ВАЗ-2101 признан англичанами главным автомобилем русских

ВАЗ-2101 признан англичанами главным автомобилем русских

7 августа 2020


LADA 1200 заняла достойное место среди автомобилей – национальных символов


автор

Александр Климнов, фото autocar и производителей


Старейший английский автомобильный журнал Autocar выбрал 15 моделей автомобилей – национальных героев XX века для стран, имеющих собственную автомобильную промышленность (среди 200 стран, имеющихся на планете).

Главным критерием отбора было наибольшее влияние данного автомобиля на общество. В ряде случаев это оказалось равно наибольшему международному успеху, а в иных стало символом поворотной точки перехода автопрома на качественно новый уровень. Но чаще всего это были перемены в обществе самих стран-производителей.

От России в сей рейтинг попал ВАЗ-2101, что, в общем-то, справедливо. Вот что пишут про него англичане: за пределами России (и бывшего СССР – авт.) данный автомобиль был более известен как Lada 1200, который стал родоначальником целой серии моделей, самой совершенной из которых стала Lada Riva (она же LADA 1600SL или ВАЗ-2107 – авт.). Все они были основаны на платформе Fiat 124 образца 1966 года, хотя и в сильно модифицированном для советского/российского рынка виде, и производились до 2012 года у себя на родине, а также собирались из CKD-комплектов украинскими ЗАЗом и ЛуАЗом, а кроме того в Египте, где модель LADA 2107 выпускали до 2014 года.
lada_1200.jpg
Когда Lada 1200 появилась в начале 1970-х годов на Западе, она рассматривалась как интересная диковинка, но позже стала своего рода символом «отсталости» соцлагеря в целом и СССР в частности, поскольку не могла угнаться за прогрессом остальной автоиндустрии. Впрочем, моральная устарелость классических моделей бренда LADA полностью игнорировалась многими автомобилистами Великобритании (и не только), поскольку им просто была нужна дешевая и прочная машина и при этом их не заботило, что о них думают окружающие.

Авт. – надо отметить, что англичане явно недооценили значение ВАЗ-2101 «Жигули» именно для СССР, включая и его крах как идеологической системы, так как именно массовая автомобилизация страны, начатая этим автомобилем, привела к появлению массового теневого рынка сервиса и запчастей, а также укоренению «частнособственнических настроений» в широких массах населения, заменив в повседневной реальности лозунги о построении коммунизма. Объем производства ВАЗ-2101 за 12 лет (1970–1982 гг.) составил 2,702 млн, а всех классических ВАЗ-ов – 16,4 млн из которых на ВАЗ-2101 и его модификаций (ВАЗ-21011, ВАЗ-21013 и проч.) пришлось 4,35 млн.

В числе прочих национальных автогероев значатся:
2-pontiac-gto.jpg
От Австралии – Holden Commodor Coupe третьего поколения. Holden Commodor вероятно, не рассматривается как cамый значительный автомобиль Австралии самими австралийцами, но мы считаем, что он заслуживает места в данном рейтинге из-за своей международной популярности, намного превосходившей все прочие модели Holden (а равно и австралийского Ford-а – авт.).

Автомобиль продавался в Великобритании как Vauxhall Monaro, а в США как Pontiac GTO (на фото). Последний GTO был выпущен через несколько недель после производства последней машины с бейджиком Holden в 2006 году.

Авт. – автомобилей австралийского производства, хоть под брендом Holden, хоть под брендом Ford в самой Австралии больше не производят по причине полной нерентабельности (себестоимость автомобилей здесь оказалась вдвое выше, чем в Японии и втрое (!), чем в Юго-Восточной Азии). Так, что выбор данной модели в качестве нацгероя Австралии объясняется единственно ее экспортным успехом (и то относительным).
15-mini-bmw.jpg
От Великобритании – Mini. Совершенно независимо от своих гениальных технических решений, Mini достиг в 1960-х феноменальной репутации в четырех ролях: как икона поп-культуры, как автомобиль знаменитостей (вспомним, хотя бы, что культовый комический герой Роуэна Аткинсона – Мистер Бин рассекал по Лондону именно на Mini авт.), как грозный конкурент на гоночных трассах от местного до международного уровня (победитель ралли Монте-Карло в 1966 году – авт.) и как совершенно разумный выбор для небогатых людей, которые хотели небольшой, но удивительно вместительный автомобиль для повседневной езды.

