Главная

Volvo – 90 лет таксования!

Volvo – 90 лет таксования!

22 Августа 2019


Почти девять десятков лет по дорогам Швеции и многих стран мира колесят такси марки Volvo


автор

Александр Климнов, фото media.volvocars.com


В марте 1930 года через заводские ворота выкатились первые, изготовленные на заказ автомобили Volvo для использования в такси. С тех пор фирма Volvo практически непрерывно (с перерывом в конце 1950-60-х) выпускает такси в течение уже почти 90 лет. Лишь немногие автомобильные бренды могут похвастаться столь же долгой и успешной жизнью на одном из самых сложных сегментов автомобильного рынка.

Автомобиль-такси живет тяжелее, чем большинство других легковых автомобилей. Он работает очень долго и напряженно. Это инструмент, рабочее место, дорожная капсула. Он должен перевозить почти все и всегда должен быть работоспособным. Поэтому поставки автомобилей для использования в такси, пожалуй, самые почетная миссия из всех, что может выполнить производитель автомобилей. Что может быть лучшей оценкой качества, надежности, долговечности, безопасности и комфорта автомобиля, чем его использование в качестве такси?

На самом деле, марка Volvo появилась на рынке такси уже в 1929 году, когда выпустила свою первую шестицилиндровую модель PV651 сразу понравившуюся шведским таксистам. Рынок такси как раз был тем сегментом, на который Volvo и хотела выйти. Таким образом, вполне логичным следствием этого стало то, что в 1930 году Volvo выпустила две модели TR671 и TR672, специально предназначенные для использования в такси (на заставке модель такси TR679 образца 1934 года). Также была предложена версия TR670 в виде «голого» шасси, специально предназначенная для для независимых производителей кузовов. Буквы TR в индексе модели означали Traffic Car, то есть автомобиль для работы в такси, цифра 6 обозначала количество цилиндров, а 7-ка – количество мест. Последняя цифра обозначена модификацию. Удлиненная рама от модели PV650 позволила довести колесную базу до 3100 мм, что, в свою очередь, позволило разместить семь пассажиров в просторном пассажирском салоне отсеке, хотя багаж по традиции того времени еще размещался на внешнем багажнике сзади.

Модели «таксомоторной» серии TR хорошо продавались в 1930-х годах, постепенно модернизируясь и обновляя быстро менявшийся тогда стайлинг (ежегодное обновление экстерьера не только легковушек, но даже и грузовиков с автобусами тогда ввел, задававший тон в мировом автопроме Детройт, и все прочие автомобильные фирмы так или иначе были вынуждены соответствовать быстротечной моде, причем, это коснулось даже СССР – авт.). Сначала появилась модель TR673, затем 674, 675, 676, 677, 678 и, наконец, 679. В 1935 году 6-я серия была заменена 7-й серией, по внешнему виду не отличающейся от предшественника, но с двигателем увеличенной до более чем 80 л.с. мощностью и удлиненной до 3250 мм колесной базой и, соответственно, кузовом.
5-(2).jpg

Специализированное такси Volvo TR701-704 образца 1935 года

Данная серия производилась до 1937 года в четырех различных версиях: TR701-704, и была заменена в следующем году гораздо более современной по внешности моделью PV801. Хотя техническая начинка шасси осталась в основном прежней, кузов был выполнен в стиле того времени с более округлыми формами и интегрированным багажником, а передняя часть получила так фальшрадиаторную решетку, называемую «кружевным носом». Благодаря растянутой до 3250 мм колесной базе в салоне с комфортом было размещено в общей сложности восемь пассажиров, а неубиваемый шестилитровый двигатель объемом чуть менее 3,7 литра выдавал уже почти 90 л.с.
volvo_pv801_5.jpg

Восьмиместное такси Volvo PV801 образца 1938 года, выпускавшееся до 1947 года, т.е. всю Вторую мировую войну

Данная линейка производилась непрерывно почти десять лет (т.е. и в самый разгар Второй мировой – в 1943-45 гг., когда легковые автомобили (кроме джипов) не выпускала кроме Швеции ни одна страна мира – авт.), т.е. до 1948 года, в промежутке до 1950 года, когда появилась новая специализированная модель для такси, ее заменяла легковая модель PV60.

«Suggan» дебютирует
Пожалуй, самая известная из такси-олдтаймеров Volvo – дебютировавшая в 1950 году PV831, в народе ласково прозванная «Suggan» (по-русски – свиноматка).
5-(4).jpg

Пожалуй, в 1950-70-х огромные седаны-такси PV830 были не меньшим символом Стокгольма, чем их английский коллеги Austin Taxicab – символом Лондона 

Таксомотор снова получил огромный 7-8-местный кузов в американском стиле, в основном идентичный модели 801/802, установленный на прочной раме, но с передней независимой подвеской. Под капотом у него была та же самая тяговитая 3,7-литровая шестерка, теперь развивавшая 90 л.с., а кузов в «добрых традициях» такси тех времен был оснащен задними дверями на задних петлях для удобства входа-выхода пассажиров. Экстерьер передка при этом стал более обтекаемым и современным, сильно напоминавшим стайлинг малолитражки PV444 с горизонтальными хромированными планками решетки радиатора и интегрированными передними крыльями. В версии «голого» шасси, 8-ка по мере необходимости и по желанию заказчика могла стать, например, машиной скорой помощи, пикапом или катафалком. В 1950-х для этого еще имелся целый легион независимых кузовостроительных фирм.

