Выставка «ЭлектроТранс-2024» стала площадкой для показа новой техники для городов
2 июля 2024
На выставке «ЭлектроТранс-2024» показали современные образцы электромобилей, автобусов, электробусов и троллейбусов
Александр Климнов, фото автора
С 26 по 28 июня в столичном «Экспоцентре» в рамках Российской недели общественного транспорта и городской мобильности проходила XIII международная выставка электрической мобильности, продукции и технологий для городского электротранспорта и метрополитенов всему комплексу вопросов развития электрической мобильности в городах – «ЭлектроТранс-2024».
В рамках деловой программы выставки «ЭлектроТранс-2024» прошли конференции, круглые столы, семинары, а также конкурс перспективных разработок и презентации инновационных образцов подвижного состава, технические визиты на объекты транспортного комплекса столицы и Подмосковья.
Экспозиция общественного транспорта включала как автобусы, так и электробусы и троллейбусы отечественных и зарубежных производителей.
Так, группа ООО «Волгабас» (Volgabus) показала на «ЭлектроТранс-2024» троллейбус «Пересвет Т» («Волгабус-5270Т») с автономным ходом – экономически эффективный, комфортабельный и современный транспорт для большого города.
У «Пересвета Т» низкопольный салон, комфортабельные сиденья, малый уровень шума, мультимедийная система, мощный климатический комплекс, что делает поездку на нем легкой и приятной.
Машина полностью адаптирована для людей с ограниченными возможностями: оборудована аппарелью для заезда колясок, накопительной площадкой, световой и звуковой сигнализацией для вызова водителя. Троллейбус с автономным ходом «Пересвет Т» разработан в партнерстве с российскими научно-производственными предприятиями, которые поставляют комплекты тягового и вспомогательного электрооборудования, аккумуляторные системы и другие компоненты.
Аккумуляторный блок для троллейбуса полностью создан в Российской Федерации. Главное преимущество нового решения – рекордная гравиметрическая плотность энергии, показатель которой значительно выше, чем у других современных российских батарей. Он составляет свыше 150 Вт·ч/кг. Энергоемкость батареи в 62 кВт·ч позволяет троллейбусу автономно проезжать до 30 км независимо от погодных условий. Возможность автономного передвижения позволяет гибко прокладывать маршруты, используя в работе участки без проводов. Во время поездки «Пересвет Т» обеспечивает снижение нагрузки на контактную сеть на величину до 100 А – данная опция реализуется по желанию заказчика. Зарядка литий-ионной аккумуляторной тяговой батареи производится от контактной сети или промышленной сети с напряжением 380 В на территории троллейбусного парка.
Кузов машины создан на базе элементов, соединенных методом роботизированной сварки, а также максимально унифицирован с современным модельным рядом группы «Волгабас». Троллейбус оснащен системой термостатирования с независимым контуром, где теплоносителем выступает антифриз, что повышает эффективность охлаждения. Тормозная система EBS и комплекс самодиагностики с простым интерфейсом делают управление машиной комфортным. Для начала движения достаточно вставить ключ и нажать одну кнопку.
«ПК Транспортные системы» показал инновационный рестайлинговый троллейбус «Адмирал 2022» (ПКТС-6281.01), объединивший в себе все лучшее, что было наработано и реализовано компанией в производстве городского электрического транспорта. Модель «Адмирал» 6281.00 – это 100-процентно низкопольный троллейбус на 80–100 пассажиров (35–37 мест для сидения), созданный с учетом требований эксплуатации в современных городах: три широких дверных проема, просторные накопительные площадки, современный дизайн, эргономичный светлый салон. Кузов с обшивкой из композитных материалов (легкозаменяемым) отличается улучшенным внешним видом.
«Адмирал 2022» со 180-киловаттным электромотором и увеличенным автономным ходом оснащен оригинальной тяговой батареей российского производства с отечественным компоновочным решением, которая адаптирована под местные условия эксплуатации. Температурный режим, при котором троллейбус сохраняет работоспособность – от –40°С до +40°С. Запас хода позволяет троллейбусу проходить от 12 до 20 километров в зависимости от погодных и дорожных условий (удельный расход составляет 80 Вт·ч/тонно-километр). Процесс подключения и отключения от контактной сети, благодаря российской системе штангоуловителя, занимает несколько секунд, а при обустройстве специальных мест на контактной сети, вообще не требует участия водителя. Машина снабжена всеми современными устройствами для повышения комфортности и безопасности перевозок.
Компания «Транс-Альфа» представила свою последнюю разработку – 12-метровый 107-местный (37 мест для сидения) электробус «Сириус» (модель 5298-0000010-02) со 180-киловаттным электромотором и автономным ходом 200–240 км, что позволяет ему работать долгое время без подзарядки. Электробус «Сириус» создан с учетом требований эксплуатации в современных городах. Используются тяговые батареи собственного производства, созданные на литий/NMC-элементах последнего поколения, а также рассчитанные на эксплуатацию при рабочих значениях температуры окружающего воздуха от –40°С до +40°С.