Ни одна другая британская модель, и, возможно, ни одна другая модель в мире, не смогла объединить в себе все четыре таких ипостаси. Выдающийся технически, когда он был запущен в 1959 году (первая в мире массовая переднеприводная модель с поперечным двигателем и коробкой передач в блоке, разработки гениального британского конструктора греческого происхождения Алека Иссигониса – авт.), он в конечном итоге казался технически сырым (подвеска не резиновых подушках и почти горизонтальный руль – авт.), но оставался достаточно популярным, оставаясь в производстве до 2000 года. Общий тираж Mini за 1959–2000 гг. достиг 5,39 млн.
6-volkswagen-beetle-volkswagen.jpg
От Германии – Volkswagen Beetle. Спродюссированный Адольфом Гитлером и спасенный от послевоенного забвения британской оккупационной администрацией, оригинальный Volkswagen Beetle, т.е. «Жук» (прозванный так во всем мире, но никогда официально так не называвшийся, а именовавшийся от VW 1200 до VW 1600 только числовыми индексами), некоторое время был оплотом автомобильной промышленности Западной Германии, иконой движения хиппи в США (его продвинул в широкие американские массы талантливый немецкий менеджер Карл Хан – авт.), а также дешевым, надежным и весьма популярным автомобилем почти на всех рынках, где продавался.
volkswagen_beetle_33.jpg
Суммарное производство «Жука» превысило таковое у «Форд Т» в 1972 году и в конечном итоге превысило 21,5 млн. Без этой модели сегодня бы не было империи Volkswagen Group, включающей кроме самого бренда Volkswagen, также бренды Audi, Bentley, Bugatti, Lamborghini, Porsche, Skoda и Seat.
volkswagen_beetle_34.jpg
Авт. – значение «Фольксвагена Жука» для послевоенного «немецкого экономического чуда» неоспоримо, но эта же морально устаревшая заднемоторная модель, заложником успеха которой стала компания Volkswagen AG, едва не утянула ее на дно банкротства в 1974-м, когда после первого нефтяного кризиса спрос на слишком прожорливую (до 12 л/100 км) малолитражку резко обвалился на всех рынках, включая, прежде всего, немецкий. Общий тираж за 65 лет производства «Фольксвагена Жука» (с 1938-го по 2003-й) составил 21,53 млн.
13-seat-600-seat.jpg
От Испании – SEAT 600, который, по сути, представлял собой лишь лицензионным заднемоторным FIAT 600, и был испанским не более чем тарелка спагетти. И все же в каком-то смысле он стал, пожалуй, самым важным автомобилем, который когда-либо производился или будет произведен в Испании. «Шестисотый» (носивший местные прозвища Seiscientos, Ombligo, Pelotilla, Seílla и Seíta – авт.) был достаточно дешевым и доступным для большинства испанцев, что и предопределило его популярность (в какой-то момент очередь на его покупку достигала двух лет), создавшую 10 000 новых рабочих мест на заводе по его производству в Барселоне. Считается, что именно эта модель отчасти ответственна за экономический бум известный как «испанское чудо», начавшийся в конце 1950-х и, выведший франкистскую Испанию из экономической изоляции и нищеты.

Авт. – собственно тоже можно сказать и про Югославию (СФРЮ), где предприятие Црвена Застава («Красное знамя») выпускало лицензионный Fiat 600D с 1956-го по 1985-й (с модернизациями). Эта модель была известна на Балканах как «Фича» и разошлась в количестве более 920 тыс., против почти 800 тыс. испанского Seat 600 (1957–1973 гг.) и 2,7 млн итальянских FIAT 600, плюс еще свыше 300 тыс. «600-ток» произвели в Аргентине и 172 тыс. на NSU-Fiat в ФРГ. В какой-то мере к этому семейству можно причислить и первый советский микроавтомобиль «Запорожец» ЗАЗ-965, чей дизайн был весьма близок к FIAT 600.
7-fiat-500-fiat-favcars.jpg
От Италии – FIAT Nuova 500 («новый 500-й») заменил предыдущую модель FIAT 500 (1936–1949–1957 гг.) по прозвищу «Тополино» («мышонок») в 1957 году. Крошечный, тихоходный и почти такой же простой как предшественник, он оказался именно тем, что хотели итальянцы с низкими доходами. За 18 лет производства было продано почти четыре миллиона этих малышей (причем больше всего в последнее десятилетие производства – авт.), не считая лицензионных копий, выпускавшихся фирмами Neckar, Steyr-Puch и прочими.

