Европа может создать новый класс автомобилей с ДВС исключительно на «электронном топливе», которые смогут выпускаться и после 2035 года

Европа может создать новый класс автомобилей с ДВС исключительно на «электронном топливе», которые смогут выпускаться и после 2035 года

24 марта 2023


Брюссель разрабатывает компромиссный план по внедрению новой категории транспортных средств с двигателями внутреннего сгорания на углеродно-нейтральном жидком топливе


автор

Александр Климнов, фото autonews.com, bloomberg.com, Porsche


Проект предложения Комиссии ЕС, с которым ознакомилось агентство Reuters, предлагает создать новый тип категории транспортных средств в ЕС для автомобилей, которые могут работать только на электронном топливе.

Европейская комиссия разработала план, разрешающий продажу новых автомобилей с двигателями внутреннего сгорания, которые работают только на климатически нейтральном электронном топливе в попытке разрешить спор с Германией по поводу поэтапного отказа ЕС от автомобилей с двигателями внутреннего сгорания к 2035 году.

Проект, с которым ознакомилось агентство Reuters, предлагает создать новую категорию транспортных средств в Европейском союзе для автомобилей, которые смогут работать исключительно на углеродно-нейтральном топливе.

В проекте говорится, что такие транспортные средства должны будут использовать технологию, которая просто не позволит им ездить на других видах топлива. Данная технология будет включать в себя т.н. «систему стимулирования заправки», чтобы остановить запуск мотора автомобиля, если он был заправлен обычным ископаемым углеводородным, т.е. не CO2-нейтральным топливом.

Данное предложение может предложить автопроизводителям «дорожную карту» для продолжения производства и продажи автомобилей с двигателями внутреннего сгорания и после 2035 года, даты, когда запланированный закон ЕС окончательно запретит продажу новых традиционных автомобилей (ICE) с ДВС разогревающими атмосферу выбросами CO2.
EU-engine-ban-BB.gif

Немецкие и итальянские производители суперкаров отчаянно борются с Брюсселем за сохранение ДВС и после 2035 года

После нескольких месяцев переговоров страны ЕС и Европейский парламент согласовали закон в прошлом году. Однако министерство транспорта Германии удивило в этом месяце другие страны, подав в последнюю минуту возражения против закона, что произошло буквально за несколько дней до окончательного голосования, которое привело бы к его безоговорочному вступлению в силу.

«Оппортунистические» действия Берлина, причем, в последнюю минуту – разозлили некоторых законодателей и дипломатов ЕС, которые предупреждают, что разрешение одной стране торпедировать уже согласованный закон поставит под угрозу другие тщательно согласованные соглашения по политике ЕС.

Ранее министр транспорта Германии Фолькер Виссинг сказал: «Запрет на двигатель внутреннего сгорания, при том, что он может работать климатически нейтральным образом, кажется нам неправильным подходом. Мы не хотим останавливать процесс [электрификации], но мы и не хотим, потерпеть неудачу в конце концов, а добиваемся чтобы регулирование было успешным – нам нужна климатическая нейтральность, но мы должны оставаться технологически открытыми, а все остальное не является хорошим вариантом для Европы».

Основное требование немецкого министерства заключается в том, чтобы ЕС разрешил продажу новых автомобилей, работающих на электронном топливе, и после 2035 года. Во вторник немецкий Минтранс заявил, что находится в контакте с Еврокомиссией, чтобы попытаться достичь решения по вопросу, за которым внимательно следит мощная автомобильная промышленность Германии, в лице eFuel Alliance – отраслевой лоббистской группы, в которой состоят как Bosch, ZF и Mahle, так и крупные нефтегазовые компании от ExxonMobil до Repsol.

Два источника, знакомые с этим вопросом, заявили, что условие Еврокомиссии о том, что автомобили должны иметь возможность различать CO2-нейтральное топливо и ископаемое топлива, станет проблематичным для Германии, поскольку заставит местных автопроизводителей провести целую кампанию по разработке фактически нового поколения двигателей внутреннего сгорания.

Представитель Еврокомиссии отказался комментировать проект документа, но сослался на комментарии главы климатической политики ЕС Франса Тиммерманса, который заявил на прошлой неделе, что любое решение должно соответствовать закону о поэтапном отказе от 2035 года, согласованному в прошлом году.

Германия, кстати, противостоит Еврокомиссии в ее планах поэтапно запретить ДВС с 2035 года не одна, а сформировала альянс с Италией, а также восточноевропейскими Чехией, Польшей, Румынией, Венгрией и Словакией, выступающими за продолжение производства автомобилей на электронном топливе.

Так Volkswagen и Porsche разрабатывают электронные виды топлива и утверждают, что они могут стать альтернативой электрификации в некоторых сегментах автомобильной промышленности.

