Автомобили Формулы-1 опасны для здоровья пилотов из-за раскачки
15 июня 2022
Большинство пилотов Формулы-1 призвало команды и FIA срочно подумать о здоровье гонщиков из-за ударов о дорогу при раскачивании шасси их болидов
Александр Климнов, фото f1news.ru
Из-за проблем с дестабилизацией шасси или т.н. раскачкой (для которой уже придумали эвфемизм «дельфинирование» – авт.) руководитель Ferrari Маттиа Бинотто назвал современные машины Формулы-1, созданные на основе концепции Росса Брауна и Пэта Симондса, худшими с точки зрения комфорта гонщиков во всех формульных сериях, а пилот Ferrari Карлос Сайнс считает, что в FIA обязаны срочно принять меры.
По информации немецкого издания Auto Motor und Sport, в FIA намерены предпринять специальное расследование, чтобы получить детальное представление о всех ее аспектах, в том числе и медицинском, ведь в каких-то наиболее острых ситуациях это чревато опасными последствиями...
Проблема в том, что аэродинамика машин нового поколения, в которых используется так называемый «граунд-эффект», эффективно работает только при очень маленьком дорожном просвете. В случае с Mercedes он был вообще минимальным, и гонщики жаловались, что W13 постоянно чиркает днищем о трассу, а на огромных скоростях, которые машины развивают на длинной старт-финишной прямой, это приводит к весьма болезненным ощущениям.
В планах федерации побеседовать как с гонщиками, так и с техническими директорами команд. Хотя можно предположить, что инженеры вряд ли будут этому рады, ведь увеличение дорожного просвета на 10 мм неизбежно приводит к заметным потерям прижимной силы, и добровольно на это никто не пойдет.
В FIA собираются привлечь для консультаций светил медицины, а также обратиться к информации других гоночных серий. Например, в ралли и ралли-рейдах специфика соревнований такова, что машины постоянно подвержены очень сильной тряске. Впрочем, там в любом случае ниже скорости, а в конструкции машин, в отличие от Формулы-1, применяется длинноходная и очень энергоемкая подвеска.
Встревоженный руководитель Mercedes Тото Вольф дал такой комментарий: «Очевидно, что проблема более серьезная, чем боль в мышцах. Боль уже проникает в позвоночник и может привести к определенным последствиям. Не думаю, что такая проблема только у Льюиса, хотя, вероятно, в его случае она проявляется наиболее остро. У Джорджа Расселла, да и у других гонщиков, тоже есть проблемы».
Во время гонки в Баку у Льюиса Хэмилтона сильно болела спина из-за постоянной раскачки машины, руководитель команды Тото Вольфф даже заявил, что готовит замену, но в понедельник Льюис написал в социальных сетях, что пропускать этап в Канаде не намерен.
Льюис Хэмилтон: «Гонка в Баку получилась тяжелой, я с трудом смог уснуть прошлой ночью, но не думаю о том, чтобы пропустить Гран При Канады.
Спина немного болит, но, к счастью, ничего серьезного. Я прошел курс иглоукалывания и физиотерапии с моим физиотерапевтом и сейчас еду на базу, чтобы вместе с командой поработать над улучшением машины.
Мы должны продолжать бороться. Сейчас самое время сплотиться еще теснее, и мы это сделаем. Я буду в Канаде в этот уик-энд, ни за что его не пропущу. Желаю всем замечательного дня и недели».
Пилот Карлос Сайнс высказался по этому поводу: «Я серьезно страдаю из-за этого. В Баку мне было очень, очень больно. Дошло до того, что на брифинге пилотов мы все посмотрели друг на друга и сказали: «С этим нужно что-то делать». Это нормально для одной гонки, но сможем ли мы провести еще десять лет в таком же духе? Сомневаюсь.
Мы попросили FIA изучить вопрос, чтобы они слушали не команды, а нас – тех, кто на себе чувствует все эти удары. И крайне важно, чтобы в FIA как можно скорее приняли меры.
Вероятно, нужно что-то изменить в конструкции подвески или что-то еще. Уверен, если вы спросите двух-трех инженеров в паддоке, они скажут, что нужно сделать, чтобы ограничить раскачку. Нам просто нужно, чтобы FIA действовала как можно скорее, иначе последствия будут накапливаться.
Лично мне кажется, что при современном уровне технологий нам совершенно необязательно ставить себя в условия, угрожающие нашему здоровью и карьере. Я считаю, что в этом нет необходимости, что все, включая команды, должны, прежде всего, думать о гонщиках».
Пилот Джордж Расселл еще после пятничных тренировок в Баку (ставший, кстати на ГП Азербайджана 3-м – авт.) заявил буквально следующее: «Не знаю, какое будущее уготовано машинам этого поколения, но не могу представить, чтобы мы испытывали такие же сложности еще четыре года».