Италия знаменита легендарными суперкарами, но разве кто-нибудь из них внушал столько любви, сколько Nuova 500? Его общепризнанный уникальный стиль, несомненно, был, по крайней мере, частью его успеха, и очень эффектно реинкарнирован в гораздо более крупной и совершенно иной технически (переднеприводной, а не заднемоторной как оригинал – авт.) модели 500 запущенный компанией Fiat в 2007 году.
3-qoros-3-sedan-newspress.jpg
От Китая – Qoros 3. Китайские производители приобрели на Западе имидж производителей крайне небезопасных или ворованных у иностранных конкурентов моделей автомобилей, а в некоторых случаях объединявших и то, и другое. На этом фоне седан Qoros 3 очень эффективно противостоял этим воззрениям. Во-первых, это был привлекательный автомобиль, не представлявший собой копию еще какой-либо модели. Что еще более важно, это был первый китайский автомобиль, когда-либо получивший «пять звезд» в краш-тесте от Euro NCAP. Более того, Euro NCAP заявил, что именно Qoros 3 оказался самым безопасным из всех автомобилей, которые тестировала организация в течение 2013 года.

Авт. – хотя Qoros 3 и позиционировали как китайский автомобиль мирового уровня, его продажи в самом Китае оказались не слишком успешными, ну а за пределами КНР, он вообще, интереса не вызвал. Нынешний же китайский автопром пытается завоевать мировой рынок через подключаемые электромобили и гибриды.
9-daf-600.jpg
От Нидерландов – DAF 600. Голландcкая автомобильная промышленность была почти полностью основана на производстве автомобилей, разработанных в других странах. Однако фирма DAF – очень успешный производитель грузовиков (существующая в данной ипостаси и поныне – авт.), с 1958 года и до 1975 года выпускала легковые автомобили с одной крайне необычной особенностью конструкции.

Все они, начиная с ранней модели DAF 600 (на фото) до последней DAF 66 (рентген ниже), когда легковое производство у DAF-а выкупила компания Volvo AB (модель DAF 77 пошла на рынок уже как Volvo 343 – авт.), комплектовались ранним поколением неслыханной бесступенчатой коробка передач, т.е. вариатора (CVT). Ни один другой автопроизводитель не посмел использовать тогда вариатор, который теперь в более сложных, но и долговечных вариантах все же стал популярным.
daf_66_2.jpg
Авт. – устройство легковушек DAF благодаря вариаторам приводилось в 1960-80-х во всех справочниках по устройству автомобиля, но в реальности именно эта удобная, но ненадежная и недолговечная трансмиссия стала ахиллесовой пятой марки (а позже и 300-й серии Volvo).
10-dacia-sandero-dacia.jpg
От Румынии – Dacia Sandero. Когда завод в Питешти начал собирать в 1968 году по французской лицензии заднемоторные микролитражки Renault 8s не было никаких признаков того, что марка Dacia когда-нибудь станет хорошо известна далеко за пределами социалистической Румынии. Теперь же полностью принадлежащая Renault Groupe дочерняя компания Dacia стала крупным международным игроком, демонстрируя почти что единолично, что в современном мире все еще есть место дешевым и простым, но достаточно надежным по конструкции автомобилям.

Несмотря на успех проекта кроссовера Duster, хэтчбек Sandero в настоящее время выступает самой популярной моделью Dacia. По мнению отраслевого аналитического агентства JATO Dynamics именно эта модель была 7-м самым продаваемым автомобилем в Европе в 2019 году (более 224 тыс.), и ей не хватило всего 235 ед. до 5-го места!
dacia_1300_6.jpg
Авт.  – вот тут с уважаемыми английскими коллегами не соглашусь – Румыния (хоть и при тоталитарном режиме «гения Карпат» диктатора Николае Чаушеску) встала на колеса с моделью Dacia 1300 – лицензионной копией французского переднеприводного седана Renault R12, выпускавшейся с модернизациями до 2004 года. Всего за три с половиной десятилетия было произведено почти 2 миллиона таких машин, правда, никогда не отличавшихся качеством сборки и комплектующих, хотя бы на уровне советских «Жигулей».
16-ford-model-t-ford.jpg
От США – Ford Model T. Дело в том, что Ford Model Т был назван «Автомобилем XX века» в 1999 году, что было просто неизбежно. Забудьте о тонкостях массового производства на движущейся сборочной линии, а также об оригинальном управлении, которое может сбить с толку любого, кто попытается управлять старым автомобилем Ford (в довоенной Польше водителям Ford T даже давали отдельные права как сейчас водителям машин с «автоматами» – авт.).