ЕС говорит, что дата 2035 года имеет решающее значение, потому что средняя продолжительность жизни новых автомобилей составляет 15 лет, поэтому более поздний запрет не позволит ЕС достигнуть своей стратегической цели выйти на углероднейтральный статус к 2050 году, что, по словам ученых, единственно, что предотвратит катастрофическое изменение климата планеты. На транспорт при этом в ЕС приходится около четверти выбросов всех выбросов парниковых газов.

Но автомобили имеют огромное значение для экономики Германии, где в автомобильной промышленности занято около 800 тысяч человек, а ее доход составляет около 411 млрд евро ($441 млрд), что на сегодняшний день делает его крупнейшим сегментом немецкой экономики.

Сторонники электронных видов топлива говорят, что они по существу представляют собой видоизмененную возобновляемую электроэнергию, так как электронное жидкое топливо получается с использованием «зеленого» водорода, получаемого с за счет использования возобновляемого (от ВИЭ) электричества и CO2, захваченного из атмосферы.

В свою очередь критики говорят, что электронное топливо – лишь пустая трата возобновляемой электроэнергии, которая должна быть сохранена для более трудного процесса декарбонизации (захвата излишнего СО2 из атмосферы и его дальнейшего безопасного хранения), в то время как некоторые сектора промышленности также опасаются, что упор на электронное топливо может создать неопределенность регулирования выбросов.

Что такое электронное топливо?
Е-топливо, включающее такие его типы как е-керосин (реактивное топливо), е-бензин, е-дизель, а также е-метан и е-метанол, производится путем синтеза уловленных выбросов CO2 и водорода, произведенного с использованием возобновляемой (от ВИЭ), т.е. «зеленой» электроэнергии.
Porsche-E-Fuel-Anlage-Punta-Arenas-Chile-169Gallery-36fe73e5-1966541.gif 

Установка по выработке е-метанола и е-бензина (с 2023 года) на заводе Porsche в Чили

Обычное ископаемое углеводородное топливо выделяет парниковый газ (CO2) в атмосферу при сгорании в двигателях внутреннего сгорания. Идея же «электронного топлива» состоит в том, чтобы сделать эти выбросы равными количеству CO2, взятому из атмосферы для производства синтетического топлива, что по идее сделать его в целом нейтральным по выбросам двуокиси углерода.

Кто производит электронное топливо?
Большинство крупных автопроизводителей делают ставку на аккумуляторные электромобили (BEV), технологию, которая уже широко доступна – как на основной способ сокращения выбросов CO2 от легковых автомобилей.

Однако поставщики традиционного жидкого топлива и крупные нефтяные компании, а также ряд автопроизводителей (прежде всего немецких и итальянских – авт.), которые не хотят, чтобы их автомобили были отягощены тяжелыми батареями – защищают электронное топливо.
Porsche-E-Fuel-Anlage-Punta-Arenas-Chile-169Gallery-bbf4aef3-1966532.gif

Первый в мире коммерческий завод по выработке электронного топлива заработал в чилийском Пунта-Аренас с конца 2021 года при участии Porsche

Электронное топливо еще не производится в больших масштабах, так первый в мире коммерческий завод HIF Global открылся в чилийском Пунта-Аренас в 2021 году при поддержке Porsche и нацелен на производство 550 миллионов литров e-метанола (производство е-бензина здесь началось с января 2023 года и им заправили бак суперкара Porsche 911 – авт.) в год.
Porsche-E-Fuel-Anlage-Punta-Arenas-Chile-169Gallery-1fe39b29-1966533.gif

Объем производства э-метана и е-бензина на заводе в Чили достигнет 0,55 млн т – капля в море потребностей даже Германии

Другие запланированные заводы включают Norsk e-Fuel в Норвегии, производство которого должно начаться в 2024 году с упором на электронный авиакеросин (тема едва ли не более важная, чем автомобильное топливо, так как у авиации альтернатив еще меньше, чем у автопрома – авт.).

Компания BMW Group инвестировала $12,5 млн в стартап по производству электронного топлива Prometheus Fuels, но в технологии аккумуляторов и электромобили уже инвестировала миллиарды.

Кстати, исследование только что опубликованное Потсдамским институтом климатических исследований, показало, что все запланированные проекты производства электронного топлива во всем мире в ближайшие несколько лет будут способны производить его столько, что его объема хватит на покрытие лишь 10% спроса в авиации, судоходстве и химической промышленности одной только Германии.

Может ли электронное топливо «озеленить» традиционные автомобили?
Электронное топливо можно использовать в современных автомобилях с ДВС и транспортировать по существующим логистическим сетям, работающим на ископаемом топливе – и это наиболее хорошая новость для поставщиков традиционных автомобильных компонентов, включая ДВС и компаний, занимающихся транспортировкой и реализацией бензина и дизельного топлива.

Сторонники говорят, что электронное топливо предлагает альтернативный способ сокращения выбросов CO2 существующим парком легковых автомобилей с ДВС (ICE), без замены каждого из них на аккумуляторный электромобиль (BEV). Но, критики указывают, на то что производство электронного топлива еще очень дорого и энергоемко.