Накопительная площадка оборудована местом расположения инвалидной коляски с элементом ее фиксации.
Для поддержания комфортной температуры салона и кабины водителя ТС комплектуются системой климат-контроля.
АО «УТТЗ» представил на выставке 500-й низкопольный (высота пола над дорогой 360 мм) троллейбус 6241.01 «Горожанин» пассажировместимостью до 114 человек (32 места для сидения). Троллейбус с автономным ходом до 30 км снабжен LPF-аккумулятором и всеми системами безопасности и комфортности.
Белорусская компания ООО «НЕМАН Бас РУС» – официальный дилер филиала «Автосборочного завода «Неман» ОАО «Минский завод колесных тягачей» в России показала новый улучшенный пригородный мидибус модели НЕМАН-420423-501, причем уже не на шасси итальянского IVECO, а на собственном импортозамещенном!
Преимущества 8,82-метровых автобусов НЕМАН-420423 пассажировместимостью 39 человек (мест для сидения 29) заключаются в повышенном запасе прочности и ресурсе, достигающем 1 000 000 км при регламентном обслуживании, благодаря надежным компонентам и рамной конструкции. Автобус снаряженной массой 6400 кг (полная 9400 кг) оснащен локализованным турбодизелем класса Евро-5 мощностью 185 л.с. и механической 6-ступенчатой коробкой передач, позволяющими ему разгоняться до 100 км/ч, а также тормозом-замедлителем и предпусковым подогревателем мощностью 12 кВт. Подвеска обоих мостов рессорная со стабилизаторами поперечной устойчивости, сзади дополненная пневмобаллонами с регулятором уровня пола.
По правому бору и сзади кузова имеются багажные отсеки общей вместимостью 2 м3. Передняя дверь одностворчатая с электроприводом. Тормозная система пневматическая двухконтурная и кроме ABS снабжена также ASR, ROP и ESP.
По словам менеджера по автобусной технике Максима Павлова эксплуатационные расходы значительно ниже аналогов и позволяют экономить до 500 000 рублей на каждый 100 000 км пробега. Автобус производится совместно заводами МЗКТ и НЕМАН (на последнем производится окончательная сборка).
Салон автобуса оснащен удобными пассажирскими сиденьями с регулировками и подлокотниками, а также USB-разъемами для зарядки гаджетов, пол покрыт противоскользящим поливинилхлоридным линолеумом, на окнах есть шторки, сиденье водителя с подголовником на пневмоподвеске, наружные зеркала с электрорегулировками и подогревом, имеется аудиосистема, кроме двух отопителей салона предусмотрен и автономный отопитель, люк в крыше, а за доплату – парктроники и камера заднего вида, а также мощный 18-киловаттный кондиционер, охлаждающий салон буквально за пару минут, однако, его стоимость относительно велика – 500 тыс. руб., при том, что цена самого автобуса начинается от 10 млн 200 тыс. руб. При покупке в лизинг или кредит у СТЦ «Ураган» можно получить выгоду в 1,1 млн руб.
В линейке также имеется междугородная версия с подиумным размещением кресел и багажными отсеками увеличенной вместимости.
Компания ООО «Автобосс» показала свой флагманский 12,6-метровый междугородный лайнер модели Zhong-Tong LCK6127H – самый длинный на сегодня двухосный лайнер на российском рынке.
Длинная колесная база обеспечивает наилучшую плавность хода и комфорт для 53 пассажиров, причем установка туалета не сокращает количество посадочных мест и не уменьшает расстояние между рядами кресел, а также минимально сокращает объем багажного отсека – самого большого для двухосных лайнеров – с 9,5 м3 до 8,6 м3. Кроме того для лайнера предложено множество опций: от мультируля и кресла водителя испанской марки ISRI на пневмоподвеске до климат-контроля и Bluetooth для подключения пассажиров к мультимедийной системе и 22-дюймового складного монитора в проходе, а цена при этом одной из самых конкурентоспособных на рынке.
Во всех версиях в багажном отсеке предусмотрено спальное место для водителя-сменщика, что не уменьшает заявленный объем багажника.
Современный турбодизель ISL 375 50 с интеркулером (8,9 л, 365 л.с., 1532 Н·м) производства СП Dongfeng Cummins соответствует экологическому стандарту Евро-5 и в паре с 6-ступенчатой МКП Shaanxi Fast 6DS180T при сравнительно небольшом расходе топлива обеспечивает хорошие динамические характеристики лайнера. Полная масса автобуса может составлять до 19 500 кг.
Кроме того, автобус Zhong-Tong LCK6127H оборудован современными системами безопасности, включающими в себя ABS, EBS, ASR, ESС и VSF, что обеспечивает пассажирам максимальную защиту во время поездки.
Китайский Yutong показал свою первую электрическую 12,2-метровую модель низкопольного электробуса Yutong E12 (ZK 6126 BEVG). Инновационность этого 85-местного (29 посадочных мест) электробуса заключается в сочетании мощного 215-киловаттного (292 л.с.) электромотора с литий-железо-фосфатными аккумуляторами (LFP) емкостью 350 кВт·ч с гарантией поставщика для работы в диапазоне рабочих температур составляет от –35°С до +45°С. За 8 лет работы АКБ теряет не более 30% емкости.
