На ВДНХ можно полюбоваться классикой итальянского автомобильного дизайна от Нуччо Бертоне
13 августа 2021
В Музее ГОНа открылась выставка «100 лет итальянского стиля. Автомобили Нуччо Бертоне»
Александр Климнов, фото автора
В Музее Гаража особого назначения (ГОН) ФСО России, размещающемся в павильоне №53 на ВДНХ, с 12 августа для посетителей открылась выставка «100 лет итальянского стиля. Автомобили Нуччо Бертоне». В рамках экспозиции будет представлена коллекция автомобилей 1950–2010-х годов производства кузовного ателье Bertone – законодателя итальянского автомобильного стиля ХХ века. Так как 2021 год объявлен годом сотрудничества музеев Италии и России – выставка организована при поддержке посольства Италии в Москве, Итальянского института культуры в Москве, Фонда Нуччо Бертоне, Национального автомобильного музея в Турине, Автомобильного музея Bonfanti-Vimar, реестра Ancetres Club Italia и музея Гаража особого назначения ФСО России.
Экспозиция посвящена итальянскому дизайну и одному из ярчайших его представителей – кузовному ателье Bertone, основанному в далеком 1912 году. За более чем столетнюю историю ателье подготовило множество моделей, которые заняли почетное место в мире автомобильного дизайна – от первых работ Джованни Бертоне на заре ХХ века до уникальных концепт-каров Нуччо Бертоне, каждый из которых представляет собой
На выставке представлены экспонаты из Фонда Нуччо Бертоне, Национального автомобильного музея в Турине (занимает 35 место в списке 50-ти самых красивых музеев мира), музея Bonfanti-Vimar, частных собраний итальянских коллекционеров Дельфины, Гинато, Ливон, Лопресто, Мальоккетти, Маннучи, Мунари, Пианта, Раньи, Вианелло, а также российского автоклуба Volvo MSK и коллекций Владимира Кривошеева и Дениса Орлова, а также фотографий из архива Николая Титова.
Кроме уникальных автомобилей, экспозиция включает обширную коллекцию рисунков и фотографий, дающих глубокое понимание того, насколько серьезный путь проделало ателье Bertone за свою столетнюю историю. Здесь же транслируются на мониторах и большом экране старые рекламные ролики и документальные фильмы с автомобилями и другой техникой дизайна Bertone.
На выставке представлен и портрет Нуччо Бертоне, написанный Джорджеттно Джуджаро. Его предоставил Фонд Нуччо Бертоне как напоминание о том, что маэстро был не только успешным дизайнером и предпринимателем, но и обладал даром находить и развивать таланты.
Автомобили работы Bertone всегда выделялись не только утонченным стилем, но и его сочетанием с новейшими технологиями и функциональностью. Каждое его творение воплощает в себе свободу мышления дизайнеров, работавших вместе с Нуччо, фантазия которых не была ограничена коммерческими интересами и инженерной выгодой. Более того, они никогда не считали автомобиль просто средством передвижения. Именно благодаря такому подходу ателье создавало модели, продвигавшие важнейшие изменения в концепции автомобиля. Некоторые элементы стиля, дебютировавшие на купе итальянского ателье, сейчас встречаются на серийных моделях. Однако в свое время их появление стало сенсацией.
Для своего времени все эти купе имели необычные формы и линии, будто обращенные в будущее.И в этом чувствуется стремление найти новое слово в стилистическом языке кузовостроения. Нуччо Бертоне и его дизайнеры создавали автомобили и их архитектуру подобно великим скульпторам, идеально сочетая линии, формы и объемы. За плечами у них без малого стояло художественное начало от самой эпохи Возрождения, на плечах которого и последующего классицизма и стоит итальянский технический дизайн. Марки Alfa Romeo, Ferrari, Lancia, Lamborghini и Maserati уже давно (некоторые уже более ста лет) выступают иконами стиля.
