Главная
Сегодня 133-й день рождения автомобиля

Сегодня 133-й день рождения автомобиля

Сегодня 133-й день рождения автомобиля

29 Января 2019


В 1886 году Карл Бенц запатентовал первый в мире автомобиль – Benz Patent-Motorwagen


автор

Александр Климнов, фото autowp.ru и wikipedia.ru


Сегодня 29 января у автомобиля – 133-е именины. Именно в этот день в далеком-предалеком 1886 году немецкий инженер Карл Бенц (1844-1929 гг.) юридически защитил свою трехколесную самобеглую коляску, вошедшую в историю как Benz Patent-Motorwagen патентом Германской империи за номером № DRP-37435.
autowp.jpg

Первая запатентованная по всем правилам самобеглая коляска Benz Patent-Motorwagen – предок всех современных автомобилей

Таким образом, официально был оформлен приоритет Германии (о чем она тогда и не подозревала) в деле автомобилестроения (первенство, надо сказать, сохраняется земляками К.Бенца до сих пор). Первый автомобиль с двигателем внутреннего сгорания не имел нормального переднего управляемого моста, т.к. Карл Бенц затруднился создать таковой, а располагал лишь единственным поворотным колесом без подвески, что дополнительно роднит первый автомобиль с его прародителем – велосипедом.
 Кстати, ряд комплектующих Бенц закупил у известной велосипедной фирмы Adler (потом она, кстати, тоже выпускала автомобили и в 1930-х вошла в состав концерна Auto Union). Кроме того, у автомобиля Бенца не было коробки передач, так как роль таковой, а также механизма сцепления выполняла ременная передача со шкивом холостого хода, но дифференциал в трансмиссии все же присутствовал. Среди других конструктивных особенностей первого авто в мире значатся: водяная испарительная система охлаждения, электрическое зажигание от гальванической батареи и спаянная из труб рама велосипедного типа (тогда трехколесные велосипеды были как раз в чести).
benz_patent_motorwagen_4.jpg

Крутящий момент от двигателя передавался как на тогдашних станках – ремнем и шкивами. Медная «кастрюля» над мотором – верхний бачок карбюратора, он же и основной бензобак

  Двигатель был одноцилиндровым четырехтактным (объемом 954 см3) мощностью 2/3 л.с. при 250 об/мин (в наши дни выяснили, что он развивал 0,9 л.с. при 400 мин–1) с большим горизонтальным маховиком, который, кстати, служил также и пусковым устройством (раскручивался прямо руками) и весил 100 кг, но уже бензиновым, пусть и с самым примитивным распылительным карбюратором, верхний 4,5-литровый медный бачок которого также служил и топливным баком, т.е. дозаправлять коляску Бенца надо было очень часто и небезопасно. Смазка двигателя при этом была примитивного капельного типа, но зато использовался тарельчатый толкатель вертикального выпускного клапана, известный и поныне. Максимальнач скорость Benz Patent-Motorwagen составляла 16 км/ч.
benz_patent_motorwagen_6.jpg

Горизонтальный маховик не только помогал двигателю, но по замыслу создателя повышал устойчивость на дороге

Путь к собственному автомобилю был начал Карлом Бенцем издалека – в 1879 году он сначала создал бензиновый (!) двигатель внутреннего сгорания (на основе разработок инженера Николауса Отто), что само по себе уже было новаторством, так как тогдашние ДВС от Ленуара до Отто работали на чем угодно (светильном газе, этиловом спирте и т.д. и т.п., но не на бензине, каковой считался слишком пожароопасным). После создания двигателя пришло время создать под него и транспортное средство. Кстати, заслуга Карла Бенца перед его современником и соперником Готлибом Даймлером, лишь несколькими месяцами позже запатентовавшем свой 4-колесный автомобиль с ДВС, в том, что Бенц создал для автомобиля именно специальную конструкцию, а не приспособил конный экипаж.
benz_patent_motorwagen.jpg