Главное значение Ford Model T именно в том, что этот автомобиль пересадил на колеса всю Америку (включая самых бедных фермеров и отвез из детей в школу), а позже стал и первым автомобилем во многих странах мира. К маю 1927 года по разным оценкам было построено более 15 миллионов автомобилей (15 007 003 ед. – авт.), что по-прежнему считается одним из самых высоких показателей за всю историю автомобилестроения. «Жестянка Лиззи» была первой в мире сверхмассовой и глобальной модель, и поэтому остается самым важным, когда-либо и кем-либо произведенным автомобилем.
ford_mustang_coupe_24.jpg
Авт. – заслуги Ford Model T и перед автопромом, и перед мировой цивилизацией неоспоримы, но в самих США во второй половине XX века не меньшим героем считают купе Ford Mustang, произведшее на рынке бум и создавшее сегмент маскл-каров или пони-каров, и, кстати, остающимся уже в 6-м поколении единственной массовой легковой моделью Ford в Северной Америке (все прочие это или кроссоверы, или внедорожники).
jeep_mixed_11.jpg
Ну, а по моему мнению главной американской моделью кроме Ford T надо считать также и «джип» – армейский внедорожник Willys MB, в создании и производстве которого участвовали также фирмы Bantam и Ford. Именно эта модель задала послевоенный вектор развития внедорожников, в наши дни развившийся в бум сегмента SUV.
5-citroen-2cv-citroen.jpg
От Франции – Citroën 2CV («де шво»). «Де шво» (в переводе «две лошади» – по налоговой мощности мотора) с самого первого дня производства считался примитивным и странным на вид, но был очень популярен среди целевого рынка бедных послевоенных французских покупателей, которые не могли позволить себе ничего другого, а позже и среди людей, любивших эту культовую модель за эксцентричность.
citroen_2cv_6.jpg
Компания Citroën спроектировала сверхбюджетную микролитражку 2CV еще перед Второй мировой войной, а потом успешно спрятала два прототипа от немецких оккупантов, представ предсерийный автомобиль в 1948 году (на Парижском автосалоне, где стала антисенсацией из-за своего дизайна «гадкого утенка» – авт.), окончательно остановив его производство лишь в 1990 году. Несмотря на сильную конкуренцию со стороны, например, микролитражки Renault R4 образца 1961 года (которую некоторые работники Citroën расценили как прямое вторжение на их территорию), именно 2CV остается одним из самых любимых автомобилей, когда-либо произведенных французским производителем, причем, одним из самых долгоживущих.
citroen_2cv_4x4_sahara.jpg
Авт. – «Де шво», для нас интересен, прежде всего, своей специфической двухмоторной версией Sahara, впрочем, выпущенной слишком малым тиражом (694 ед., фото выше) на фоне, действительно массового 2CV (3,87 млн).
citroen_ds_19_charles_de_gaulle.jpg
Кроме того, самым красивым автомобилем XX века был признан, дебютировавший в 1955 году Citroën DS, который до сих пор остается символом французского автопрома всех времен.
4-skoda-favorit-skoda.jpg
От Чехии – Skoda Favorit. Сам по себе не очень качественный автомобиль, именно Favorit стал важной вехой, которая указала бренду Skoda путь к восстановлению имиджа после десятилетий послевоенных финансовых трудностей. Кардинально отличаясь от заднемоторных моделей, которые он заменил, это был переднеприводный хэтчбек с дизайном разработки итальянского ателье Bertone.

