Volvo – 90 лет таксования!

Volvo – 90 лет таксования!

22 августа 2019


Почти девять десятков лет по дорогам Швеции и многих стран мира колесят такси марки Volvo


автор

Александр Климнов, фото media.volvocars.com


В марте 1930 года через заводские ворота выкатились первые, изготовленные на заказ автомобили Volvo для использования в такси. С тех пор фирма Volvo практически непрерывно (с перерывом в конце 1950-60-х) выпускает такси в течение уже почти 90 лет. Лишь немногие автомобильные бренды могут похвастаться столь же долгой и успешной жизнью на одном из самых сложных сегментов автомобильного рынка.

Автомобиль-такси живет тяжелее, чем большинство других легковых автомобилей. Он работает очень долго и напряженно. Это инструмент, рабочее место, дорожная капсула. Он должен перевозить почти все и всегда должен быть работоспособным. Поэтому поставки автомобилей для использования в такси, пожалуй, самые почетная миссия из всех, что может выполнить производитель автомобилей. Что может быть лучшей оценкой качества, надежности, долговечности, безопасности и комфорта автомобиля, чем его использование в качестве такси?

На самом деле, марка Volvo появилась на рынке такси уже в 1929 году, когда выпустила свою первую шестицилиндровую модель PV651 сразу понравившуюся шведским таксистам. Рынок такси как раз был тем сегментом, на который Volvo и хотела выйти. Таким образом, вполне логичным следствием этого стало то, что в 1930 году Volvo выпустила две модели TR671 и TR672, специально предназначенные для использования в такси (на заставке модель такси TR679 образца 1934 года). Также была предложена версия TR670 в виде «голого» шасси, специально предназначенная для для независимых производителей кузовов. Буквы TR в индексе модели означали Traffic Car, то есть автомобиль для работы в такси, цифра 6 обозначала количество цилиндров, а 7-ка – количество мест. Последняя цифра обозначена модификацию. Удлиненная рама от модели PV650 позволила довести колесную базу до 3100 мм, что, в свою очередь, позволило разместить семь пассажиров в просторном пассажирском салоне отсеке, хотя багаж по традиции того времени еще размещался на внешнем багажнике сзади.

Модели «таксомоторной» серии TR хорошо продавались в 1930-х годах, постепенно модернизируясь и обновляя быстро менявшийся тогда стайлинг (ежегодное обновление экстерьера не только легковушек, но даже и грузовиков с автобусами тогда ввел, задававший тон в мировом автопроме Детройт, и все прочие автомобильные фирмы так или иначе были вынуждены соответствовать быстротечной моде, причем, это коснулось даже СССР – авт.). Сначала появилась модель TR673, затем 674, 675, 676, 677, 678 и, наконец, 679. В 1935 году 6-я серия была заменена 7-й серией, по внешнему виду не отличающейся от предшественника, но с двигателем увеличенной до более чем 80 л.с. мощностью и удлиненной до 3250 мм колесной базой и, соответственно, кузовом.
5-(2).jpg

Специализированное такси Volvo TR701-704 образца 1935 года

Данная серия производилась до 1937 года в четырех различных версиях: TR701-704, и была заменена в следующем году гораздо более современной по внешности моделью PV801. Хотя техническая начинка шасси осталась в основном прежней, кузов был выполнен в стиле того времени с более округлыми формами и интегрированным багажником, а передняя часть получила так фальшрадиаторную решетку, называемую «кружевным носом». Благодаря растянутой до 3250 мм колесной базе в салоне с комфортом было размещено в общей сложности восемь пассажиров, а неубиваемый шестилитровый двигатель объемом чуть менее 3,7 литра выдавал уже почти 90 л.с.
volvo_pv801_5.jpg

Восьмиместное такси Volvo PV801 образца 1938 года, выпускавшееся до 1947 года, т.е. всю Вторую мировую войну

Данная линейка производилась непрерывно почти десять лет (т.е. и в самый разгар Второй мировой – в 1943-45 гг., когда легковые автомобили (кроме джипов) не выпускала кроме Швеции ни одна страна мира – авт.), т.е. до 1948 года, в промежутке до 1950 года, когда появилась новая специализированная модель для такси, ее заменяла легковая модель PV60.

«Suggan» дебютирует
Пожалуй, самая известная из такси-олдтаймеров Volvo – дебютировавшая в 1950 году PV831, в народе ласково прозванная «Suggan» (по-русски – свиноматка).
5-(4).jpg

Пожалуй, в 1950-70-х огромные седаны-такси PV830 были не меньшим символом Стокгольма, чем их английский коллеги Austin Taxicab – символом Лондона 

Таксомотор снова получил огромный 7-8-местный кузов в американском стиле, в основном идентичный модели 801/802, установленный на прочной раме, но с передней независимой подвеской. Под капотом у него была та же самая тяговитая 3,7-литровая шестерка, теперь развивавшая 90 л.с., а кузов в «добрых традициях» такси тех времен был оснащен задними дверями на задних петлях для удобства входа-выхода пассажиров. Экстерьер передка при этом стал более обтекаемым и современным, сильно напоминавшим стайлинг малолитражки PV444 с горизонтальными хромированными планками решетки радиатора и интегрированными передними крыльями. В версии «голого» шасси, 8-ка по мере необходимости и по желанию заказчика могла стать, например, машиной скорой помощи, пикапом или катафалком. В 1950-х для этого еще имелся целый легион независимых кузовостроительных фирм.

