Команда «КАМАЗ-мастер» отправляется на «Дакар-2020» во всеоружии
26 декабря 2019
В 42-й раз «Дакар» пройдет в Саудовской Аравии
Александр Климнов, фото автора и «КАМАЗ-мастер»
Сегодня в 26 декабря в Международном Мультимедийном пресс-центре МИА «Россия сегодня» состоялась традиционная уже 15-я пресс-конференция, посвященная участию команды «КАМАЗ-мастер» в ралли-марафоне «Дакар-2020».
В пресс-конференции приняли участие: руководитель команды «КАМАЗ-мастер» Владимир Чагин (7-кратный победитель «Дакара» и множества других соревнований) и пилоты Эдуард Николаев (победить в пяти «Дакарах», включая предыдущий 2019 года в Боливии), Дмитрий Сотников (вице-чемпион «Дакара-2019»), Андрей Каргинов (победитель «Дакара-2014» и ряда других соревнований) и Антон Шибалов (3-кратный победитель ралли-марафона Africa Race и ряда других гонок).
Особенностью 42-го по счету «Дакара» в 2020 году стала полная смена дислокации. Так, после 10 лет проведения ралли-марафона на маршрутах в странах Южной Америки организаторы гонки подписали 5-летний контракт с Саудовской Аравией (она стала 30-й страной принимающей легендарную гонку).
Ралли-марафон «Дакар-2020» стартует 5 января с побережья Красного моря из Джидды. На 11 января для участников намечен день отдыха в столице королевства Эр-Рияде, а финиш гонки запланирован на 17 января в местечке Киддия. Общая длина трассы составит 7856 километров, из которых 5097 километров придется на скоростные спецучастки. При этом у пяти спецучастков дистанция превысит 450 километров (самым длинным спецучастком будет 7-й (12.01) – от Эр-Рияда до Вади Аль-Давасир с 546-километровым спецучастком из общей длины этапа в 750 км).
Команда «КАМАЗ-мастер» в грузовом зачете международного соревнования выставит 4 экипажа, включая два призовых под #500 (пилот Эдурад Николаев – действующий чемпион «Дакара») и #501 (Дмитрий Сотников) и две «быстрые технички» #511 (Андрей Каргинов) и #516 (Антон Шибалов, кстати, победитель ралли «Шелковый путь-2019»), причем, технички также пойдут в гоночном режиме и вполне могут претендовать на пьедестал. Всего на «Дакар-2020» заявлено 47 экипажей в грузовой категории (170 мотоциклистов, 134 экипажа в категории авто и SSV).
Полный состав экипажей команды «КАМАЗ-мастер» на ралли-марафоне «Дакар-2020»:
№500 – пилот Эдуард Николаев, штурман Евгений Яковлев, механик Владимир Рыбаков
№501 – пилот Дмитрий Сотников, штурман Руслан Ахмадеев, механик Ильгиз Ахметзянов
№511 – пилот Андрей Каргинов, штурман Андрей Мокеев, механик Игорь Леонов
№516 – пилот Антон Шибалов, штурман Дмитрий Никитин, механик Иван Татаринов.
Погрузка на паром в Джеддду
Календарь гонки:
5, 6 декабря – технические проверки и погрузка техники на паром в порту г. Марсель;
1,2 января – разгрузка машин в порту Джедды (Саудовская Аравия);
2-4 января – административные и технические проверки;
4 января – торжественный старт, постановка машин в закрытый парк (Джедда);
5 января – первый скоростной участок;
11 января – день отдыха в Эр-Рияде;
17 января – заключительный этап и торжественный финиш;
18 января – погрузка техники на паром в Джедде.
Владимир Чагин, руководитель команды «КАМАЗ-мастер»:
о трассе и технике: «Гонка пройдет в новом регионе, никто из команды раньше не был в Саудовской Аравии. В гонке примут участие около 350 экипажей, из них 47 – в грузовом зачете. Айрат Мардеев будет управлять пресс-каром, ехать вместе с Эриком Хайруллиным и коллегами. Они будут сопровождать гонку, находиться на точках старта и финиша. Нам будет очень интересно услышать мнение Айрата со стороны – как эксперта и профессионала».
О месте проведения и спортивной борьбе он сказал: «Я очень рад тому, что расширяется география ралли-рейдов. Рад, что наш вид спорта обретает все большую популярность, это здорово. Саудовская Аравия – безусловно очень интересная страна в культурном и историческом плане. Что касается спорта – новые ландшафты всегда вносят в борьбу между соперниками новые нотки, рождают интереснейшие эпизоды и истории, зажигают на спортивном небосклоне новые имена. Мы сделаем все, чтобы гонка на Аравийском полуострове стала успешной для нашей команды, и постараемся показать результат, который порадует наших партнеров и болельщиков».
Он также подчеркнул: «Новый вызов от организаторов, новые ожидания. Из нашей команды никто в Саудовской Аравии не был. Все находимся в ожидании, очень ждем старта. На половине спецучастков гонки дорожная книга будет даваться за пять минут до старта. Это значительно усложнит жизнь экипажам. Это новое испытание для штурманов и пилотов. Штурман не будет подготовлен: как пилот будет впервые видеть трассу, так и штурман – дорожную книгу.
Помню, что в Саудовской Аравии ночью температура может опускаться до нуля градусов, мы к этому готовимся – вот, например, вся командная одежда на сей раз с длинными рукавами, как того требуют обычаи страны и погода».
