Сергей Собянин открыл на ВДНХ выставку истории марки «Москвич» и завода АЗЛК

Сергей Собянин открыл на ВДНХ выставку истории марки «Москвич» и завода АЗЛК

18 мая 2021


На ВДНХ в павильоне «Транспорт» открылась экспозиция «Мечта москвича», посвященная истории автомобильной марки «Москвич» и завода АЗЛК


автор

Александр Климнов, фото mos.ru


В Международный день музеев 18 мая Мэр Москвы Сергей Собянин открыл (фото на заставке) на ВДНХ Музей транспорта Москвы в историческом 26-м павильоне ВДНХ «Транспорт СССР». Кроме того, для посетителей была открыта новая экспозиция павильона «Цветоводство и озеленение».
463927.jpg
Во время посещения ВДНХ мэр сказал: «Сегодня мы открываем сразу два музея. Первый это Музей транспорта. Первая экспозиция посвящена историческому заводу АЗЛК и «Москвичу», который стал, по сути дела, основой всей автомобильной промышленности страны, и москвичи могут гордиться тем, что на их территории существовал такой прекрасный завод. И площадка «Москвича» сегодня также продолжает работать на автомобилестроение и на высокие технологии. Здесь, конечно, можно увидеть уникальные образцы техники, образцы автомобилестроения».

Выбор автомобиля «Москвич» в качестве главного героя первой выставки «Мечта москвича» неслучаен. Построенный в 1929 году столичный автозавод «Москвич» (тогда КИМ – авт.) стал первым в истории страны, предназначенным для выпуска массового народного автомобиля.

Экспозиция «Мечта москвича»
Экспозиция «Мечта москвича» заняла четыре зала павильона № 26 общей площадью две тысячи квадратных метров.
2(40487).jpg
Сергей Собянин сказал: «Приглашаю всех москвичей. Я думаю, что это будет интересная прогулка, интересное посещение ВДНХ и Музея транспорта, который приобрел здесь свое прекрасное помещение, впервые отреставрированное за последние десятки лет».
Zastavka_1.jpg
Посетителям покажут 30 экспонатов и более 300 других артефактов из коллекций Музея транспорта Москвы (включая переданное ему собрание заводского музея АЗЛК – бывшей «летающей тарелки» – авт.), Политехнического музея (пока еще на капитальном ремонте – авт.) и частных собраний. Среди них есть и такие уникальные и редкие как, например: первая послевоенная модель «Москвич-400», сошедшая с конвейера в 1947 году; «Москвич-422» (народное прозвище «Буратино») 1954 года – развозной фургон с деревянным каркасом кузова [на коммерческом шасси МЗМА-400-420К – авт.]; миллионный автомобиль, сошедший с конвейера завода в 1967 году – «Москвич-408», бывший наиболее популярной моделью 1960-х (в том числе и на экспортных рынках, куда отправлялось до 55% произведенных в Москве малолитражек – авт.); оригинальный макет автомобиля Moskvich (1:5), выполненный фирмой Раймонда Лоуи и привезенный из США в 1974–1975 годах; гоночный двигатель ГД-1, созданный советскими инженерами для планировавшегося участия советской команды в «Формуле-1»; макеты перспективных моделей конца 1990-х годов; личные вещи главного конструктора завода Александра Андронова, переданные его сыном; архив документов (дорожные легенды, карты маршрутов, плакаты, статьи в СМИ и прочее) автомобильного ралли имени космонавта Волкова за 1971–1973 годы; наградная ваза призеру ралли «Москвич» с портретом Владимира Ленина и другие.

В зале главной экспозиции посетителям представят кадры-инсталляции советских фильмов «Сердца четырех» (1941, режиссер Константин Юдин), «Осторожно, бабушка!» (1960, режиссер Надежда Кошеверова), «Зеленый огонек» (1964, режиссер Виллен Азаров), «Бриллиантовая рука» (1968, режиссер Леонид Гайдай) и «Москва слезам не верит» (1979, режиссер Владимир Меньшов).
6(26238).jpg
Через призму исторических кинолент здесь выставлены шесть моделей «Москвича», включая «Москвич-408» («Москвич» – новая модель шефа) из «Бриллиантовой руки».
Желающие даже сами смогут сняться в одном из эпизодов в инсталляции съемочной площадки фильма «Зеленый огонек», а потом разместить видео со своим участием в социальных сетях.

