29 января 2019
В 1886 году Карл Бенц запатентовал первый в мире автомобиль – Benz Patent-Motorwagen
Первая запатентованная по всем правилам самобеглая коляска Benz Patent-Motorwagen – предок всех современных автомобилей
Таким образом, официально был оформлен приоритет Германии (о чем она тогда и не подозревала) в деле автомобилестроения (первенство, надо сказать, сохраняется земляками К.Бенца до сих пор). Первый автомобиль с двигателем внутреннего сгорания не имел нормального переднего управляемого моста, т.к. Карл Бенц затруднился создать таковой, а располагал лишь единственным поворотным колесом без подвески, что дополнительно роднит первый автомобиль с его прародителем – велосипедом.Крутящий момент от двигателя передавался как на тогдашних станках – ремнем и шкивами. Медная «кастрюля» над мотором – верхний бачок карбюратора, он же и основной бензобак
Двигатель был одноцилиндровым четырехтактным (объемом 954 см3) мощностью 2/3 л.с. при 250 об/мин (в наши дни выяснили, что он развивал 0,9 л.с. при 400 мин–1) с большим горизонтальным маховиком, который, кстати, служил также и пусковым устройством (раскручивался прямо руками) и весил 100 кг, но уже бензиновым, пусть и с самым примитивным распылительным карбюратором, верхний 4,5-литровый медный бачок которого также служил и топливным баком, т.е. дозаправлять коляску Бенца надо было очень часто и небезопасно. Смазка двигателя при этом была примитивного капельного типа, но зато использовался тарельчатый толкатель вертикального выпускного клапана, известный и поныне. Максимальнач скорость Benz Patent-Motorwagen составляла 16 км/ч.Горизонтальный маховик не только помогал двигателю, но по замыслу создателя повышал устойчивость на дороге
Путь к собственному автомобилю был начал Карлом Бенцем издалека – в 1879 году он сначала создал бензиновый (!) двигатель внутреннего сгорания (на основе разработок инженера Николауса Отто), что само по себе уже было новаторством, так как тогдашние ДВС от Ленуара до Отто работали на чем угодно (светильном газе, этиловом спирте и т.д. и т.п., но не на бензине, каковой считался слишком пожароопасным). После создания двигателя пришло время создать под него и транспортное средство. Кстати, заслуга Карла Бенца перед его современником и соперником Готлибом Даймлером, лишь несколькими месяцами позже запатентовавшем свой 4-колесный автомобиль с ДВС, в том, что Бенц создал для автомобиля именно специальную конструкцию, а не приспособил конный экипаж.Для запуска мотора Benz Patent-Motorwagen надо было прокрутить руками его маховик, что, впрочем, было несложно из-за малой степени сжатия в цилиндре
Образец автомобиля был готов в октябре 1885 года и испытывался со всеми предосторожностями (как ради спокойствия горожан, так и с целью предотвращения кражи интеллектуальной собственности) в окрестностях родного города Бенца – Мангейма. Наконец, 29 января 1886 года Карл Бенц получил патент и начал испытывать свой самобеглый аппарат уже публично, правда, не без проблем, так как глушитель еще не изобрели (он появится 11 лет спустя и в Америке) и шум от выхлопов мотора был по тем временам пугающим и обывателей, и что хуже, лошадей. Рассказывают о случае, когда автомобиль Бенца таким образом испугал лошадь соседа-колбасника, которая понесла вместе с телегой, разбросав в грязь весь деликатный товар. Бенц был вынужден выкупить у колбасника весь его испорченный товар, но позже отомстил соседушке, продав ему же один из своих первых серийных автомобилей. Кстати, его первый автомобиль оценивался в 600 тогдашних золотых марок.Фрау Берта Бенц с дочерями Кларой и Элен за штурвалом Benz Patent-Motorwagen №3