Также Volvo выпустила «гражданскую» версию под названием Disponent («распорядитель»), которая была задумана как представительский автомобиль управляемый наемным водителем. Его очень удобный и просторный салон был отделан высококачественной шерстяной тканью, на полу были мягкие коврики, а за доплату были предусмотрены и несколько прикуривателей (никогда так, впрочем, не называвшиеся на автомобилях высокого класса). Однако именно версия такси стала доминирующей, в отличие от прозванной также «Hisings-Packard» (ХБП – хочу быть Паккардом) модели Disponent. Последняя из 8-й серии модель PV834 исчезла из модельной программы в 1958 году, став последним специализированным такси производства Volvo.

Краткосрочный перерыв
Модель Volvo Amazon (называвшаяся P120 на экспортных рынках – авт.), которая была представлена в 1956 году, на самом деле не отличалась вместительным салоном, подходившим для эксплуатации в такси. Тем не менее, в некоторых странах Amazon все же использовался в качестве такси, например, в Швейцарии.
amazon63taxi.jpg

Седан Volvo P122 Amazon был крепкой машиной, но его салон для такси был слишком тесен

Это отнюдь не означало, что такси 8-й серии исчезли с улиц шведских городов. Напротив, благодаря тому, что они были крепкими и практически неубиваемыми, многие экземпляры еще в 1970-х продолжали активно использоваться таксомоторном извозе (что неудивительно, ведь по вместимости они фактически соответствовали нынешним минивэнам и прямой замены тогда им просто не было – авт.).
5-(7).jpg

Вернуться на рынок такси марке Volvo помогла модель 144 , выпускавшаяся с 1966 года

Моделью, которая смогла вернуть компанию Volvo на рынок такси, стала «144-ка», впервые дебютировавшая в 1966 году. Новый четырехдверный седан со ставшим классическим дизайном, выдержанным в нестареющем стиле с прямыми чистыми линиями, идеально подошел в качестве такси, и спрос со стороны таксомоторной индустрии не заставил себя ждать. Тот факт, что модель не предлагалась с дизельным двигателем, который предлагали некоторые конкуренты (читай Mercedes-Benz и Peugeot – авт.), рынок не беспокоил. Это был настоящий Volvo. Однако больше не было семи- или восьмиместного кузова. Времена изменились, и четыре пассажира в такси, плюс водитель, стали обычной практикой. По общему мнению в «144-ке», колесная база которой была лишь 2600 мм, для ног пассажиров уже больше не было прежнего простора как в старом «831-м», зато места для багажа в отдельном багажнике стало заметно больше, чем прежде.

Бензин, дизельное топливо и газ
С момента появления модели Volvo 144 покупателям такси обычно предлагались четырехдверные седаны и пятидверные универсалы следующих моделей: 200-й, 700-й, 900-й и 850-й серий, модели S70, V70, S80, а с 2000-х – даже кроссовер XC90. Компактная модель 400-й серии также иногда использовалась в качестве такси в 1980-90 гг. (зря шведы комплексуют – в ряде стран и советские «жигули» считались вполне просторной и крепкой машиной для такси – авт.).

С появлением на автомобилях Volvo с 1979 года дизельного двигателя – он также стал альтернативой для такси, причем, с годами этот тип двигателя внутреннего сгорания постоянно совершенствовался и совершенствовался. К середине 2000-х в Европе именно на дизельные версии приходился наибольший объем продаж автомобилей Volvo для такси.
С 1996 года еще одной топливной альтернативой стал природный газ (метан) и биогаз, которые стали применяться на битопливных версиях моделей Volvo.
volvo_264_te_1977.jpg

Серийный стрейч Volvo 264TE образца 1977 года

Также достаточно большое применение в службах такси нашли и 7-местные стрейчи на базе моделей Volvo 200-й, 700-й и 900-й серий, что снова позволило перевозить более четырех пассажиров одновременно – техника, как известно, развивается по спирали.

Рекордные пробеги
Такси проезжает в среднем по 150 000–200 000 км ежегодно, т.е. по четыре-пять длин экватора. В северных районах Швеции, Норвегии и Финляндии, где расстояния между населенными пунктами велики, нередки случаи, когда такси пробегает за год еще больше.

Такси Volvo также часто устанавливают настоящие рекорды по величине пробега. Автомобили-такси, которые все еще используются с тем же двигателем при пробегах в 500 000-600 000 км еще в 2000-х не были редкостью.
5-(3).jpg
В Стокгольме такси Volvo PV830 все еще использовались в 1970-х, а один экземпляр такси PV832 выпуска 1954 года, все еще использовался в 2005 году в летнее время в южной Швеции. Данный экземпляр накатал свыше 1 000 000 миль (1,6 млн км)!