Детям предназначен мультфильм, повествующий о процессе создания автомобиля: от задумки прототипа до финальных испытаний, а также познакомиться с электромобилем «Москвич» и узнать как знаменитая машина связана с «кока-колой».

Сердцем выставки стал зал истории завода АЗЛК, где гостю предоставляется возможность найти в картотеке чертежи, фотографии и книги о «Москвиче». В зале собрана история предприятия и наиболее видных сотрудников, которые оставили после себя важное инженерное и дизайнерское наследие. Так, большое внимание уделено биографии главного конструктора «Москвича» Александра Андронова. В годы его работы завод был ведущим в СССР производителем легковых автомобилей, поставщиком продукции на рынки более 40 стран мира и участником автомобильных ралли мирового уровня.
9(22649).jpg
В зале также выставлена уникальная серия черно-белых снимков фотографа ТАСС Валентина Хухлаева, чья репортажная съемка запечатлела трудовые будни АЗЛК.
7(25056).jpg
В зале «Ралли» размещена объемная карта с отметками маршрутов двух международных ралли-марафонов, в которых принимал участие «Москвич»: Лондон – Мехико и Лондон – Сидней. Рядом с двумя гоночными болидами можно увидеть уникальный экспонат – двигатель ГД-1, созданный советскими инженерами для планировавшегося участия советской команды в чемпионате «Формула-1».

В зале «Прототипы» представлен разработанной в 1985–1992 годах прототип модели седана «Москвич Истра», передовая комплектация которого впечатляет даже в 21-м веке.

Последняя часть выставки – зал «Солнце», посвящена печальному периоду: закату автомобильной марки «Москвич» и угасанию завода на фоне исторических событий, связанных с распадом СССР. Финальное испытание становится для «Москвича» последним – как и для главного героя фильма «Игла» (1988, режиссер Рашид Нугманов).

Для посетителей организован бесплатный трансфер от станции метро «ВДНХ» до парковки «Москвариума» (расположена недалеко от павильона № 26), который организован Мосгортрансом. Современные микроавтобусы оформлены в стиле выставки «Мечта москвича». Поездка занимает 15–20 минут. Информация о трансфере есть на сайте Музея транспорта Москвы и на странице павильона на сайте ВДНХ.


К сентябрю 2021 года планируется начать просветительские программы для детей и взрослых и открыть детскую студию автомобильного дизайна.
Выставка будет работать в течение года, а затем ее сменит другая экспозиция, посвященная транспорту Москвы.

Мэр Москвы отметил, что ВДНХ продолжает развиваться. В этом году будет открыто сразу 15 новых общественных пространств.

Он добавил: «Вообще на ВДНХ создается целый кластер транспортных музеев. Это музей «Российских железных дорог», музей современного транспорта и спортивных машин, который строится рядом, это музей гаража особого назначения – то есть такой большой автомобильный кластер на ВДНХ».
АЗЛК произвел более пяти миллионов автомобилей

Справка: с 1930 по 1939 год предприятие называлось Московский автосборочный завод имени Коммунистического интернационала молодежи (КИМ) [занималось сборкой из американских деталей легковых машин Ford-A и полуторок Ford-AA (позже ГАЗ-АА)], с 1939 года до Великой Отечественной войны – Московский автомобильный завод имени КИМ [в 1940-41 гг. выпустило партию из 498 малолитражек КИМ-10-50 и КИМ-10-51], с 1945 по 1968 год – Московский завод малолитражных автомобилей (ЗМА, или МЗМА) [выпуск малолитражек «Москвич» от МЗМА-400 до МЗМА-408], с 1968 по 1992 год — автомобильный завод имени Ленинского комсомола (АЗЛК) [модели от АЗЛК-412 до АЗЛК-2141], с 1992 по 2010 год – ОАО «Москвич» [реально в 1992-2001 гг. выпускались модели марки «Москвич» «Святогор», «Князь Владимир», «Иван Калита», «Пикап»].

Предприятие АЗЛК можно по праву назвать новатором отечественного автопрома легковых автомобилей: так, именно оно открыло для советских автомобилей массовый экспорт, международный автоспорт, контакты с зарубежными дизайн-студиями и инженерными бюро. Опыт АЗЛК помог становлению АВТОВАЗа, ЗАЗа и СеАЗа. За время своего существования АЗЛК выпустил более пяти миллионов легковых автомобилей. В лучшие годы (в 1980-х – авт.) на заводе трудились свыше 30 тысяч человек.
1.jpg
Мэр Москвы также пообщался с бывшими сотрудниками легендарного завода: Он отметил: «Вам спасибо огромное, конечно, за большую работу, творческую деятельность, которую вы вели в свое время. Вы можете гордиться тем, что вы делали. Действительно было удивительное производство, действительно был народный автомобиль, и вообще сам завод был, по сути дела, прародителем и «Жигулей», и всех других машин – «Оки», «Запорожца» и так далее. Если бы вашего завода не было, не было бы линейки массового автомобиля».