Для запуска мотора Benz Patent-Motorwagen надо было прокрутить руками его маховик, что, впрочем, было несложно из-за малой степени сжатия в цилиндре

Образец автомобиля был готов в октябре 1885 года и испытывался со всеми предосторожностями (как ради спокойствия горожан, так и с целью предотвращения кражи интеллектуальной собственности) в окрестностях родного города Бенца – Мангейма. Наконец, 29 января 1886 года Карл Бенц получил патент и начал испытывать свой самобеглый аппарат уже публично, правда, не без проблем, так как глушитель еще не изобрели (он появится 11 лет спустя и в Америке) и шум от выхлопов мотора был по тем временам пугающим и обывателей, и что хуже, лошадей. Рассказывают о случае, когда автомобиль Бенца таким образом испугал лошадь соседа-колбасника, которая понесла вместе с телегой, разбросав в грязь весь деликатный товар. Бенц был вынужден выкупить у колбасника весь его испорченный товар, но позже отомстил соседушке, продав ему же один из своих первых серийных автомобилей. Кстати, его первый автомобиль оценивался в 600 тогдашних золотых марок.
Но вернемся к Patent-Motorwagen – газеты того времени писали также о первом публичном выезде за пределы Мангейма на Рингштрассе, и все же для сколько-нибудь нормальной эксплуатации первый экземпляр автомобиля не годился совершенно. В 1887 году была создана модернизированная модель №2, которую с 1888 года уже предлагали на продажу, впрочем, сперва безуспешно, но прогоравшее дело мужа, буквально спасла отважная супруга Карла Бенца – Берта Бенц, которая предприняла в августе того же года с двумя сыновьями-подростками поездку из Мангейма в Пфорцхайм (104 км туда и 90 км обратно) к родственникам. Впрочем, этот исторический пробег требует отдельной статьи.
Benz-Patent-Motorwagen-mit-Thilde,-Clara-und-Ellen-Benz.jpg

Фрау Берта Бенц с дочерями Кларой и Элен за штурвалом Benz Patent-Motorwagen №3

В 1889 году Бенц создал модель №3, которую показал на всемирной выставке в Париже (это, кстати, на той самой выставке, ради которой и была построена знаменитая Эйфелева башня). Так, что автомобиль и Эйфелева башня, так сказать, практически ровесники. Автомобиль сначала приобрел поклонников во Франции, что неудивительно ввиду отличной инженерной школы двигателистов, развитой промышленности, ну и, конечно, более демократичных республиканских нравов, наличия прослойки бездельничающих рантье (и примкнувших к ним спекулянтов и прочих более-менее темных полусветских деятелей) падких на технические диковины, да и хорошая площадка для поездок имелась под Парижем в виде Булонского леса с его аллеями, где можно было и чужих лошадей не пугать и себя так сказать показать, впрочем, вскоре все улицы Парижа же заполнились моторными экипажами, что уже в 1890-х принесло ему славу мировой столицы автомобилизма. Эпоха трехколесных Бенцев длилась до 1893 года, когда Карл Бенц, наконец, справился с конструкцией передних управляемых колес и создал 4-колесную модель Benz Victoria.
За все время производства трехколесных Benz Patent-Motorwagen было создано 25 таких машин, каждая из которых отличалась от других, так как каждый раз создавалась под конкретного клиента.
Patentmotorwagen_mit_Benz.jpg

Сам уже престарелый Карл Бенц за штурвалом своего первенца перед передачей его в музей в 1906 году (на заднем плане его жена Берта Бенц – первая в мире автотуристка) 

Двадцать лет спустя, т.е. в 1906 году Карл Бенц передал свой первый автомобиль Benz Patent-Motorwagen в музей Мюнхена, где он и пребывает по сей день под стеклянным колпаком в разделе транспорта.
Benz_Patent-Motorwagen_Nummer_1_(D.M.jpg

Подлинный первый Benz Patent-Motorwagen спрятан под стеклянный колпак в транспортном разделе музея Мюнхена