Концерн Volkswagen Group приобрел контрольный пакет акций фирмы Skoda в 1991 году (по инициативе того же Карла Хана, бывшего главой VW в 1982-93 гг. – авт.), после чего кардинально модернизированная с помощью инженеров VW модель Favorit, ставшая Felicia, по сути все же оставалась кардинально переработанным «Фаворитом» с более симпатичной внешностью и улучшенным оснащением. Но это было началом большого пути – сегодня некоторые «Шкоды» считаются лучше сделанными и ценными, чем модели бренда Volkswagen, на платформах которых они основаны.
skoda_110_r.jpg
Авт. – то, что заднемоторные «Шкодовки», производившиеся в 1964–1990 годах (серии 1000/1100MB, 100/110/110R и 105/120/130/Rapid) скидываются англичанами со счетов понятно, но для самой Чехии (Чехословакии – ЧССР) именно они стали аналогами советских «Жигулей», а купе 110R (на фото выше) даже претендовала на звание «восточноевропейского Порше», хотя состоятельные (те у кого была валюта) чехи и словаки с удовольствием покупали и немецких «Жуков».
14-saab-92-newspress.jpg
От Швеции – Saab 92. После Второй мировой войны шведской авиастроительной компании Svenska Aeroplan AB (SAAB) пришлось диверсифицировать производство и научиться делать автомобили, когда она разработала свою первую модель Saab 92, но будучи искушенной в авиационной технике и аэродинамике, разработала достаточно обтекаемую и жесткую конструкцию. Оба этих качества были очевидны в SAAB 92, который был запущен в производство с декабря 1949 года, задолго до того, как эти вопросы стали считаться важными для всей мировой автомобильной промышленности.

Бренд SAAB Automobile AB был известен как новаторский с момента своего образования и до своей кончины (фактически в 2011 году – авт.), но, возможно, ни один другой автомобиль, который когда-либо производила шведская компания, не имел такой инновационной ценности как блестящий Saab 92.
saab_96.jpg
Авт. – за 92-м «Саабом» последовал модернизированный 93-й а также 95-й универсал, а за ними и рестайлинговый 96-й, так что выпуск данной серии (обводы кузова оставались практически неизменными) продолжался до 1980 года! Первоначально под капотом у SAAB 92 стоял двухцилиндровый двухтактный 0,8-литровый 25-сильный мотор по лицензии немецкого инженера Адольфа Шнурле (применялся также на автомобилях DKW F-серии, а после на ГДР-овском «Трабанте»), который на модели-преемнике SAAB 93 был заменен на 3-цилиндровый 1,0-литровый «двухтактник» (аналогичный мотор  стоял и на ГДР-овских «Вартбургах» и «Баркасах»), а в 1970-х на SAAB 96 (фото выше) – на V-образную «четверку» от Ford с жидкостным охлаждением. Всего было произведено 730,6 тыс. «Саабов» первого поколения.
volvo_121_5.jpg
И все же не меньшее, чем SAAB значение для мирового автопрома имели модели Volvo от P120 Amazon до 240-й серии (на фото ниже рекламный снимок, показывающий прочность центральной части кузова Volvo 240),
volvo_240_series.jpg
на которых были внедрен базовый пакет средств пассивной безопасности (ремни для всех ездоков, подголовники, жесткий каркас центральной части кузова и энергопоглощающие передняя и задняя части кузова, а также активный передний бампер – уводивший при столкновении двигатель вниз и проч.). 
12-hyundai-pony-hyundai.jpg   
От Южной Кореи – Hyundai Pony первого поколения 1975 года (на самом деле 1973 года – авт.) с дизайном кузова типа хэтчбек итальянского маэстро Джуджаро и лицензионной механикой Mitsubishi (классической компоновки). Именно эта модель стала первым экспортным продуктом южнокорейского автопрома (продажи начались в Южной Америке, потом в Европе (прежде всего, в странах без своего национального автопрома – авт.) и в Канаде), который в конце концов пришел к своим нынешним высотам одного из ведущих игроков мирового автомобильного рынка.
8-toyota-corolla-toyota.jpg
От Японии – Toyota Corolla. По понятным причинам, компания Toyota Motor любит указывать, что Corolla («Венчик») – это самое популярное название автомобиля в мире, а его суммарный тираж приближается к 50 миллионам. Это правда, но если вы возьмете любую модель этого названия за каждое десятилетие, начиная с 1960-х, то не найдете ни единой общей конструктивной детали, кроме шильдиков (да и те иного дизайна – авт.).