В 1889 году Бенц создал модель №3, которую показал на всемирной выставке в Париже (это, кстати, на той самой выставке, ради которой и была построена знаменитая Эйфелева башня). Так, что автомобиль и Эйфелева башня, так сказать, практически ровесники. Автомобиль сначала приобрел поклонников во Франции, что неудивительно ввиду отличной инженерной школы двигателистов, развитой промышленности, ну и, конечно, более демократичных республиканских нравов, наличия прослойки бездельничающих рантье (и примкнувших к ним спекулянтов и прочих более-менее темных полусветских деятелей) падких на технические диковины, да и хорошая площадка для поездок имелась под Парижем в виде Булонского леса с его аллеями, где можно было и чужих лошадей не пугать и себя так сказать показать, впрочем, вскоре все улицы Парижа же заполнились моторными экипажами, что уже в 1890-х принесло ему славу мировой столицы автомобилизма. Эпоха трехколесных Бенцев длилась до 1893 года, когда Карл Бенц, наконец, справился с конструкцией передних управляемых колес и создал 4-колесную модель Benz Victoria.Сам уже престарелый Карл Бенц за штурвалом своего первенца перед передачей его в музей в 1906 году (на заднем плане его жена Берта Бенц – первая в мире автотуристка)
Двадцать лет спустя, т.е. в 1906 году Карл Бенц передал свой первый автомобиль Benz Patent-Motorwagen в музей Мюнхена, где он и пребывает по сей день под стеклянным колпаком в разделе транспорта.Подлинный первый Benz Patent-Motorwagen спрятан под стеклянный колпак в транспортном разделе музея Мюнхена
К 50-летнему юбилею первого автомобиля (все историческое значение первенца уже было осознано в полной мере, да к тому же поддержано всей мощью пропаганды Третьего Рейха) были построены три его реплики для музеев Mercedes-Benz, Технического музея в Вене и Музея транспорта в Дрездене.Реплика Benz Patent-Motorwagen из партии в 150 ед. воссозданных в начале 21 века
В 2003–2004 гг. было выпущено еще 150 реплик Benz Patent-Motorwagen. В наши дни Benz Patent-Motorwagen можно считать одной из самых известных ранних моделей автомобиля, ведь практически ни одна книга или энциклопедия по истории хоть автомобиля, хоть техники вообще, не может обойтись без его изображения. Так, что с учетом печатной продукции, а также всей прочей атрибутики (почтовые марки, масштабные модели, брелки и т.д.и т.п.) именно Benz Patent-Motorwagen можно считать самой культовой моделью эпохи начала автомобилизации. Кстати, французы и австрийцы пытались оспаривать приоритет немцев в создании автомобиля с бензиновым ДВС (первые утверждали, что сделали его еще в 1884 году, а вторые, вообще, в 1875 году – т.н. «автомобиль Маркуса»), однако, для истории техники имеет значение именно грамотно оформленный патент, а также процесс непрерывного развития данного вида техники, начиная с конкретного образца – вот именно этим параментам Benz Patent-Motorwagen соответствует в полной мере.
|
В Музее транспорта Москвы прошла реставрация микролитражки «Запорожец» в инвалидной версии ЗАЗ-966ВБ2
12.02.2025
Новейшее судно-автовоз «BYD SHENZHEN» стало самым экологически чистым судном типа RO-RO в мире
17.01.2025
«Автомобилем года» в Старом Свете во второй раз подряд стала модель бренда Renault
10.01.2025
Редакция портала автомобилистов «Третий Рим» поздравляет своих читателей с наступающим 2025 годом!
30.12.2024
39-й американский президент Джимми Картер, сыгравший ключевую роль в снижении выбросов автомобилей, обеспечении безопасности и спасении Chrysler, скончался в возрасте 100 лет
30.12.2024
На ежегодной пресс-конференции Президенту Путину на экране был задан вопрос о написании названия внедорожника УАЗ Патриот
19.12.2024
В ЦВК Экспоцентр на Красной Пресне 10-13 декабря совместно проходят автосалоны грузовиков и автобусов
10.12.2024