Также Volvo выпустила «гражданскую» версию под названием Disponent («распорядитель»), которая была задумана как представительский автомобиль управляемый наемным водителем. Его очень удобный и просторный салон был отделан высококачественной шерстяной тканью, на полу были мягкие коврики, а за доплату были предусмотрены и несколько прикуривателей (никогда так, впрочем, не называвшиеся на автомобилях высокого класса). Однако именно версия такси стала доминирующей, в отличие от прозванной также «Hisings-Packard» (ХБП – хочу быть Паккардом) модели Disponent. Последняя из 8-й серии модель PV834 исчезла из модельной программы в 1958 году, став последним специализированным такси производства Volvo.

Краткосрочный перерыв
Модель Volvo Amazon (называвшаяся P120 на экспортных рынках – авт.), которая была представлена в 1956 году, на самом деле не отличалась вместительным салоном, подходившим для эксплуатации в такси. Тем не менее, в некоторых странах Amazon все же использовался в качестве такси, например, в Швейцарии.
amazon63taxi.jpg

Седан Volvo P122 Amazon был крепкой машиной, но его салон для такси был слишком тесен

Это отнюдь не означало, что такси 8-й серии исчезли с улиц шведских городов. Напротив, благодаря тому, что они были крепкими и практически неубиваемыми, многие экземпляры еще в 1970-х продолжали активно использоваться таксомоторном извозе (что неудивительно, ведь по вместимости они фактически соответствовали нынешним минивэнам и прямой замены тогда им просто не было – авт.).
5-(7).jpg

Вернуться на рынок такси марке Volvo помогла модель 144 , выпускавшаяся с 1966 года

Моделью, которая смогла вернуть компанию Volvo на рынок такси, стала «144-ка», впервые дебютировавшая в 1966 году. Новый четырехдверный седан со ставшим классическим дизайном, выдержанным в нестареющем стиле с прямыми чистыми линиями, идеально подошел в качестве такси, и спрос со стороны таксомоторной индустрии не заставил себя ждать. Тот факт, что модель не предлагалась с дизельным двигателем, который предлагали некоторые конкуренты (читай Mercedes-Benz и Peugeot – авт.), рынок не беспокоил. Это был настоящий Volvo. Однако больше не было семи- или восьмиместного кузова. Времена изменились, и четыре пассажира в такси, плюс водитель, стали обычной практикой. По общему мнению в «144-ке», колесная база которой была лишь 2600 мм, для ног пассажиров уже больше не было прежнего простора как в старом «831-м», зато места для багажа в отдельном багажнике стало заметно больше, чем прежде.

Бензин, дизельное топливо и газ
С момента появления модели Volvo 144 покупателям такси обычно предлагались четырехдверные седаны и пятидверные универсалы следующих моделей: 200-й, 700-й, 900-й и 850-й серий, модели S70, V70, S80, а с 2000-х – даже кроссовер XC90. Компактная модель 400-й серии также иногда использовалась в качестве такси в 1980-90 гг. (зря шведы комплексуют – в ряде стран и советские «жигули» считались вполне просторной и крепкой машиной для такси – авт.).

С появлением на автомобилях Volvo с 1979 года дизельного двигателя – он также стал альтернативой для такси, причем, с годами этот тип двигателя внутреннего сгорания постоянно совершенствовался и совершенствовался. К середине 2000-х в Европе именно на дизельные версии приходился наибольший объем продаж автомобилей Volvo для такси.
С 1996 года еще одной топливной альтернативой стал природный газ (метан) и биогаз, которые стали применяться на битопливных версиях моделей Volvo.
volvo_264_te_1977.jpg

Серийный стрейч Volvo 264TE образца 1977 года

Также достаточно большое применение в службах такси нашли и 7-местные стрейчи на базе моделей Volvo 200-й, 700-й и 900-й серий, что снова позволило перевозить более четырех пассажиров одновременно – техника, как известно, развивается по спирали.

Рекордные пробеги
Такси проезжает в среднем по 150 000–200 000 км ежегодно, т.е. по четыре-пять длин экватора. В северных районах Швеции, Норвегии и Финляндии, где расстояния между населенными пунктами велики, нередки случаи, когда такси пробегает за год еще больше.

