Советские автомобили и мотоциклы все еще составляют 1/18 от российского парка ТС

Советские автомобили и мотоциклы все еще составляют 1/18 от российского парка ТС

28 декабря 2020


Парк автомобилей и мотоциклов, выпущенных при СССР все еще составляет 4,5 млн


автор

Александр Климнов, фото автора


В минувшую субботу – 26 декабря, исполнилось 29 лет со дня распада СССР. Для многих россиян это день траура по великой стране, но для кого-то и ничего не значащее событие. Однако, здесь речь пойдет не о политике – просто есть повод точно определить сколько же еще транспортных средств, произведенных в советское время, все еще числятся (именно значатся, а не эксплуатируются – авт.) в автомобильном и мотоциклетном парках нашей страны. Так, из 50,08 млн (по скорректированным данным ООО «Автостат Инфо») зарегистрированных в стране единиц автотехники 5,5% произведены до 1992 года, т.е. еще во времена СССР.
LADA_1500.jpg
В физических единицах по состоянию на 1 июля 2020 года это количество составляет 2,77 млн. Таким образом, каждое восемнадцатое транспортное средство в России, выпущено еще во времена СССР.

Среди грузовиков машин выпуска советского периода – 307,1 тыс. (11,9% от всего грузового парка) из которых только 42,5 тыс. (13,8%) иномарок, включая 19,2 тыс. грузовиков «большой европейской семерки» и 15,5 тыс. праворульных японцев (преимущественно 1991 года выпуска), ввезенных уже в более поздний период.
KAMAZ-5320.jpg
Из отечественных марок времен СССР львиная доля приходится на КАМАЗ (105,9 тыс.), ГАЗ (94,8 тыс.) и ЗИЛ (34,8 тыс.).
ZIL-4314.jpg
Так, например, один из самых массовых грузовиков советского периода ЗИЛ-130/-4314 выпуска до 1992 года, которые имеются в количестве 17,6 тыс. (из 63,3 тыс. грузовиков данной серии остающихся в парке), и до сих успешно трудятся в сельском хозяйстве, в том числе и, потому что продолжают попадать на рынок с армейского хранения.