Концепт такси 1976 года
В свое время Volvo Cars доказала, что имеет истинное представление о том, как должно выглядеть и работать настоящее такси, что и было продемонстрировано на концепте, который был показан в 1976 году. Данное экспериментальное такси Volvo даже стало победителем на конкурсе дизайна для такси будущего, объявленным Музеем современного искусства в Нью-Йорке.
5-(5).jpg  

Данный прототип Volvo New York Taxi Concept представлял собой сплав инновационных решений по безопасности, функциональности и эргономике

На переднеприводном (!) шасси с низким ровным полом был размещен специальный кузов с пассажирским салоном, рассчитанным на трех человек и полностью отделенным от кабины водителя.
5-(6).jpg

Низкий пол также позволял пассажиру на инвалидной коляске легко садиться в машину и безопасно ехать 

Вместо ремней на заднем сиденье был убирающийся поручень (как в кабинках колес обозрения), а изолированная кабина водителя сделала это такси безопасным местом для работы таксиста. Специально разработанный и очень экономичный шестицилиндровый дизельный двигатель был агрегатирован с автоматической коробкой передач. Серийное производство прототипа и не намечалось, но экспериментальное такси Volvo, тем не менее, оказало заметное влияние на то, чтобы сделать автомобили (в том числе такси) более безопасными и экономичными.
Goteborg_Volvo_Museum_63_Experimenttaxi.jpg

Прототип Volvo New York Taxi Concept '1977 сегодня доступен для осмотра в музее Volvo в Гетеборге

Продажами Volvo Cars на рынке такси с середины 1990-х занимается подразделение Volvo Car Special Vehicles. Объем продаж такси Volvo составляет около 2000 автомобилей в год. Крупнейшими рынками для такси Volvo помимо собственного шведского и прочих скандинавских стран выступают еще несколько европейских рынков, включая и достаточно экзотические. Например, несколько седанов Volvo 144 с начала 1970-х годов в трудились в качестве такси в столице Северной Кореи Пхеньяне.
9_50.jpg

Спецмодель такси Volvo 145 Express образца 1970 года использовалась, например, для перевозки детей

volvo_245_transfer_taxi_1.jpg

Еще большую ораву ребятишек можно было перевезти на таком вот стрейч-универсале Volvo 245 Transfer образца 1981 года

5.jpg

Современные модели Volvo от подразделения Volvo Car Special Vehicles пользуются спросом не только в Скандинавии 

В общей сложности подразделение Volvo Car Special Vehicles производит и продает ежегодно около 20 000 автомобилей Volvo специальных версий.
Напомним, что празднование 90-летия Volvo Taxi состоится в 2020 году.
 


Подписаться

Подписаться бесплатно.


  • Комментарии
Загрузка комментариев...

Европейский автомобиль Года – объявлена финальная семерка претендентов

Европейский автомобиль Года – объявлена финальная семерка претендентов

Жюри Европейского конкурса Car of the Year 2021 определило шорт-лист из 7 претендентов на титул

12.01.2021

Илон Маск стал богатейшим человеком планеты на росте акций Тесла

Илон Маск стал богатейшим человеком планеты на росте акций Тесла

Взлет акций Tesla Inc. раздул личное состояние Илона Маска до $185 миллиардов

08.01.2021

«Автомобиль 2021 года»  – шорт-лист всемирно известного конкурса

«Автомобиль 2021 года» – шорт-лист всемирно известного конкурса

Утвержден финальный список из 29 претендентов на звание Car of the Year 2021

30.12.2020

Советские автомобили и мотоциклы все еще составляют 1/18 от российского парка ТС

Советские автомобили и мотоциклы все еще составляют 1/18 от российского парка ТС

Парк автомобилей и мотоциклов, выпущенных при СССР все еще составляет 4,5 млн

28.12.2020

Виртуальная реальность как важнейший инструмент бизнеса во время пандемии Covid-19

Виртуальная реальность как важнейший инструмент бизнеса во время пандемии Covid-19

Виртуальная реальность идет во все сферы бизнеса и становится одной из главных технологий 21 века

15.12.2020

Английский стартап предложил устройство для сбора резиновой пыли от шин

Английский стартап предложил устройство для сбора резиновой пыли от шин

Студенческий стартап The Tire Collective получил престижную премию James Dyson Award за эффективный способ сбора резиновой пыли от автопокрышек

27.11.2020

Авария электромобиля Тесла едва не закончилась пожаром домов в Орегоне

Авария электромобиля Тесла едва не закончилась пожаром домов в Орегоне

Врезавшийся на скорости 160 км/ч в дерево электромобиль Tesla Model 3 сохранил жизнь водителю, но едва не поджег рассыпавшимся аккумулятором близлежащие дома

26.11.2020

Возврат к списку