К 50-летнему юбилею первого автомобиля (все историческое значение первенца уже было осознано в полной мере, да к тому же поддержано всей мощью пропаганды Третьего Рейха) были построены три его реплики для музеев Mercedes-Benz, Технического музея в Вене и Музея транспорта в Дрездене.
benz_patent_motorwagen_7.jpg

Реплика Benz Patent-Motorwagen из партии в 150 ед. воссозданных в начале 21 века 

В 2003–2004 гг. было выпущено еще 150 реплик Benz Patent-Motorwagen. В наши дни Benz Patent-Motorwagen можно считать одной из самых известных ранних моделей автомобиля, ведь практически ни одна книга или энциклопедия по истории хоть автомобиля, хоть техники вообще, не может обойтись без его изображения. Так, что с учетом печатной продукции, а также всей прочей атрибутики (почтовые марки, масштабные модели, брелки и т.д.и т.п.) именно Benz Patent-Motorwagen можно считать самой культовой моделью эпохи начала автомобилизации. Кстати, французы и австрийцы пытались оспаривать приоритет немцев в создании автомобиля с бензиновым ДВС (первые утверждали, что сделали его еще в 1884 году, а вторые, вообще, в 1875 году – т.н. «автомобиль Маркуса»), однако, для истории техники имеет значение именно грамотно оформленный патент, а также процесс непрерывного развития данного вида техники, начиная с конкретного образца – вот именно этим параментам Benz Patent-Motorwagen соответствует в полной мере.

P.S. Карл Бенц и другой основоположник автомобильной промышленности Готлиб Даймлер, творившие будущее всего в 130 км (последний в Мариенфельде) друг от друга, так в реальной жизни никогда не встретились – еще один характерный показатель, почему Германия, изобретя автомобиль, потому выпустила пальму первенства в его развитии. Лишь в 1926 году Карл Бенц фактически уступил права на свою фирму сыну Г. Даймлера Паулю Даймлеру, который организовал существующий и сегодня концерн, долгое время называвшийся Daimler-Benz (ныне просто Daimler AG).    


Подписаться

Подписаться бесплатно.

ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

  • Комментарии
Загрузка комментариев...

Феррари и Мерседес отзывают из-за вылетащих стекол

Феррари и Мерседес отзывают из-за вылетащих стекол

Культовые бренды Ferrari и Mercedes-Benz начали отзывные кампании из-за дефектного крепления стекол, а Mercedes также из-за коротящей «звезды» на решетке радиатора

23.10.2020

ВАЗ выбрал для будущей новинки название LADA Alta

ВАЗ выбрал для будущей новинки название LADA Alta

В сети появился первый независимый рендер нового кроссовера LADA

21.09.2020

ГУМ-Авторалли 2020 года посвятили юбилею ВАЗ-2101 «Жигули»

ГУМ-Авторалли 2020 года посвятили юбилею ВАЗ-2101 «Жигули»

Ретроралли ГУМа посвятили 50-летию «Жигулей»

17.09.2020

На «Армии-2020» показали скоростную амфибию «Дрозд»

На «Армии-2020» показали скоростную амфибию «Дрозд»

Амфибия «Дрозд» развивает 100 км/ч на суше и 70 км/ч на воде

31.08.2020

Московский автосалон 2020 года – несостоявшиеся премьеры

Московский автосалон 2020 года – несостоявшиеся премьеры

На MMAC-2020 должны были представить полдюжины новинок для российского рынка

27.08.2020

Московский троллейбус ушел на пенсию

Московский троллейбус ушел на пенсию

Троллейбусное движение в столице просуществовало около 87 лет  

25.08.2020

Самый «зеленый» катафалк в мире англичане и немцы выпустят на базе Tesla Model S

Самый «зеленый» катафалк в мире англичане и немцы выпустят на базе Tesla Model S

Английский бодибилдер Coleman Milne создал электрокатафалк на базе американского электромобиля

21.08.2020

Возврат к списку