовался 55-сильным Rolls-Royce Silver Ghost («Роллс-Ройс Сильвер Гоуст» («Серебрянная тень»), прозванный так за свою бесшумность) и по легенде экспроприированным у одного из братьев Рябушинских, с открытым кузовом фаэтон для горных гонок. 
Rolls-Royce_Silver_Goust_2.gif

Восстановленный «ленинский Роллс-Ройс» под номером 236

Ну, а после победы большевиков в Гражданской войне пришло время заказывать автомобили уже сновья, а не пользоваться царским «автохламом». Так, в 1920-м через полпреда Красина непосредственно в Англии были заказаны за кругленькую сумму, более чем 10 000 фунтов стерлингов (100 000 рублей золотом) два новеньких Rolls-Royce с двойными комплектами запчастей и инструментов для обслуживания. Автомобиль так понравился вождю, что уже в следующем году фирма Rolls-Royce получила небывалый в свой истории заказ аж на 70 таких автомобилей, который, впрочем, пришлось несколько отсрочить, чтобы не конфузиться «перед Европами», расходуя золото на предметы роскоши на фоне разразившегося в том году голода в Поволжье.
RR_Kegress.gif

Автосани система Кергесса, переделанные из нового «Роллс-Ройса», после смерти вождя так и остались в ставших его мемориальным комплексом имении Горки

Вследствие разрухи к 1921 году (в столице уже несколько лет не ходили трамваи и, конечно, не чистили зимой дороги) встала проблема с доставкой вождя в Кремль с его подмосковной резиденции в Горках (ныне Ленинские Горки). Ее разрешили путем переоборудования в начале 1921 года на Путиловском заводе одного из новых Rolls-Royce Silver Ghost Continental на движитель Кегресса. Данные уникальные автосани успешно перевозили вождя до самой его смерти в январе 1924 года (кстати, его водитель Гиль добрался на них до Кремля, сообщив товарищам печальную весть). 
scale_1200.gif

Ныне автосани Ленина – один из центральных экспонатов филиала Центрального музея В.И.Ленина в Ленинских Горках

После чего автосани простояли в Горках, пока не были включены в экспозицию филиала Центрального музея В.И.Ленина в Ленинских Горках Московской области.
c0d7642s-960.gif

Рабочие ЗИЛа передают зимой 1959 года восстановленный ленинский «Роллс-Ройс» Центральному музею В.И.Ленина

Обычный же Rolls-Royce Silver Ghost Continental (под госномером 236) после Ленина служил разгонной машиной в Совнаркоме до начала 1930-х, потом был списан, попал в Крым, но перед Великой Отечественной был разыскан и возвращен в Горки, но в совершенно плачевном состоянии. До подлинной реставрации руки дошли только в 1959-м, когда его восстановили руками мастеров со столичного ЗИЛа. Восстановленный автомобиль своим ходом добрался с завода до Центрального музея В.И.Ленина на Площади Революции в Москве (здание бывшей Городской Думы), где с тех пор и экспонируется.
Rolls-Royce_Silver_Goust.gif

Нынешнее состояние ленинского персонального авто просто образцовое

Загрузка

Подписаться

Подписаться бесплатно.


  • Комментарии
Загрузка комментариев...

Почему название российского автомобиля «УАЗ Патриот» пишут на английском – UAZ Patriot?

Почему название российского автомобиля «УАЗ Патриот» пишут на английском – UAZ Patriot?

На ежегодной пресс-конференции Президенту Путину на экране был задан вопрос о написании названия внедорожника УАЗ Патриот

19.12.2024

Выставки COMTRANS-2024 и URBANTRANS-2024 открылись в ЦВК «Экспоцентр»

Выставки COMTRANS-2024 и URBANTRANS-2024 открылись в ЦВК «Экспоцентр»

В ЦВК Экспоцентр на Красной Пресне 10-13 декабря совместно проходят автосалоны грузовиков и автобусов

10.12.2024

Выставки «Поехали 2024» и «Мотозима 2024» – путешествия и техника вне сезона

Выставки «Поехали 2024» и «Мотозима 2024» – путешествия и техника вне сезона

Выставки «Поехали 2024», «Мотозима 2024» за три дня поставили рекорд посещаемости

05.12.2024

Главные новинки выставки «Вездеходер-2024»

Главные новинки выставки «Вездеходер-2024»

Какие новинки можно было увидеть на выставке «Вездеходер-2024»

03.12.2024

На ВДНХ в Музее Транспорта Москвы стартует выставка «Ты выглядишь на все 100!»

На ВДНХ в Музее Транспорта Москвы стартует выставка «Ты выглядишь на все 100!»

В Музее Транспорта Москвы открывается выставка посвященная истории отечественного дизайна автомобилей и прочего транспорта за 100 лет

06.11.2024

Первенцу автопрома СССР – АМО-Ф15 исполнилось 100 лет

Первенцу автопрома СССР – АМО-Ф15 исполнилось 100 лет

С начала серийного выпуска первого серийного советского автомобиля прошел целый век

01.11.2024

Выставка-форум CarX-2024 начинается завтра

Выставка-форум CarX-2024 начинается завтра

Крупнейшая осенняя выставка-форум CarX-2024 пройдет с 8 по 10 октября в Москве

07.10.2024

Возврат к списку