Тем не менее, Toyota Corolla чрезвычайно хороша в своем классе, причем, сейчас больше, чем когда-либо. Согласно достоверным источникам, Corolla была самой популярной моделью на планете и в 2019 году, и в первой половине 2020-го. Как явление, если и не всегда как собственно автомобиль, Corolla – это великая автомобильная иллюстрация истории послевоенного экономического успеха Японии.
toyota_corolla_2-door_sedan.jpg
Авт. – первые поколения Toyota Corolla (с 1966-го по 1983-й) были классической компоновки, а потом – переднеприводными и полноприводными. Компания практически каждые 4–5 лет полностью меняла дизайн кузова модели Corolla, так что претензии компании на «единую» историю данной модели – чисто маркетинговая условность. По этой логике, например, все советские и российские «Волги» от 21-й по 31105-ю тоже надо считать за единую модель (тем более, что компоновка у них не менялась).

P.S. Впрочем, сами авторы рейтинга не претендуют на правильность своей методологии. Так, что я не мог не выразить свое мнение о «нацгероях» от автопрома.
Кстати, почему-то англичанами не указана Польша, в которой народным героем стал «Малюх» – «Польский ФИАТ-126П» (Fiat 126P), который выпускали с 1972-го по 2000-й. Видимо его засчитали в итальянские модели, но тогда можно было бы зачесть, например, среднеразмерный седан Polski Fiat 125p или хэтчбек FSO Polonez.
polski_fiat_126p_fl.jpg
В Польше, про «Малюх» шутили, что он признан Ватиканом «самым благочестивым автомобилей», ибо в нем из-за маленького салона невозможно согрешить...
polski_fiat_125p.jpg
Польский Фиат 125п был популярен как в Польше, так и на внешних рынках (из произведенных 1 445 699 ед., на экспорт было отправлено 586 376 ед.), поэтому польским гражданам, чтобы не стоять за ним в многолетних очередях, приходилось доставать  для покупки валюту (например, через родственников или работу за границей).
fso_polonez.jpg
Хэтчбек FSO Polonez, созданный на шасси Fiat 125p/ FSO 125p – хотя и получил оригинальный кузов модного в конце 1970-х дизайна, большой популярностью за рубежами Польши не пользовался, например, в КНР за все годы было поставлено 41,3 тыс., а в Великобританию – 29,8 тыс. «Полонезов» (и это два лучших экспортных рынка для этой модели), но выпускался с модернизациями и рестайлингами с 1978-го по 2002 год, т.е. четверть века за которые было произведено 1 061 807 машин, вплоть до пикапов   

Загрузка

Подписаться

Подписаться бесплатно.


  • Комментарии
Загрузка комментариев...

На ВДНХ в Музее Транспорта Москвы стартует выставка «Ты выглядишь на все 100!»

На ВДНХ в Музее Транспорта Москвы стартует выставка «Ты выглядишь на все 100!»

В Музее Транспорта Москвы открывается выставка посвященная истории отечественного дизайна автомобилей и прочего транспорта за 100 лет

06.11.2024

Первенцу автопрома СССР – АМО-Ф15 исполнилось 100 лет

Первенцу автопрома СССР – АМО-Ф15 исполнилось 100 лет

С начала серийного выпуска первого серийного советского автомобиля прошел целый век

01.11.2024

Выставка-форум CarX-2024 начинается завтра

Выставка-форум CarX-2024 начинается завтра

Крупнейшая осенняя выставка-форум CarX-2024 пройдет с 8 по 10 октября в Москве

07.10.2024

В Москве замечен поддельный родстер Aston Martin

В Москве замечен поддельный родстер Aston Martin

На улицах столицы ездит японский родстер в стиле английского бренда Aston Martin

30.09.2024

LADA «классика» признана одной из самых массовых автомобилей в мире

LADA «классика» признана одной из самых массовых автомобилей в мире

С показателем в 18 млн произведенных машин 7-е место в рейтинге самых массовых легковушек мира журнала Autocar заняла LADA Riva  

26.09.2024

Глава Ford Motor признал превосходство китайского автопрома

Глава Ford Motor признал превосходство китайского автопрома

CEO Ford Джим Фарли призвал поднять качество своих электромобилей до китайского

18.09.2024

Культовый внедорожник Land Rover Defender никак не желает уходить со сцены

Культовый внедорожник Land Rover Defender никак не желает уходить со сцены

Land Rover предложил дорогие рестомоды на базе классического Defender

29.08.2024

Возврат к списку