Такси Volvo также часто устанавливают настоящие рекорды по величине пробега. Автомобили-такси, которые все еще используются с тем же двигателем при пробегах в 500 000-600 000 км еще в 2000-х не были редкостью.
5-(3).jpg
В Стокгольме такси Volvo PV830 все еще использовались в 1970-х, а один экземпляр такси PV832 выпуска 1954 года, все еще использовался в 2005 году в летнее время в южной Швеции. Данный экземпляр накатал свыше 1 000 000 миль (1,6 млн км)!

Концепт такси 1976 года
В свое время Volvo Cars доказала, что имеет истинное представление о том, как должно выглядеть и работать настоящее такси, что и было продемонстрировано на концепте, который был показан в 1976 году. Данное экспериментальное такси Volvo даже стало победителем на конкурсе дизайна для такси будущего, объявленным Музеем современного искусства в Нью-Йорке.
5-(5).jpg  

Данный прототип Volvo New York Taxi Concept представлял собой сплав инновационных решений по безопасности, функциональности и эргономике

На переднеприводном (!) шасси с низким ровным полом был размещен специальный кузов с пассажирским салоном, рассчитанным на трех человек и полностью отделенным от кабины водителя.
5-(6).jpg

Низкий пол также позволял пассажиру на инвалидной коляске легко садиться в машину и безопасно ехать 

Вместо ремней на заднем сиденье был убирающийся поручень (как в кабинках колес обозрения), а изолированная кабина водителя сделала это такси безопасным местом для работы таксиста. Специально разработанный и очень экономичный шестицилиндровый дизельный двигатель был агрегатирован с автоматической коробкой передач. Серийное производство прототипа и не намечалось, но экспериментальное такси Volvo, тем не менее, оказало заметное влияние на то, чтобы сделать автомобили (в том числе такси) более безопасными и экономичными.
Goteborg_Volvo_Museum_63_Experimenttaxi.jpg

Прототип Volvo New York Taxi Concept '1977 сегодня доступен для осмотра в музее Volvo в Гетеборге

Продажами Volvo Cars на рынке такси с середины 1990-х занимается подразделение Volvo Car Special Vehicles. Объем продаж такси Volvo составляет около 2000 автомобилей в год. Крупнейшими рынками для такси Volvo помимо собственного шведского и прочих скандинавских стран выступают еще несколько европейских рынков, включая и достаточно экзотические. Например, несколько седанов Volvo 144 с начала 1970-х годов в трудились в качестве такси в столице Северной Кореи Пхеньяне.
9_50.jpg

Спецмодель такси Volvo 145 Express образца 1970 года использовалась, например, для перевозки детей

volvo_245_transfer_taxi_1.jpg

Еще большую ораву ребятишек можно было перевезти на таком вот стрейч-универсале Volvo 245 Transfer образца 1981 года

5.jpg

Современные модели Volvo от подразделения Volvo Car Special Vehicles пользуются спросом не только в Скандинавии 

В общей сложности подразделение Volvo Car Special Vehicles производит и продает ежегодно около 20 000 автомобилей Volvo специальных версий.
Напомним, что празднование 90-летия Volvo Taxi состоится в 2020 году.
 


Подписаться

Подписаться бесплатно.

ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

  • Комментарии
Загрузка комментариев...

Феррари и Мерседес отзывают из-за вылетащих стекол

Феррари и Мерседес отзывают из-за вылетащих стекол

Культовые бренды Ferrari и Mercedes-Benz начали отзывные кампании из-за дефектного крепления стекол, а Mercedes также из-за коротящей «звезды» на решетке радиатора

23.10.2020

ВАЗ выбрал для будущей новинки название LADA Alta

ВАЗ выбрал для будущей новинки название LADA Alta

В сети появился первый независимый рендер нового кроссовера LADA

21.09.2020

ГУМ-Авторалли 2020 года посвятили юбилею ВАЗ-2101 «Жигули»

ГУМ-Авторалли 2020 года посвятили юбилею ВАЗ-2101 «Жигули»

Ретроралли ГУМа посвятили 50-летию «Жигулей»

17.09.2020

На «Армии-2020» показали скоростную амфибию «Дрозд»

На «Армии-2020» показали скоростную амфибию «Дрозд»

Амфибия «Дрозд» развивает 100 км/ч на суше и 70 км/ч на воде

31.08.2020

Московский автосалон 2020 года – несостоявшиеся премьеры

Московский автосалон 2020 года – несостоявшиеся премьеры

На MMAC-2020 должны были представить полдюжины новинок для российского рынка

27.08.2020

Московский троллейбус ушел на пенсию

Московский троллейбус ушел на пенсию

Троллейбусное движение в столице просуществовало около 87 лет  

25.08.2020

Самый «зеленый» катафалк в мире англичане и немцы выпустят на базе Tesla Model S

Самый «зеленый» катафалк в мире англичане и немцы выпустят на базе Tesla Model S

Английский бодибилдер Coleman Milne создал электрокатафалк на базе американского электромобиля

21.08.2020

Возврат к списку