На ВДНХ можно полюбоваться классикой итальянского автомобильного дизайна от Нуччо Бертоне

На ВДНХ можно полюбоваться классикой итальянского автомобильного дизайна от Нуччо Бертоне

13 августа 2021


В Музее ГОНа открылась выставка «100 лет итальянского стиля. Автомобили Нуччо Бертоне»


автор

Александр Климнов, фото автора


В Музее Гаража особого назначения (ГОН) ФСО России, размещающемся в павильоне №53 на ВДНХ, с 12 августа для посетителей открылась выставка «100 лет итальянского стиля. Автомобили Нуччо Бертоне». В рамках экспозиции будет представлена коллекция автомобилей 1950–2010-х годов производства кузовного ателье Bertone – законодателя итальянского автомобильного стиля ХХ века. Так как 2021 год объявлен годом сотрудничества музеев Италии и России – выставка организована при поддержке посольства Италии в Москве, Итальянского института культуры в Москве, Фонда Нуччо Бертоне, Национального автомобильного музея в Турине, Автомобильного музея Bonfanti-Vimar, реестра Ancetres Club Italia и музея Гаража особого назначения ФСО России.
SAM_4099.gif
Экспозиция посвящена итальянскому дизайну и одному из ярчайших его представителей – кузовному ателье Bertone, основанному в далеком 1912 году. За более чем столетнюю историю ателье подготовило множество моделей, которые заняли почетное место в мире автомобильного дизайна – от первых работ Джованни Бертоне на заре ХХ века до уникальных концепт-каров Нуччо Бертоне, каждый из которых представляет собой 

На выставке представлены экспонаты из Фонда Нуччо Бертоне, Национального автомобильного музея в Турине (занимает 35 место в списке 50-ти самых красивых музеев мира), музея Bonfanti-Vimar, частных собраний итальянских коллекционеров Дельфины, Гинато, Ливон, Лопресто, Мальоккетти, Маннучи, Мунари, Пианта, Раньи, Вианелло, а также российского автоклуба Volvo MSK и коллекций Владимира Кривошеева и Дениса Орлова, а также фотографий из архива Николая Титова.

Кроме уникальных автомобилей, экспозиция включает обширную коллекцию рисунков и фотографий, дающих глубокое понимание того, насколько серьезный путь проделало ателье Bertone за свою столетнюю историю. Здесь же транслируются на мониторах и большом экране старые рекламные ролики и документальные фильмы с автомобилями и другой техникой дизайна Bertone. 
SAM_4081.gif
На выставке представлен и портрет Нуччо Бертоне, написанный Джорджеттно Джуджаро. Его предоставил Фонд Нуччо Бертоне как напоминание о том, что маэстро был не только успешным дизайнером и предпринимателем, но и обладал даром находить и развивать таланты.

Автомобили работы Bertone всегда выделялись не только утонченным стилем, но и его сочетанием с новейшими технологиями и функциональностью. Каждое его творение воплощает в себе свободу мышления дизайнеров, работавших вместе с Нуччо, фантазия которых не была ограничена коммерческими интересами и инженерной выгодой. Более того, они никогда не считали автомобиль просто средством передвижения. Именно благодаря такому подходу ателье создавало модели, продвигавшие важнейшие изменения в концепции автомобиля. Некоторые элементы стиля, дебютировавшие на купе итальянского ателье, сейчас встречаются на серийных моделях. Однако в свое время их появление стало сенсацией.

Для своего времени все эти купе имели необычные формы и линии, будто обращенные в будущее.И в этом чувствуется стремление найти новое слово в стилистическом языке кузовостроения. Нуччо Бертоне и его дизайнеры создавали автомобили и их архитектуру подобно великим скульпторам, идеально сочетая линии, формы и объемы. За плечами у них без малого стояло художественное начало от самой эпохи Возрождения, на плечах которого и последующего классицизма и стоит итальянский технический дизайн. Марки Alfa Romeo, Ferrari, Lancia, Lamborghini и Maserati уже давно (некоторые уже более ста лет) выступают иконами стиля.
SAM_4056.gif
Посетители экспозиции могут увидеть несколько моделей купе, олицетворяющих идеи ателье Bertone в период с 1950-х по 2012 год. Среди ключевых образцов стиля Bertone – купе Alfa Romeo Giulietta Sprint 1954 года, созданная Марио Боано и Франко Скальоне. Именно эта модель определила исходный код дизайна купе в годы экономического возрождения Италии. Здесь же представлен так называемый Mascherone – деревянный макет кузова этого автомобиля, который помогает понять, как создавался и воплощался в металле дизайн машины. Этот ценнейший экспонат Нуччо Бертоне лично передал Национальному музею автомобилей в Турине.
SAM_4073.gif
Сотрудничество Bertone с Alfa Romeo дало жизнь одним из самых интересных и эмоциональных купе в истории. Например, Alfa Romeo Monreal работы Марчелло Гандини, представленная в качестве автомобиля мечты на всемирной выставке в Монреале в 1967 году. Именно ее назвали «олицетворением предельных способностей человека в автомобильной индустрии» (откровенно говоря я присоединяюсь к такому определению модели Monreal – это самая красивая Alfa всех времен – авт.).  

