20 апреля 2020
Полвека назад начался серийный выпуск первой массовой легковушки нашей страны – «копейки»
ВАЗ-2101 «Жигули» стал самым популярным российским (и советским) легковым автомобилем ХХ века
Продажи «Жигулей» населению начались с августа того же 1970 года.
Итальянский FIAT-124 (Европейский автомобиль 1966/67 года) – низкий 13-сантиметровый клиренс, неработоспособные в наших условиях задняя подвеска и задние дисковые тормоза, устаревший нижневальный двигатель, отсутствие отверстия для «кривого стартера», слабый в ряде мест кузов, но переживший всех и вся уникальный дизайн укузова – таким был прототип, после кардинальной модернизации ставший нашим легендарным ВАЗ-2101
Для отечественных «направлений» ходовую часть ВАЗ-2101 сильно доработали (сейчас бы такую версию назвали кроссоверной)
В частности, была переработана подвеска: изменена ее кинематика, усилены многие детали, в том числе пружины и шаровые опоры. Если исходный FIAT-124 располагал дорожным просветом менее 130 мм, то после модернизации итальянского шасси дорожный просвет спереди был увеличен до вполне приемлемых 175 мм. Была увеличена толщина металла всех основных несущих элементов кузова, плюс вместо одной центральной проушины (т.е. двух) под домкрат появились по две с каждой стороны (т.е. всего четыре), что обеспечило гораздо более надежное вывешивание автомобиля, а также предопределило отличную выносливость и долговечность кузова первых «Жигулей». И хотя, в результате доработок автомобиль стал тяжелее на 90 кг, но это было компенсировано увеличенной мощностью мотора.В исходную конструкцию FIAT-124 итальянским производителем по советским требованиям было внесено свыше 800 конструктивных изменений, превративших его в славившийся выносливостью и прочностью ВАЗ-2101 (FIAT-124R)
Так, ВАЗ-2101 получил совершенно новый двигатель с верхним расположением распределительного вала и увеличенным межцентровым расстоянием цилиндров, что в будущем позволило дорабатывать мотор и повышать его объем (модели моторов рабочим объемом 1,3 л (ВАЗ-21011) и 1,6 л (ВАЗ-2106) были получены путем удаления оказавшихся ненужными стальных гильз цилиндров – авт.). В сцеплении был увеличен наружный диаметр фрикционных накладок – со 182 мм до 200 мм. В коробке передач появились синхронизаторы, разработанные для более скоростных спортивных моделей FIAT.Седан LADA 1200 в Европе и на других континентах ценили за выдающееся в своем классе сочетание выносливости, качественных отделочных материалов салона, дешевизны и... наличие пусковой рукоятки
Особенностью FIAT-124R (доработанного под «русский» заказ прототипа ВАЗ-2101 – авт.) стало наличие отверстия под внешнюю пусковую рукоятку – в бампере, кузове и радиаторе (что на европейских моделях тогда уже было редкостью, но было с восторгом воспринято европейскими консервативными потребителями – авт.). Вместо сигнальной лампы перегрева двигателя, применявшейся итальянцами, в комбинации приборов ВАЗ 2101 появился полноценный указатель температуры охлаждающей жидкости.Интерьер ВАЗ-2101 в основном сохранил дизайн FIAT-124
Часть изменений FIAT-124 на пути к ВАЗ-2101 хорошо заметна внешне, в чем могут убедиться, например, посетители корпоративного музея АВТОВАЗа, где экспонируется редкая для России модель FIAT-124, предоставленная музею из частной коллекции. Его можно непосредственно сравнить с первым проданным в розницу автомобилем ВАЗ-2101 «Жигули», который поступил в корпоративный музей после 19 лет эксплуатации в совершенно аутентичном состоянии.За рубежом ВАЗ-2101 особо ценили за качественную отделку салона (например, для набивки сидений в СССР импортировались пальмовое волокно и качественный кожзаменитель)
Время показало, насколько верными были конструктивные решения, заложенные в ВАЗ-2101. Автомобиль оказался достаточно прочным, надежным и комфортным – высокую оценку он получил как у отечественных потребителей, так и на зарубежных рынках, куда начал поставляться уже в 1971 году. Первые партии автомобилей LADA 1200 были экспортированы в СФРЮ (Югославию), Бельгию, Голландию и Финляндию.ВАЗ-2101 (на экспорт LADA 1200) прекрасно был встречен как в СССР, так и на внешних рынках
В 1971 году был произведен 100-тысячный автомобиль, а за весь этот первый полный год производства экспортировано более 57 тысяч автомобилей ВАЗ / LADA, что в то время составило более трети всего годового экспорта легковых автомобилей из СССР. В декабре 1973 года был произведен 1-миллионный автомобиль ВАЗ, что полностью окупило все затраты государства на строительство Волжского автозавода.В ГАИ служила спецверсия ВАЗ-21016 с 1,5-литровым форсированым мотором ВАЗ-2103 (на фото рестомод с передком от ВАЗ-21011)
И сегодня еще в России на учете в ГИБДД стоят несколько сотен тысяч седанов ВАЗ-2101 «Жигули» и его модификаций ВАЗ-21011 и ВАЗ-21013. Заслуженные автомобили и сегодня зачастую трудятся по своему прямому транспортному назначению, хотя и все чаще становятся предметом реставрации и коллекционирования.VAZ-2101 Rally неплохо показал себя на трассах европейских ралли
