8 мая 2018
Неизвестный герой или копия Willys MB/Ford GPW?
Вчера мы открыли цикл статей, посвященных машинам, которые помогли армии СССР одержать победу в Великой Отечественной войне. И начали мы с ГАЗ М-1 — цельнометаллического седана, созданного по образу Ford Model B. Сегодняшний выпуск тоже будет неразрывно связан с американской автомобильной промышленностью.
Хорошо, всем известно, что по программе ленд-лиза в Советский Союз были поставлены сотни тысяч единиц военной техники. До сих пор не утихают споры в обществе, касающиеся важности ленд-лиза. Тем не менее, совершенно очевиден факт, что без сторонней помощи СССР оказался в еще более сложной ситуации. К примеру, одних только грузовых машин США поставили свыше 420 тысяч, в то время как за время войны внутреннее производство составило 265 тысяч. Иными словами, свыше 60 % всех использованных советской армией грузовиков были ввезены из США (плюс частично из Британской Империи).
Роль «Студебеккеров», «Виллисов» и «Фордов» в общей победе действительно сложно переоценить. Но что это за модель такая, Bantam BRC40? Что и говорить, если сегодня даже о самой марке Bantam почти никто не слышал!
На самом деле любому человеку, хотя бы отдаленно знакомому с историей автомобилестроения, достаточно одного взгляда, чтобы узнать в изображенной на фотографии машине легендарный Willys MB. Или Ford GPW. Или все же Bantam BRC40? Во время Второй мировой войны к патентам относились не столь щепетильно, так что для ответа на этот вопрос придется углубиться в изучение автомобильной истории.
Bantam BRC40
К лету 1940 года стало очевидно, что нацистская Германия не насытится захватом близлежащих стран. Война развернулась на большей части Европы, и армия США осознала потребность в компактной разведывательной машине. Конкурс на ее разработку оказался невероятным по текущим меркам сплавом капитализма и реалий военного времени. С одной стороны, техническое задание было разослано по 135 компаниям, что свидетельствует о высокой конкуренции. С другой, от производителей требовали дать ответ в течение всего 11 дней. Более того, согласно условиям, компании требовалось разработать первый прототип в течение 49 дней, а еще через 75 дней выпустить не менее 70 тестовых экземпляров.
И ведь требования к машине были весьма специфичны. Колесная база не должна была превышать 191 см при колее не более 119 см. Автомобиль должны был способен брать на борт трех пассажиров и до 299 кг груза. При этом вес самого внедорожника должен был укладываться в 590 кг!
Неудивительно, что крупные компании или сознательно отказались от участия в этой задаче, или требовали хотя бы увеличить сроки (кстати, именно по этой причине из конкурса выпала компания Willys-Overland). И лишь мелкое предприятие American Bantam решило откликнуться на техническое задание. Терять ей было нечего: до того момента она выпускала в основном лишь лицензированные версии британских машин Austin Motor Company, из-за низкого спроса на которые в 1934 году пережила банкротство.
Компания American Bantam обратилась к независимому дизайнеру (фрилансеру, как сказали бы в наше время) Карлу Пробсту (Karl Probst). Сначала он отказался от этой сомнительной подработки, однако позже все-таки решил попробовать свои силы в этой невероятной авантюре.
Всего двух дней хватило Пробсту, чтобы разработать чертежи модели, которую впоследствии назовут Bantam Reconnaissance Car («Разведывательный автомобиль Bantam»). Еще один день ушел на подготовку сметы расходов. Трудно представить, что на разработку принципиально новой модели и все финансовые расчету ушло всего три дня.
Автомобиль Карла Пробста соответствовал всем требованиям госзаказчика за исключением веса. Тем не менее, у American Bantam не было ни достаточных производственных мощностей, ни финансовых запасов, которые бы позволили выпустить требуемое количество внедорожников. И тут военные сделали «финт ушами»: они отправили чертежи Bantam компаниям Ford и Willys, заявив, что правительство уже выкупило проект. На самом деле такой договоренности не было, но представители Bantam решили не вступать в спор с военными из-за сложной финансовой ситуации.