Невероятно плодотворным оказался союз Bertone с фирмой суперкаров Lamborghini, основанной Ферруччо Ламборгини в 1963 году. Их совместные проекты автомобилей стали легендами в области дизайна и инженерии. Так Laborghini Miura признана шедевром современного искусства и принимала участие в историческом проекте нью-йоркского музея современного искусства МоМА.
SAM_4096.gif
Посетители выставки могут увидеть в живую культовое Lamborghini Espada, созданное Гандини в 1968 году. Эта модель стала проводником новой для того времени идеи крупного четырехместного купе, гарантировавшего своим пассажирам высочайший уровень комфорта (на мой взгляд такой большой автомобиль скорее принадлежит к американской культуре, чем итальянской – авт.). Пресса тех времен называла его «роскошной гостиной, способной разгоняться до 250 км/ч».
SAM_4074.gif
Представлено здесь и еще одно творение Марчелло Гандини – купе Iso Rivolta Lele 1969 года с подштамповкой на кузове, повторяющей контур окон. Купе типа 2+2 (два взрослых и два подростковых места), было разработано как рождественский подарок владельца компании Iso Пьера Ривольта своей жене Леле (Рахиль). Дебют автомобиля состоялся на Нью-Йоркском автосалоне 1969 года. Модель Iso Rivolta Lele предстояло конкурировать с Lamborghini 400 GT Espada, дизайн которой также создал Марчелло Гандини. Кузова Lele делали на фабрике Carrozzeria Bertone, после чего собирали на заводе Iso в Брессо. Всего с 1969-го до банкротства фирмы Iso Automoveicoli S.p.A. в 1974 году сделали 285 таких купе.     
SAM_4000.gif
Купе Volvo 262C производили на Carrozzeria Bertone из шведских комплектов, самостоятельно укорачивая кузов и устанавливая новые двери, крышу и ветровую раму. С 1977-го по 1980-й этих дорогих купе выпустили всего 6622 ед. Фирма Bertone также делала для Volvo лимузин 264TE и оказывала шведской компании услуги «дизайн-клиник».
Volvo-780.gif
Купе Volvo 780 Bertone Coupe образца 1989 года считается самой роскошной моделью в истории шведского бренда. Предназначенное в основном для рынков США и Италии, оно не имело ни одной общей кузовной детали (!) с базовым седаном 760GLE. На Carrozzeria Bertone кроме оригинального кузова 780-ки (с пониженной на 10 мм крышей) также делали роскошный салон из натурального букового шпона и вяза, а также высококачественной натуральной кожи. Под капотом у купе для США стоял мотор V6 мощнсотью 136 л.с. (в Европе 163 л.с.), а для Италии 2,4-литровый турбодизель R6 мощностью 129 л.с. с 5-ступенчатой МКП. 
SAM_4049.gif  
Выставочный автомобильный маршрут завершает концепт-кар Nuccio, созданный к столетию ателье Carrozzeria Bertone и представленный на женевском автосалоне 2012 года. К сожалению, Нуччо Бертоне его появления уже не застал – великий маэстро скончался в 1997 году. Футуристический автомобиль от последнего штатного дизайнера Майка Робинсона, названный «Нуччо» в память самого Бертоне, основанный на агрегатах Ferrari F430 с центральным мотором V8 мощностью 490 л.с. вобрал в себя всю историю кузовного ателье, но при этом уже по сложившейся традиции ателье он устремлен и в будущее, хотя в нем чууствуется перекличка и с концептом Stratos 0, созданным Марчелло Гандини в 1970-м, несмотря на падение спроса на кузовной «индпошив», нехватку специалистов высокой квалификации, конфликты с профсоюзом обуревавшие тогда знаменитое ателье. 
SAM_4065.gif
Экспозиция включает еще одну интересную работу Bertone – симпатичный скутер Innocenti Lambretta Lui (по-итальянски «Он»). Дизайн для него создал Марчелло Гандини в 1968 году – по его задумке, именно так должно было выглядеть транспортное средство для молодежи в новую эру, когда ее голос в мировом сообществе начинал звучать все сильнее. Модель (дебютировавшая 28 мая) в версиях Luna (50 см3), Vega и Cometa (75 см3), ломала стереотип мотороллера, сложившийся под влиянием сверхпопулярной модели Vespa. Фирма Innocenti вознамерилась разрушить этот стереотип, и амбиции Гандини для этих целей подошли как нельзя лучше. Однако несмотря на передовой дизайн коммерческого успеха модель (в ныне модном стиле ню – авт.) не снискала, из-за отсутствия запасного колеса, крепления для ветрового щитка и вешалки для сумочки. Не помогла и низкая цена, так как модель просто опередила свое время (выглядит как садись и поезжай – авт.). На вставке показан личный скутер дочери Нуччо Бертоне – Мари-Жанн Бертоне. Всего было произведено 37 614 таких скутеров.   
SAM_4035.gif
Часть экспозиции посвящена пребыванию Нуччо Бертоне в Москве на выставке «Автотехника – Италия-79». Для СССР это событие оказалось знаковым, настоящим мини-автосалоном «фуори-серие» – несерийных моделей, главное назначение которых – демонстрировать исключительные возможности и безграничную фантазию итальянских кузовостроительных фирм. В рамках выставки господин Бертоне выступил с докладом «Автомобиль и дизайн. Причины успеха итальянских автомобилей на международных рынках» и дал интервью знаменитому советскому автомобильному журналисту и историку Льву Шугурову.
SAM_4047.gif
Экспозиция включает ряд рисунков и фотографий, предоставленных Государственным архивом Италии и историческим архивом Bertone. Например, наброски, сопровождавшие новые модели на презентациях, и проектные чертежи. Есть и несколько экспонатов, связанных с автоспортивными мероприятиями, для участия в которых ателье Bertone подготовило несколько успешнейших моделей, включая легендарную Lancia Stratos.
SAM_4002.gif
Дизайн не ограничивается внешностью автомобиля, он важен во всех сферах. Поклонники автоспорта могут увидеть гоночные комбинезоны, в которые пилоты Сандро Мунари  и Иарко Мануччи одержали в ралли Монтекарло на легендарной Lancia Stratos работы Гандини и комбинезон Джорджо Пьянта, одержавшего несколько побед на Fiat 131 Abarth, дизайн которого разработало ателье Bertone. 
SAM_4037.gif
Завершают экспозицию несколько рисунков, предоставленных Государственным архивом Италии и историческим архивом Bertone. В том числе наброски, сопровождавшие новые модели на презентациях, и проектные чертежи. Есть и несколько экспонатов, связанных с автоспортивными мероприятиями, для участия в которых ателье Bertone подготовило несколько успешнейших моделей, включая легендарную Lancia Stratos.
 