С первых же лет выпуска ВАЗ-2101 стал побеждать во всевозможных автомобильных гонках, открыв новую страницу истории автоспорта в СССР. В 1971-м, впервые приняв участие в ралли «Тур Европы», проходившем на территории 14 стран, команда на ВАЗ-2101 выиграла «Серебряный кубок», а спустя два года сразу два – и «Золотой», и «Серебряный». Параллельно заводская команда завоевывала главные награды состязаний, проводившихся внутри Советского Союза и в рамках СЭВ (соцлагеря). Гонщики на ВАЗ-2101 соревновались как с отечественными автомобилями других марок, так и в моноклассе, созданном специально под «Жигули». Спортсмены на ВАЗ-2101 участвовали и в международных ралли, и в советских кольцевых гонках и автокроссе до середины 80-х годов.Современный модельный ряд LADA (шоу-рум «ЛАДА Техинком» в Химках)
В данный момент модельный ряд LADA представлен 5 семействами: Vesta, XRAY, Granta, Largus и внедорожник 4х4 (модернизированный почти что ровесник «копейки» ВАЗ-2121 «Нива»). На сегодня продуктовая линейка LADA предоставляет своим покупателям широчайший выбор серийных моделей: более двух десятков модификаций – седанов, хэтчбеков, универсалов, кроссоверов, а так же ряд специальных версий, включая коммерческие ЦМФ, пикапы с открытым бортовым кузовом или закрытым типа фургон-бокс, инкассаторские броневики, болотоходы, а также созданные на их базе версии социальное такси, скорая помощь, кинологическая или спасательная служба и т.д.Первый еще предсерийный ВАЗ-2101
Во-вторых, первые полгода «Жигули» собирали в тестовом режиме с участием итальянских мастеров, а согласно народному мифу в первые два года еще и практически из импортных комплектующих (по утверждениям заводчан – итальянскими были комплектующие только первой тысячи машин), кстати, и в дальнейшем до распада СССР для серии «Жигули» материалы обивки (и целый ряд комплектующих) шли импортные и значительно более дорогие, чем были у конкурентов данного бюджетного класса. А так как на экспорт ВАЗ-2101 уже под ставшим в конце концов единственным брендом LADA (LADA 1200) шел по фактически демпинговым для зарубежных рынков ценам (кроме, впрочем , стран СЭВ, т.е. соцлагеря), то это и предопределило вполне завидную популярность крепкого и выносливого «русского Фиата» в странах Западной Европы и на рынках развивающихся стран мира (зачастую в качестве такси).Советские сборщики осваивают конструкцию ВАЗ-2101
В-третьих, розничная цена за ВАЗ-2101 «Жигули» сначала была определена в 5150 советских рублей, что в 1970-м было близко к розничной цене автомобиля ГАЗ-21М «Волга» (5,6 тыс. руб.), и в начале вызвало у советских граждан почти что шок. Как?! Платить за малолитражку с официальным сроком службы всего в пять лет столько деньжищ – пять с лишним тысяч кровных рублей?! Это почти столько же, сколько стоила и неубиваемая и почти что вечная (в частных руках, конечно) старая добрая 21-я «Волга»!В первое время русским товарищам помогали итальянские мастера
В-четвертых, многие советские автомобилисты в начале 1970-х еще откровенно побаивались связываться с «нежной иностранкой-итальянкой», требующей качественного высокооктанового бензина (АИ-93) и качественных, а значит и дефицитных смазочных масел, а также фирменного техобслуживания на СТО. Автосервиса как такового тогда за пределами столиц союзных республик (ну еще и крупнейших городов, вроде Ленинграда) нигде и в помине не имелось. Так, что даже ставшие уже тогда достаточно массовой (замечу официально белой, а не теневой как цеховики) прослойкой общества, загранработники предпочитали покупать в сети магазинов «Березка» (и т.п.) за сертификаты Внешэкономбанка либо «Волгу» ГАЗ-21М (5600 рублей в «сертификатах в синей полосой»), либо весьма популярный и качественный тогда еще «Москвич» АЗЛК-412 (4500 рублей с «синеполосых»). Но и те, кто выложил за первые «Жигули» свои кровные 5,5 тысяч деревянных рублей (примерно 7–8 среднегодовых тогдашних зарплат) отнюдь не пожалели о своем выборе – «ноль первые» прослужили по 30 и более лет, а некоторые ВАЗ-2101 ездят и до сих пор!На экспорт специфическое название «Жигули» пришось заменить на привычное нашему уху имя LADA
В-пятых, именно первые «Жигули» позволили создать в стране систему фирменного автосервиса «АВТОВАЗспецсервис», которая кардинально изменила отношение к культуре техобслуживания легковых автомобилей в нашей стране и подготовила возможность массового распространения два десятилетия спустя иномарок.И все же свой 50-летний юбилей встречает, вполне еще бодрый автоветеран, который мы еще годы и годы будем видеть на дорогах нашей страны (и уж конечно, в автомобильных музеях и на ретроралли)
|
В Музее Транспорта Москвы открывается выставка посвященная истории отечественного дизайна автомобилей и прочего транспорта за 100 лет
06.11.2024
С начала серийного выпуска первого серийного советского автомобиля прошел целый век
01.11.2024
Крупнейшая осенняя выставка-форум CarX-2024 пройдет с 8 по 10 октября в Москве
07.10.2024
На улицах столицы ездит японский родстер в стиле английского бренда Aston Martin
30.09.2024
С показателем в 18 млн произведенных машин 7-е место в рейтинге самых массовых легковушек мира журнала Autocar заняла LADA Riva
26.09.2024
CEO Ford Джим Фарли призвал поднять качество своих электромобилей до китайского
18.09.2024
Land Rover предложил дорогие рестомоды на базе классического Defender
29.08.2024