Через несколько месяцев, к ноябрю 1940 года, были готовы прототипы Willys Quad и Ford Pygmy. Тогда же был представлена новая версия от Bantam — BRC 60. Из-за горячащих сроков американские военачальники одобрили все три версии и закали по 1 500 экземпляров у каждой компании. К этому же времени стали очевидны нереалистичные требования по массе автомобиля, так что предельный вес был увеличен до 980 кг.
Серийная версия внедорожника в исполнении Bantam получила название BRC 40. Серийное производство началось 31 марта 1941 года, и к 6 декабря того же года было выпущено 2 605 машин. И поскольку компания так и не смогла выйти на предполагаемый уровень выпуска 75 машин в день, дальнейший контракт на сборку был подписан с Willys и впоследствии с Ford.
Изначально серийные модели компаний Willys и Ford назывались Willys MA (Military model A, «военная модель A») и Ford (Government P, «государственная» модель с индексом P, который Ford в то время использовал для компактных пассажирских автомобилей). Однако впоследствии инженеры Willys доработали конструкцию, так что финальная версия стала носить имя Willys MB (Military model B).
Эволюция внедорожников Willys
К октябрю 1941 года стало очевидно, что в одиночку Willys не справится с требуемыми объемами производства, так что контракт был подписан и с Ford. При этом военные передали «Голубому овалу» точные чертежи Willys MB. В связи с этим модель стали назвать Ford GPW, где буква W означала, что автомобиль выпускается по лицензии Willys.
Все бы ничего, но сам Willys в своей модели Willys MB использовал некоторые технические наработки от Ford GP (в частности, широкий плоский капот и переднюю решетку, которая впоследствии стала фирменной чертой «Джипов»). И это уже не говоря о том, что вообще-то изначально автомобиль был спроектирован вообще третьей стороной.
Ford GPW
В общей сложности за время Второй мировой войны было выпущено 363 000 экземпляров Willys MB и примерно 280 000 Ford GPW. Из них 51 000 машин отправилось в Советский Союз по программе ленд-лиза.
Примечательно, что небольшая партия Bantam BRC40 тоже добралась до СССР. Один из экземпляров даже использовался охраной маршала Жукова (военные ласково называли эту машины «бантиком»).
Тем не менее, судьба компании American Bantam оказалась незавидной. После того, как контракт на выпуск машин ушел к Willys и Ford, ей оставалось лишь производить прицепы. В 1945 году она подала иск против Willys, но суд так и не присудил ей права на торговую марку Jeep. Стоп, но откуда взялось это имя, которое давно стало нарицательным? Принято считать, что название этого бренда восходит к Ford GP. Название GP произносится как Jeep, именно так это имя и вошла в обиход (хотя на этот счет существуют и другие версии).
Bantam BRC40
Вот таким затейливым образом переплелись судьбы компаний American Bantam, Willys и Ford. Из этой троицы до наших дней дошел лишь Ford: American Bantam еще какое-то время выпускала прицепы, но впоследствии была поглощена. Willys пару десятилетий производила различные автомобили, в том числе под суббрендом Jeep. Тем не менее, ее дни тоже были сочтены: сначала она стала частью American Motors Corporation, а затем ее выкупил Chrysler. Концерн Fiat Chrysler Automobiles по сей день выпускает кроссоверы и внедорожники под маркой Jeep.
Загрузка
|
В Музее Транспорта Москвы открывается выставка посвященная истории отечественного дизайна автомобилей и прочего транспорта за 100 лет
06.11.2024
С начала серийного выпуска первого серийного советского автомобиля прошел целый век
01.11.2024
Крупнейшая осенняя выставка-форум CarX-2024 пройдет с 8 по 10 октября в Москве
07.10.2024
На улицах столицы ездит японский родстер в стиле английского бренда Aston Martin
30.09.2024
С показателем в 18 млн произведенных машин 7-е место в рейтинге самых массовых легковушек мира журнала Autocar заняла LADA Riva
26.09.2024
CEO Ford Джим Фарли призвал поднять качество своих электромобилей до китайского
18.09.2024
Land Rover предложил дорогие рестомоды на базе классического Defender
29.08.2024