Согласно статье 2021 года, опубликованной в журнале Nature Climate Change, для получения электронного топлива для автомобиля с ДВС (ICE) требуется примерно в пять раз больше возобновляемой электроэнергии, чем для работы обычного электромобиля (BEV).

Даже сторонники подтверждают, что у Европы попросту не хватит возобновляемой энергии для производства электронного топлива в больших масштабах, и ей придется импортировать ее из других регионов.

Некоторые политики также утверждают, что электронное топливо следует зарезервировать для таких трудно поддающихся декарбонизации секторов, как судоходство и авиация, которые, в отличие от легковых автомобилей, не могут легко (или от слова совсем – авт.) перейти на электротягу от электрических батарей.

На данный момент будущее одной из основных европейских политик в области изменения климата откровенно зависло.

P.S. Итак, Германия с Италией и сателлитами из Восточной Европы – за продолжение выпуска традиционных автомобилей с ДВС, хотя и на синтетическом «климат-нейтральном» топливе, и после 2035 года. Брюссель, хотя в начале и возмутился «отступничесвом» Берлина по поводу полного запрета автомобилей, но теперь ищет компромисс, предлагая выделить машины на синтетическом «электронном» горючем в отдельную разновидность ТС, вот только предлагая автопроизводителям сделать систему распознавания типа топлива и блокировку двигателя при заправке ископаемым топливом, что пока что видится технически сложным и затратным.

По большому счету, электронное жидкое топливо – своего рода еще один передел топлива водородного, которое неудобно, затратно и небезопасно при транспортировке и заправке машин, да и баки (баллоны) для его хранения – это все еще хайтек, тогда как в случае е-бензином и е-дизелем, всю инфраструктуру (включая и выпуск ДВС) можно сохранить практически неизменной.

Если к 2035 году усилиями автопроизводителей и топливных компаний удастся сделать производство такого электронного топлива достаточно масштабным, чего пока еще нет и в помине, то только «зеленые» бензин и дизель смогут стать некоторой альтернативой электромобилям. Впрочем, даже в зачаточной стадии данный проект уже позволил поставить палки в колеса ретивым бюрократам из Брюсселя с их законом тотального запрета ДВС с 2035 года (машин с пробегом это не касается, но расчет был как раз на то, что они в своей массе износятся к этому сроку и их придется автоматически заменить на машины с нулевыми выбросами).

Думается, что нынешние усилия автопрома Германии и Италии по спасению своих машин с ДВС (включая уникальные супер- и гиперкары), в реальности в наибольшей степени послужат на пользу, во-первых, коммерческому автотранспорту, для которого аккумуляторы тоже пока еще завтрашний день (и дополнительное обременение для тех кого хотят заставить эксплуатировать электрогрузовики), но главное – авиации, которой без «зеленого» керосина просто швах, так как межконтинентальные авиалайнеры на аккумуляторах по мнению экспертов по авиатехнике станут возможны не ранее чем через 75–100 лет!

Следите за новостями на портале www.rim3.ru

Наш интернет магазин: https://irim3.ru/

Загрузка

Подписаться

Подписаться бесплатно.


  • Комментарии
Загрузка комментариев...

Недовес в 1,5 кг болида Mercedes стоил Джорджу Расселу победы в Спа

Недовес в 1,5 кг болида Mercedes стоил Джорджу Расселу победы в Спа

Победитель Гран-При Бельгии Джордж Рассел был дисквалифицирован за нарушение технического регламента командой Mercedes

29.07.2024

Bentley выпустил последний W12

Bentley выпустил последний W12

В Крю произведен последний 12-цилиндровый мотор

25.07.2024

Он начинает сердиться?

Он начинает сердиться?

McLaren сделал на Гран-При Венгрии победный дубль, а Макс Ферстаппен стал только 5-м, столкнувшись с Льюисом Хэмилтоном

22.07.2024

Ралли-марафон Silk Way 2024 финишировал в Улан-Баторе

Ралли-марафон Silk Way 2024 финишировал в Улан-Баторе

В столице Монголии состоялась церемония награждения победителей и призеров 14-го издания Проекта «Шелковый путь»

16.07.2024

ГАЗ опроверг информацию о производстве китайских двигателей

ГАЗ опроверг информацию о производстве китайских двигателей

Группа ГАЗ не участвует в проекте по выпуску двигателей на бывшем заводе Schaeffler

10.07.2024

После середины сезона Mercedes бросает вызов Red Bull?

После середины сезона Mercedes бросает вызов Red Bull?

Льюис Хэмилтон уверенно победил на Гран-При Великобритании

08.07.2024

ВАЗ выставил на «Шелковый путь 2024» два модернизированных гоночных внедорожника LADA Niva Sport T2

ВАЗ выставил на «Шелковый путь 2024» два модернизированных гоночных внедорожника LADA Niva Sport T2

В XIV издании марафона «Шелковый путь» участвуют два более мощных внедорожника LADA NIVA Sport T2

08.07.2024

Возврат к списку