Посетители экспозиции могут увидеть несколько моделей купе, олицетворяющих идеи ателье Bertone в период с 1950-х по 2012 год. Среди ключевых образцов стиля Bertone – купе Alfa Romeo Giulietta Sprint 1954 года, созданная Марио Боано и Франко Скальоне. Именно эта модель определила исходный код дизайна купе в годы экономического возрождения Италии. Здесь же представлен так называемый Mascherone – деревянный макет кузова этого автомобиля, который помогает понять, как создавался и воплощался в металле дизайн машины. Этот ценнейший экспонат Нуччо Бертоне лично передал Национальному музею автомобилей в Турине.
Сотрудничество Bertone с Alfa Romeo дало жизнь одним из самых интересных и эмоциональных купе в истории. Например, Alfa Romeo Monreal работы Марчелло Гандини, представленная в качестве автомобиля мечты на всемирной выставке в Монреале в 1967 году. Именно ее назвали «олицетворением предельных способностей человека в автомобильной индустрии» (откровенно говоря я присоединяюсь к такому определению модели Monreal – это самая красивая Alfa всех времен – авт.).
Невероятно плодотворным оказался союз Bertone с фирмой суперкаров Lamborghini, основанной Ферруччо Ламборгини в 1963 году. Их совместные проекты автомобилей стали легендами в области дизайна и инженерии. Так Laborghini Miura признана шедевром современного искусства и принимала участие в историческом проекте нью-йоркского музея современного искусства МоМА.
Посетители выставки могут увидеть в живую культовое Lamborghini Espada, созданное Гандини в 1968 году. Эта модель стала проводником новой для того времени идеи крупного четырехместного купе, гарантировавшего своим пассажирам высочайший уровень комфорта (на мой взгляд такой большой автомобиль скорее принадлежит к американской культуре, чем итальянской – авт.). Пресса тех времен называла его «роскошной гостиной, способной разгоняться до 250 км/ч».
Представлено здесь и еще одно творение Марчелло Гандини – купе Iso Rivolta Lele 1969 года с подштамповкой на кузове, повторяющей контур окон. Купе типа 2+2 (два взрослых и два подростковых места), было разработано как рождественский подарок владельца компании Iso Пьера Ривольта своей жене Леле (Рахиль). Дебют автомобиля состоялся на Нью-Йоркском автосалоне 1969 года. Модель Iso Rivolta Lele предстояло конкурировать с Lamborghini 400 GT Espada, дизайн которой также создал Марчелло Гандини. Кузова Lele делали на фабрике Carrozzeria Bertone, после чего собирали на заводе Iso в Брессо. Всего с 1969-го до банкротства фирмы Iso Automoveicoli S.p.A. в 1974 году сделали 285 таких купе.
Купе Volvo 262C производили на Carrozzeria Bertone из шведских комплектов, самостоятельно укорачивая кузов и устанавливая новые двери, крышу и ветровую раму. С 1977-го по 1980-й этих дорогих купе выпустили всего 6622 ед. Фирма Bertone также делала для Volvo лимузин 264TE и оказывала шведской компании услуги «дизайн-клиник».
Купе Volvo 780 Bertone Coupe образца 1989 года считается самой роскошной моделью в истории шведского бренда. Предназначенное в основном для рынков США и Италии, оно не имело ни одной общей кузовной детали (!) с базовым седаном 760GLE. На Carrozzeria Bertone кроме оригинального кузова 780-ки (с пониженной на 10 мм крышей) также делали роскошный салон из натурального букового шпона и вяза, а также высококачественной натуральной кожи. Под капотом у купе для США стоял мотор V6 мощнсотью 136 л.с. (в Европе 163 л.с.), а для Италии 2,4-литровый турбодизель R6 мощностью 129 л.с. с 5-ступенчатой МКП.
Выставочный автомобильный маршрут завершает концепт-кар Nuccio, созданный к столетию ателье Carrozzeria Bertone и представленный на женевском автосалоне 2012 года. К сожалению, Нуччо Бертоне его появления уже не застал – великий маэстро скончался в 1997 году. Футуристический автомобиль от последнего штатного дизайнера Майка Робинсона, названный «Нуччо» в память самого Бертоне, основанный на агрегатах Ferrari F430 с центральным мотором V8 мощностью 490 л.с. вобрал в себя всю историю кузовного ателье, но при этом уже по сложившейся традиции ателье он устремлен и в будущее, хотя в нем чууствуется перекличка и с концептом Stratos 0, созданным Марчелло Гандини в 1970-м, несмотря на падение спроса на кузовной «индпошив», нехватку специалистов высокой квалификации, конфликты с профсоюзом обуревавшие тогда знаменитое ателье.