Музей транспорта Москвы
Музей транспорта Москвы был основан в 2003 году как музей ретроавтомобилей. Сегодня это самостоятельное подразделение городского Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры.
5(28186).jpg
Его выставочные площадки находятся на ВДНХ и Северном речном вокзале, где размещена инсталляция «Природа на остановке», посвященная экологии транспорта. В 2023 году музей планирует открыть постоянную экспозицию (собрание ретроавтомобилей и другой транспортной техники), которая разместится в здании гаража Мельникова на Новорязанской улице.
8(22260).jpg
Фонды музея хранят более 250 экземпляров легковых и грузовых автомобилей, такси, автобусов, троллейбусов, машин городских служб, легендарные полуторки и трехтонки, вело- и мототехнику. В настоящее время на Сокольническом вагоноремонтно-строительном заводе (СВАРЗ) и в депо Московского метрополитена проходит реставрация части этой техники.
3(33892).jpg
В 2020–2021 годах по поручению Сергея Собянина была проведена комплексная реставрация фасадов павильона №26 (построен в 1937-40 гг. еще в составе ВСХВ, после чего неоднократно менял выставочный профиль, а в 1990-х стал, вообще, промтоварным рынком – авт.) благодаря которой ему вернули исторический облик.

P.S. Про интереснейшую и, к сожалению, печально оборвавшуюся судьбу АЗЛК можно говорить много – как раз нынешней осенью настанет 20 лет с момента фактического прекращения производства автомобилей «Москвич». Хорошо, хотя бы, что память об этих знаменитых в свое время машинах, ставших частью истории страны и народа достаточно бережно сохраняется и теперь экспозиция бывшего заводского музея (и прочих экспозиций) демонстрируется на ВДНХ, а в будущем получит свой постоянный дом на Новорязанской улице.

Следите за новостями на портале www.rim3.ru

Загрузка

Подписаться

Подписаться бесплатно.


  • Комментарии
Загрузка комментариев...

Культовый внедорожник Land Rover Defender никак не желает уходить со сцены

Культовый внедорожник Land Rover Defender никак не желает уходить со сцены

Land Rover предложил дорогие рестомоды на базе классического Defender

29.08.2024

Kia Sportage V против Haval Jolion: битва титанов на отдельно взятом рынке… или поединок Давида и Голиафа?

Kia Sportage V против Haval Jolion: битва титанов на отдельно взятом рынке… или поединок Давида и Голиафа?

Полное руководство по выбору кроссовера с изрядной долей юмора…

16.08.2024

На российский рынок завезли 5-дверный внедорожник Suzuki Jimny

На российский рынок завезли 5-дверный внедорожник Suzuki Jimny

За новый индийский внедорожник Suzuki Jimny в 5-дверном кузове просят 4,5 миллиона рублей

14.08.2024

Электромотоцикл AURUS Merlon продемонстрировали на выставке «Мотолегенды»

Электромотоцикл AURUS Merlon продемонстрировали на выставке «Мотолегенды»

В Музее ГОН на ВДНХ можно ознакомиться с электросупербайком AURUS Merlon

31.07.2024

«ГАЗель» дожила до 30-летнего юбилея

«ГАЗель» дожила до 30-летнего юбилея

В июле 1994 года с конвейера ГАЗа начал сходить самый популярный российский коммерческий автомобиль «ГАЗель»

23.07.2024

На День Московского транспорта 2024 пришло рекордное количество посетителей

На День Московского транспорта 2024 пришло рекордное количество посетителей

В общегородском празднике Московского транспорта приняли участие около 200 тысяч человек

15.07.2024

Выставка «ЭлектроТранс-2024» стала площадкой для показа новой техники для городов

Выставка «ЭлектроТранс-2024» стала площадкой для показа новой техники для городов

На выставке «ЭлектроТранс-2024» показали современные образцы электромобилей, автобусов, электробусов и троллейбусов

02.07.2024

Возврат к списку