Трансмашхолдинг представил новый дизайн водородного поезда
27 августа 2025
Трансмашхолдинг показал обновленный дизайн экстерьера перспективного водородного поезда
Александр Климнов, рендеры ТМХ
Трансмашхолдинг (ТМХ) показал обновленный дизайн экстерьера перспективного водородного поезда.
По сообщению пресс-службы ТМХ, через дизайн этого экологически чистого транспорта холдинг стремится донести до общества идею бережливого отношения к миру.
Шеф-дизайнер ТМХ Евгений Маслов заявил: «Основной целью, которую перед собой поставили дизайнеры при работе над новым поездом на водородных топливных элементах, было создание инновационного и динамичного образа, соответствующего принятой в ТМХ концепции "Бренд ДНК"».
Работа по созданию пассажирского поезда на водородных топливных элементах ведется в рамках соглашения РЖД, ТМХ, Росатома и правительства Сахалинской области, подписанного в 2019 году.
Ранний вариант дизайна водородного поезда
В июле 2024 года ТМХ показал макет первого водородного поезда, а в этом году замгендиректора РЖД Иван Колесников сообщил, что первые два поезда на водородном топливе планируется изготовить в 2026 году.
В мае этого года стало известно, что петербургский «Завод Электропульт» (входит в ГК «КСК») планирует в 2025 году инвестировать около 500 млн рублей в создание площадки по производству водородного привода.
Даже в первоначальном дизайне пульт управления водородным поездом напоминает космический корабль
В начале августа текущего года заместитель генерального директора ТМХ по развитию пассажирского транспорта Александр Лошманов сообщил, что первый кузов водородного поезда будет выпущен в сентябре.
Справка: водородный поезд проектируется в двух составностях – из двух головных вагонов с бустерной секцией, в которой будут размещены силовые установки, системы хранения водорода и накопители энергии, и из трех вагонов (два головных, промежуточный и бустерная секция).
Конструкция поезда предполагает сквозной проход через бустерную секцию, в которой помимо водородного и электрооборудования будут размещены санитарные блоки.
Запас хода водородного поезда будет зависеть от составности, скорости движения и температуры окружающей среды – на жаре и холоде он будет уменьшаться.
Для трехвагонного поезда запас хода составит 487 км на водороде и 40 км на накопителях энергии, а для двухвагонного – 725 км на водороде и 80 км на накопителях.
Тягу водородному поезду обеспечат топливные элементы с протонообменной мембраной (PEMFC), также известные как элементы с мембраной из полимерного электролита (PEM).
Они представляют собой тип топливных элементов, разрабатываемых в основном для транспортных средств, а так же для стационарных топливных элементов и портативных топливных элементов.
Их отличительными особенностями считаются более широкий диапазон температур эксплуатации (от 50 до 100 °C). При производстве топливных элементов планируется сотруд ничество с КНР.
В ближайшем будущем будет организовано производство топливных элементов в РФ, закупаться будут только мембраны PEM.
В водородном поезде внутри бустерного вагона будет расположена силовая установка с применением водородных топливных элементов.
Система хранения водородного топлива, вмещающая 230 кг сжатого водорода, будет размещена на крыше бустерного вагона.
Поезд разработан с учетом особенностей технологий перевозки и хранения водорода, учтены взрыво- и пожароопасность водородного топлива.
Первым регионом, в котором начнется эксплуатация подвижного состава на водородном топливе, станет Сахалин.
Здесь создан первый в стране Восточный водородный кластер и полигон.
Вырабатываемое здесь топливо будет использовано для обеспечения энергией отдаленных населенных пунктов и общественного транспорта.
Сейчас ведется работа по стандартизации бортовых и заправочных систем для применения в России.
Директор АНО «УК Восточный водородный кластер» Андрей Горбунов в интервью отраслевому журналу «Техника железных дорог» рассказал, что на Сахалине стоит прикладная задача по отработке технологии эксплуатации водородного поезда.
К моменту запуска состава в опытную эксплуатацию в 2026 году планируется создание инфраструктуры заправки и обслуживания поездов, которая будет создана партнером проекта – «Русатом Оверсиз».
Требования к техническому обслуживанию поездов на водородных топливных элементах будут существенно отличаться от требований к ТО дизельных поездов.
По этой причине для обслуживания водородной техники потребуются высококвалифицированные сотрудники новых специальностей.
Обучение специалистов по водородным технологиям уже началось в магистратуре по водородной энергетике Передовой инженерной школы Сахалинского государственного университета.
В сентябре 2024 года здесь начали обучение первые 10 студентов.
P.S. Вектор развития водородного топлива, ранее акцентированный на авто- и авиатранспорте, расширяется и в сторону ЖД-транспорта, который, во всяком случае, на пригородных пассажирских электропоездах (а также маневровых промышленных локомотивах) в перспективе может выступить реальной альтернативой нынешним весьма экологически грязным дизель-поездам и тепловозам. И хорошо, что разработки по этому перспективному направлению ведутся и в нашей стране, причем, невзирая на любые санкции.
Подписывайтесь на наш Тelegram-канал и следите за обновлениями! Подписаться.