Даниэль Рикардо солидарен с теми гонщиками, кого тревожит ситуация с раскачкой машин, на высоких скоростях переходящая в зубодробительную тряску, что наверняка сказывается на здоровье – в каком состоянии был Льюис Хэмилтон после Гран При Азербайджана, видели все, кто смотрел трансляцию из Баку.
По словам австралийского гонщика McLaren, при езде по городской трассе ему казалось, словно он мяч, по которому бьет профессиональный баскетболист.
Он сказал: «Страшно представить, что чувствуют остальные, потому что, если честно, в воскресенье в Баку мне было плохо. Проблемы действительно серьезные. Проще говоря, все это приводит к болезненным ощущениям. Полагаю, так больно быть не должно.
Ощущения буквально такие, словно ты мяч в руках профессионального баскетболиста, когда он занят ведением в очень низкой стойке. Как будто какой-нибудь Стефен Карри демонстрирует искусство дриблинга.
Безусловно, это плохо, это ненормально, и я считаю, что мы должны что-то предпринять. Например, посмотрите на Джорджа Расселла и Льюиса Хэмилтона: я знаю, что их машины подвержены очень сильной раскачке. Если уж мне было больно, то я даже не представляю, что испытывали они.
Вероятно, так плохо, как в Баку, еще не было. По всей видимости, это приводит к компрессии позвоночника, ты испытываешь боль – такое ощущение, что тебя сдавливает, а это плохо. В том числе было больно, когда я вылезал из машины, это стало для меня шоком – я не преувеличиваю.
Полагаю, дело еще и в определенной частоте этих колебаний, которые воздействуют на мозг и на позвоночник. Не думаю, что это полезно, особенно если думать о будущем. Это одна из тех ситуаций, когда мы не хотим быть наивными или проявлять невежество и просто терпеть, если это явление может привести к каким-то далеко идущим последствиям».
В каких-то командах, например, в Red Bull Racing, уже практически разобрались с дестабилизацией шасси, так что озабоченность Mercedes разделяют не все. Неназванный представитель одной из соперничающих команд с некоторым сарказмом заметил: «Они просто должны увеличить дорожный просвет. Если бы все страдали от подобных проблем, это было бы другое дело. И тогда в Формуле-1 должны были бы что-то предпринять. Тем более, если это может сказываться на безопасности. А сейчас это касается в основном Mercedes».
Двухкратный чемпион мира пилот команды Alpine Фернандо Алонсо: «Наша машина практически не подвержена эффекту раскачки, поэтому не могу сказать, что в Баку мне было некомфортно. Гораздо больше нас беспокоила деградация резины, особенно задних шин.
Ситуация меняется от трассы к трассе. Например, асфальт в Джидде очень гладкий, как и в Австралии, поэтому на тех этапах никто не говорил про раскачку. Командам будет сложно прийти к единому мнению по этому вопросу».
Ну, а известный своими скептическими высказываниями чемпион 1997 года канадец Жак Вильнев сказал так: «У Льюиса Хэмилтона определенно наступили тяжелые времена, которые только усугубляются проблемами со спиной. И это серьезно: травмированные позвонки могут доставлять вам проблемы месяцами, если не годами. В 1990-е у нас тоже были подобные проблемы из-за очень низкого дорожного просвета. Я прекрасно помню, как ударился о кочку на трассе в Аргентине и после этого увидел звезды в глазах – было ощущение, словно через мое тело прошел разряд тока.
Я понимаю опасения Расселла и Тото Вольффа, но у меня есть решение проблемы Mercedes: увеличьте дорожный просвет. Никто не заставляет их настраивать машину на такой низкий дорожный просвет, но, возможно, их машина чувствительна к этому из-за минималистичных боковых понтонов.
Тото Вольфф призывает пересмотреть правила, но, на мой взгляд, это не более, чем обычные политические игры в Формуле-1. В Mercedes делают все возможное, чтобы сократить отставание от Red Bull и Ferrari, но при этом хотят менять как можно меньше.
Можно добавить, что в Баку эксперты обратили внимание, что на RB18 команды Red Bull Racing клиренс был заметно выше, чем у Mercedes W13, но это не мешало Максу Ферстаппену и Серхио Пересу ехать быстро».
P.S. Итак, Формула-1 столкнулась в нынешнем сезоне с еще одним серьезным вызовом, который или будет решен очередным изменением регламента, или некоторым командам придется добровольно пойти на ухудшение характеристик и скоростных качеств своих болидов, а значит заведомо проиграть в борьбе за КК. Посмотрим, что выберет FIA и следим за развитием ситуации…