P.S. И все же жаль, что на такой представительной выставке не было в живую таких знаковых для ателье Bertone, итальянского, да и мирового автопрома моделей как культовые Lancia Stratos и Fiat 131 Abarth, а также среднемоторного купе-тарга Fiat X1/9, составившего целую эпоху в сегменте дорожно-спортивных автомобилей.

P.P.S. Мне и самому пришлось достаточно тесно взаимодействовать с одним из изделий Bertone – поработал в конце 90-х водителем на служебном седане Daewoo Espero, созданном на платформе Opel Ascona – дизайн машины для конца прошлого века был в числе самых передовых и заметно выделял ее в тогда еще не слишком иномарочном столичном транспортном потоке. 

Следите за новостями на портале www.rim3.ru    

Загрузка

Подписаться

Подписаться бесплатно.


  • Комментарии
Загрузка комментариев...

На ВДНХ в Музее Транспорта Москвы стартует выставка «Ты выглядишь на все 100!»

На ВДНХ в Музее Транспорта Москвы стартует выставка «Ты выглядишь на все 100!»

В Музее Транспорта Москвы открывается выставка посвященная истории отечественного дизайна автомобилей и прочего транспорта за 100 лет

06.11.2024

Первенцу автопрома СССР – АМО-Ф15 исполнилось 100 лет

Первенцу автопрома СССР – АМО-Ф15 исполнилось 100 лет

С начала серийного выпуска первого серийного советского автомобиля прошел целый век

01.11.2024

Выставка-форум CarX-2024 начинается завтра

Выставка-форум CarX-2024 начинается завтра

Крупнейшая осенняя выставка-форум CarX-2024 пройдет с 8 по 10 октября в Москве

07.10.2024

В Москве замечен поддельный родстер Aston Martin

В Москве замечен поддельный родстер Aston Martin

На улицах столицы ездит японский родстер в стиле английского бренда Aston Martin

30.09.2024

LADA «классика» признана одной из самых массовых автомобилей в мире

LADA «классика» признана одной из самых массовых автомобилей в мире

С показателем в 18 млн произведенных машин 7-е место в рейтинге самых массовых легковушек мира журнала Autocar заняла LADA Riva  

26.09.2024

Глава Ford Motor признал превосходство китайского автопрома

Глава Ford Motor признал превосходство китайского автопрома

CEO Ford Джим Фарли призвал поднять качество своих электромобилей до китайского

18.09.2024

Культовый внедорожник Land Rover Defender никак не желает уходить со сцены

Культовый внедорожник Land Rover Defender никак не желает уходить со сцены

Land Rover предложил дорогие рестомоды на базе классического Defender

29.08.2024

Возврат к списку