По сравнению с привычными литий-ионными тяговыми батареями LFP-аккумуляторы имеют ряд преимуществ, в частности более длительный срок службы, повышенную безопасность, большую зарядную емкость, меньшее воздействие на окружающую среду. По результатам испытаний заряда аккумуляторов хватает на 222 км работы. В случае сравнения с электробусом КАМАЗ-6282 при одинаковой температуре наружного воздуха, зафиксирована разница в энергопотреблении на уровне 53,9%, что свидельствует об экономичности Yutong Е12.
Электробус оборудован встроенной системой жидкостного терморегулирования и импульсной системой «саморазогрева», что защищает двигатель машины от возгораний даже при возможных экстремальных условиях эксплуатации.
Машина также оснащена функцией ECAS-kneeling (наклона кузова в сторону остановки) для удобства маломобильных пассажиров, электронно управляемой пневматической подвеской, бесшумным электроприводом и USB-разъемами.
В сегменте спецтехники для обслуживания контактной сети троллейбусных и трамвайных линий Группа компаний ГИРД показала автомобиль аварийной службы PNP 8.5 на шасси «Урал» S34520-Y201843-S2 с максимальной рабочей 8,5-метровой высотой подъемной платформы грузоподъемностью 500 кг и боковым сдвигом до 1,1 м.
Еще из интересных электромобилей легкового класса на «ЭлектроТранс-2024» надо отметить разработку студентов кафедры «Электротехника и электрооборудование» столичного университета МАДИ, которые конвертировали купе Mazda RX-8 в электромобиль (полная масса машины составляет 1,7 т). Взамен РПД установлен электромотор мощностью 147 кВт (200 л.с.), но допускающий перегрузочную мощность до 279 кВт·ч (380 л.с.) и тяговая литий-ионная АКБ емкостью 32 кВт·ч (удельная емкость 122 Вт·ч/кг), обеспечивающая запас хода до 175 км при спортивном стиле езды и до 230 км – при экономичном.
Время быстрой зарядки составляет 20 минут, а медленной – 5 часов. Коробки передач на этом электромобиле вообще нет, электромотор размещен перед задней осью и снабжен жидкостной системой охлаждения.
Электромобиль МАДИ подготовлен для реализации беспилотного (автоматизированного) режима вождения. Информационный обмен, контроль и управление электромобиля реализуются через мобильное приложение.
Еще из интересных электромобилей можно отметить, показанный дилерской компанией Frank Auto новейший минивэн Li Mega с 7-местным (2+2+3) салоном бизнес-класса, выпускаемый компанией Li Auto. Он уже сверхпопулярен в Китае – уже через два часа после старта приема предзаказов количество клиентов перевалило за 10 тысяч, несмотря на довольно высокую цену: полноприводная топ-версия Max стоит чуть менее 600 000 юаней (7,4 млн рублей в переводе по текущему курсу).
Габариты Li Mega составляют 5350х1965х1850 мм, колесная база равна 3300 мм, штатные колеса – 18-дюймовые.
Кузов минивэна тщательно проработан с точки зрения аэродинамики, заявленный коэффициент Сх=0,215, притом что у него традиционные наружные зеркала и корпус лидара над лобовым стеклом, который необходим для работы автопилота.
Кресла в Li Mega снабжены электромассажем
Несущая структура кузова выполнена из различных сортов высокопрочной стали, его жесткость на кручение составляет 44 000 Н·м/град, что, например, больше, чем у состоящего преимущественно из углепластика кузова суперкара Lamborghini Revuelto.
Передняя панель с гигантским мультимедийным экраном выглядит примерно так же, как у кроссовера Li L9.
Силовая установка Li Mega Max состоит из двух электромоторов, мощность переднего – 155 кВт (211 л.с.), заднего – 245 кВт (333 л.с.), максимальная суммарная мощность – 400 кВт (544 л.с.), разгон до 100 км/ч занимает 5,5 с.
Емкость батареи, поставляемой компанией CATL равна 102,7 кВт·ч, запас хода на одной зарядке превышает 600 км по циклу CLTC (заявленный расход энергии – 15,9 кВт·ч/100 км). Снаряженная масса минивэна – 2785 кг. Подвеска – адаптивная пневматическая, передняя – на двойных поперечных рычагах, задняя – многорычажная.
P.S. Троллейбусная тема, несмотря на отказ от машин такого типа в Москве, по стране (прежде всего в Санкт-Петербурге) вполне популярна и их показ на «ЭлектроТранс-2024» вполне закономерен.
Присутствовал на выставке и ряд фирм по выпуску и установке зарядных станций для электромобилей, но это уже тема для отдельной статьи.
Пока Вы читали эту статью, Ваш бизнес мог заработать на 10% больше. Как это реализовать? Сейчас все расскажу…
Меня зовут Любовь и я открываю двери в мир технологических решений для Вашего бизнеса! Вот мой Тelegram: Пообщайтесь со мной!