Среди автобусов таковых долгожителей времен СССР 13% от всего парка, что эквивалентно 45,9 тыс. машин. Впрочем, они по закону уже не могут эксплуатироваться как коммерческие транспортные средства, но лишь как частные машины. Иномарок среди них – 8,13 тыс. (2,3%), причем, 7 тыс. из них приходится на самые массовые европейские марки (MAN, Neoplan, Mercedes-Benz, Setra, Scania, Volvo), тогда как автобусов самой известной во времена СССР импортной венгерской марки Ikarus сохранилось лишь 117 ед.
Из советских марок наибольшее количество автобусов-ветеранов приходится на «Кубань» (на грузовом шасси ГАЗ-53А) с 30,3 тыс., КАвЗ с 4,1 тыс., ПАЗ с 2,25 тыс., а также ЛАЗ с 624 ед. и ЛиАЗ с 254 ед. Характерно, что сохраняющие и в наши дни достаточно высокие объемы производства, а значит и обновления парка марки ПАЗ и ЛиАЗ среди ветеранов ходят не в лидерах.
RAF-2203.jpg
А вот в парке легких коммерческих автомобилей (LCV) – «советских» лишь 3,4% или 122,1 тыс, что вполне объяснимо тем, что выпуск полуторки «Газель» начался лишь в 1994-м. Иномарок среди машин выпуска до 1992 года – 90,1% или 90,1 тыс. из которых лидируют Volkswagen с 28,2 тыс., Toyota с 19,4 тыс., Ford с 13,9 тыс., Mercedes-Benz с 8,8 тыс., Nissan с 4,7 тыс., а также Mitsubishi с 4,1 тыс. Среди советских марок лидируют УАЗ с 27 тыс., РАФ с 3,65 тыс., ЕрАЗ с 388 ед., но также и ГАЗ с 980 ед. «Газелей», что можно отнести лишь к неточностям при датировке года выпуска этой модели в органах ГИБДД.
VAZ-21011.jpg
Наименьшая же доля «советских» машин зафиксирована среди легковых автомобилей – всего 5,3%, хотя по физическому объему их больше всего – 2 млн 296,7 тыс. Иномарок в этом парке – почти треть (33,1%) или 759,2 тыс., а лидируют: Volkswagen со 156,2 тыс., Audi со 140,9 тыс., Opel с 85,1 тыс., Toyota с 64 тыс., Mercedes-Benz с 56,6 тыс. и Ford с 54,4 тыс. Из советских марок в лидерах, конечно, ВАЗ (LADA) с 1 млн 296,3 тыс., а за ним следуют АЗЛК («Москвич») со 118,6 тыс. (из которых почти 44 тыс. АЗЛК-2141 и 71,3 тыс. АЗЛК-412 и всего 1,5 тыс. АЗЛК-2140, что, определенно означает «приплюсованность» сюда большей части 412-х седанов ижевского производства), ЗАЗ с 31,2 тыс. (с 21 тыс. «Запорожцев»), УАЗ с 24,3 тыс. (, ГАЗ (преимущественно «Волга») с 23,4 тыс., Иж с 26,4 тыс. (с ,
Mercedes-Benz_W126.jpg
P.S. Относительно парка советских машин и мотоциклов приведу афоризм Козьмы Пруткова: если на клетке слона написано тигр – не верь глазам своим. Это я к тому что учетные данные ГИБДД по парку отличаются немалой инерцией и неточностью. Так зачастую в банке данных числятся машины или давным-давно перепроданные в другие регионы (в 1990-х и в начале 2000-х гражданами страны широко практиковалась так называемая «продажа по доверенности», позволявшая уходить от налогов и прочих сложностей при перепродаже машины на вторичном рынке), или с вообще не точно определенными годами выпуска. Из-за этого, например, в Центральном ФО (включая Москву и МО) до сих пор числятся 30,7 тыс. «Москвичей» выпуска до 1992 года.
AZLK-2137.jpg
Ну, а много ли мы видим в столице «Москвичей» вообще (включая и модели выпуска 1990-2000-х) даже не на улицах, но хотя бы во дворах? Вот то-то и оно! Разве что на выставках ретро-автомобилей и слетах любителей автотюнинга. 
Ural_M-66.jpg
P.P.S. Самая высокая концентрация советских олдтаймеров наблюдается в сегменте мотоциклов, достигая 70%, что составляет ~1,7 млн.
Насчет же столь высоких цифр по мототехнике Союзных времен скажу только, что если в начале 1990-х тяжелые машины марок «Урал» и «Днепр» составляли во многих малых городах и селах СССР зачастую половину, а то и более местного парка «номерных» частных ТС (т.е. мотоциклов с коляской и легковых машин), то сейчас встретить такой транспорт даже в самых глухих местах РФ – изрядная удача. Ведь в отличие от советских моторных лодок на подержанный советский мотоцикл новый импортный двигатель не воткнёшь! Так, что значительная часть советской мототехники просто-напросто догнивает себе по сараям и гаражам или давно разобрана на запчасти (за исключением счастливцев, попавших в разнообразные музеи – см. фото), продолжая при этом числиться в базе данных ГИБДД.
Jawa&Izh.jpg
Следите за новостями на портале www.rim3.ru 





Подписаться

Подписаться бесплатно.


  • Комментарии
Загрузка комментариев...

В Музее транспорта Москвы откроют архивно-библиотечный центр

В Музее транспорта Москвы откроют архивно-библиотечный центр

Кроме экспозиции транспорта в Музее транспорта Москвы будет и свой архивно-библиотечный центр с читальным залом

28.03.2024

ВАЗ занялся промышленным туризмом

ВАЗ занялся промышленным туризмом

Туристы в Тольятти теперь смогут посетить музей, сборочное производство и заводоуправление Волжского автозавода

14.03.2024

Поезд «Москва-2024» вышел на зеленую ветку столичного метро

Поезд «Москва-2024» вышел на зеленую ветку столичного метро

Сегодня на Замоскворецкой (зеленой) линии метро состоялся запуск новейшего поезда «Москва-2024»

11.03.2024

Поздравление с Международным Женским днём 8 марта

Поздравление с Международным Женским днём 8 марта

Редакция «Третий Рим» поздравляет всех женщин с Праздником Любви и Весны!  

08.03.2024

Поздравление с Днем защитника Отечества

23.02.2024

Льготный ввоз автомобилей в РФ продавцами-физлицами из стран ЕАЭС прикроют с 1 апреля 2024 года

Льготный ввоз автомобилей в РФ продавцами-физлицами из стран ЕАЭС прикроют с 1 апреля 2024 года

Правительство РФ с апреля взыщет «недоплаченные» продавцами-физлицами налоги и пошлины растаможенных в странах ЕАЭС легковушек через утильсбор

21.02.2024

 В Музее ГОН прошла презентация восстановленного советского междугородного автобуса ЗИЛ-127

В Музее ГОН прошла презентация восстановленного советского междугородного автобуса ЗИЛ-127

В Музее ГОН презентован второй ходовой экземпляр первого советского междугородного автобуса ЗИЛ-127

15.02.2024

Возврат к списку