Экспозиция включает еще одну интересную работу Bertone – симпатичный скутер Innocenti Lambretta Lui (по-итальянски «Он»). Дизайн для него создал Марчелло Гандини в 1968 году – по его задумке, именно так должно было выглядеть транспортное средство для молодежи в новую эру, когда ее голос в мировом сообществе начинал звучать все сильнее. Модель (дебютировавшая 28 мая) в версиях Luna (50 см3), Vega и Cometa (75 см3), ломала стереотип мотороллера, сложившийся под влиянием сверхпопулярной модели Vespa. Фирма Innocenti вознамерилась разрушить этот стереотип, и амбиции Гандини для этих целей подошли как нельзя лучше. Однако несмотря на передовой дизайн коммерческого успеха модель (в ныне модном стиле ню – авт.) не снискала, из-за отсутствия запасного колеса, крепления для ветрового щитка и вешалки для сумочки. Не помогла и низкая цена, так как модель просто опередила свое время (выглядит как садись и поезжай – авт.). На вставке показан личный скутер дочери Нуччо Бертоне – Мари-Жанн Бертоне. Всего было произведено 37 614 таких скутеров.
Часть экспозиции посвящена пребыванию Нуччо Бертоне в Москве на выставке «Автотехника – Италия-79». Для СССР это событие оказалось знаковым, настоящим мини-автосалоном «фуори-серие» – несерийных моделей, главное назначение которых – демонстрировать исключительные возможности и безграничную фантазию итальянских кузовостроительных фирм. В рамках выставки господин Бертоне выступил с докладом «Автомобиль и дизайн. Причины успеха итальянских автомобилей на международных рынках» и дал интервью знаменитому советскому автомобильному журналисту и историку Льву Шугурову.
Экспозиция включает ряд рисунков и фотографий, предоставленных Государственным архивом Италии и историческим архивом Bertone. Например, наброски, сопровождавшие новые модели на презентациях, и проектные чертежи. Есть и несколько экспонатов, связанных с автоспортивными мероприятиями, для участия в которых ателье Bertone подготовило несколько успешнейших моделей, включая легендарную Lancia Stratos.
Дизайн не ограничивается внешностью автомобиля, он важен во всех сферах. Поклонники автоспорта могут увидеть гоночные комбинезоны, в которые пилоты Сандро Мунари и Иарко Мануччи одержали в ралли Монтекарло на легендарной Lancia Stratos работы Гандини и комбинезон Джорджо Пьянта, одержавшего несколько побед на Fiat 131 Abarth, дизайн которого разработало ателье Bertone.
Завершают экспозицию несколько рисунков, предоставленных Государственным архивом Италии и историческим архивом Bertone. В том числе наброски, сопровождавшие новые модели на презентациях, и проектные чертежи. Есть и несколько экспонатов, связанных с автоспортивными мероприятиями, для участия в которых ателье Bertone подготовило несколько успешнейших моделей, включая легендарную Lancia Stratos.
P.S. И все же жаль, что на такой представительной выставке не было в живую таких знаковых для ателье Bertone, итальянского, да и мирового автопрома моделей как культовые Lancia Stratos и Fiat 131 Abarth, а также среднемоторного купе-тарга Fiat X1/9, составившего целую эпоху в сегменте дорожно-спортивных автомобилей.
P.P.S. Мне и самому пришлось достаточно тесно взаимодействовать с одним из изделий Bertone – поработал в конце 90-х водителем на служебном седане Daewoo Espero, созданном на платформе Opel Ascona – дизайн машины для конца прошлого века был в числе самых передовых и заметно выделял ее в тогда еще не слишком иномарочном столичном транспортном потоке.
Следите за новостями на портале www.rim3.ru
Загрузка