Тренировочный сбор команды «КАМАЗ-мастер» 24 ноября 2019 года
Он также добавил, что команда находится на пике своей спортивной формы и готова к соревнованию с соперниками, которые в нынешнем году тоже готовы дать бой российской команде. На вопрос о бюджете команды «КАМАЗ-мастер» Чагин сказал, что только доставка машин и всего оборудования и персонала команды в Саудовскую Аравию обойдется в €1,5 млн, а бюджет команды на всю гонку составляет €11 млн, что, впрочем, совершенно несравнимо с затратами в других автогонках, например, в «Формуле-1».
На вопрос о «капотнике» Чагин ответил, что такой гоночный автомобиль в команде есть (КАМАЗ-43509К – авт.), так как в ней представлены машины разных поколений и через несколько лет его участие в «Дакаре» вполне возможно.
Эдуард Николаев, пилот:
«Мы знаем, что в этом году все новое – и «Дакар» и техника. Гонка пройдет в новой стране, это для всех очень интересно, здесь свои обычаи, свои традиции. Мы с нетерпением ждем старта. Знаем, что наши соперники тоже в ожидании, серьезно все готовились в этом году, зная, что это новая страна, новые ландшафты, и в большей степени нас ждут пески.
Предстоит также серьезная интрига, связанная с навигацией. Нововведение года – дорожные книги этапов будут выдаваться за буквально за 10-15 минут перед стартом. Поэтому нагрузка на штурманов, в том числе и психологическая, будет колоссальная».
«Медленные» технички в цехе «КАМАЗ-мастер»
Он также пояснил насчет развития конструкции гоночного грузовика КАМАЗ-43509 (фото на заставке), который был фактически заново спроектирован из-за изменения регламента в 2018 году, ограничившего рабочий объем двигателя 13 литрами, что заставило применить рядную «турбошестерку» Cummins DCEC ISZ-13 (мощность 980 л.с. при 2400 мин–1).
Эдуард сказал: «На протяжении всего года команда активно занималась подготовкой машин, улучшением надежности и динамических показателей. Несмотря на наши результаты, нельзя стоять на месте. Мы поработали над 13-литровым двигателем Cummins, он хорошо показал себя уже на прошлом «Дакаре». Мотор нас устраивает – даст бог, чтобы двигатель нас не подвел и в этом году. Организаторы будут следить за дымностью. К нам вопросов не было, но мы все равно еще поработали над вопросом экологии. Также улучшили гидроусилитель руля. Пилотам придется меньше отвлекаться на маневры с рулевым колесом – мы уже почувствовали, как это помогло. Кроме того, усовершенствовали коробку-автомат – теперь ей оснащены все четыре автомобиля. Динамика автомобилей улучшилась. Все экипажи адаптировались к такой коробке передач. Еще поработали над развесовкой, центром тяжести. Мы переместили топливный бак в центр автомобиля, что позволило грузовику стать более устойчивым. Автомобиль должен уверенно держаться на трассе».
Кроме того, улучшены характеристики различных систем, повышена надежность отдельных узлов и деталей и снижен вес некоторых компонентов. Все изменения прошли тестирование на этапах Чемпионата России, ралли «Казахстан» и «Шелковый путь-2019».
О цели на эту гонку он со смехом сказал: «Пятая победа на «Дакаре» на год раньше Владимира Геннадьевича? Он для нас эталон, пример для подражания. Главное – его не подвести. Сделаем все, чтобы повторить результат прошлого «Дакара».
Антон Шибалов, пилот:
«Все соперники очень интересные. Основные конкуренты – IVECO, Tatra, Renault, МАЗ, Liaz. Так «Татра» выставляет три машины, но, к сожалению, они представляют три разные команды. Алеш Лопрайс выезжает на совершенно новом автомобиле – будет интересно понаблюдать и посмотреть, что они сделали и насколько автомобиль конкурентоспособен.
Команда Renault тоже приготовила новинку: один из грузовиков будет с гибридной установкой, что позволяет достичь более высоких показателей мощностей. Интересный автомобиль – будем наблюдать. Это такой шаг в будущее, хотя некоторые мотоциклы уже сейчас выступают на электротяге.
У Liaz-а новый автомобиль, который построен на базе IVECO. В прошлом году они неплохо выступали, хотя пилот очень молодой. МАЗ – тоже наши давнишние конкуренты. Сергей Вязович выезжает на «капотнике», который очень неплохо зарекомендовал себя на «Шелковом пути». Интересно посмотреть, как ребята продвинулись.
К сожалению, в команде IVECO в этом году не выступит наш давнишний соперник Жерар де Рой – он отправится на гонку в качестве тим-менеджера. Но IVECO выставляет четыре опытных экипажа, каждый по-своему очень силен. Хотелось бы отметить Альберта Лловеру из Андорры – человек прикован к инвалидной коляске, но настолько силен духом, что физически справляется с выступлениями на «Дакаре» и финиширует. Это вызывает уважение, душой немножко за него болеем. Лловера раньше был горнолыжником, но, к сожалению, упал на одном из соревнований и оказался парализован.
В свое время, когда Лловера ехал на «Татре», он помогал нашему экипажу вытянуть экипаж Айрата Мардеева – в одиночку у нас не получалось. Альберт старался на все сто, даже порвал трос между моим грузовиком и машиной Айрата. Альберт этого не заметил и продолжал тащить мой грузовик, хотя я бил по тормозам! За ним бежали мои механик и штурман, махали руками, а он не видел и продолжал тащить – потом на земле была настоящая колея от колес моего «КАМАЗа». Так, что Лловера старался, пытался помочь по максимуму».
Насчет цели на эту гонку он сказал: «Мы уверены, что наши ребята и техника ничуть не хуже и даже на шаг впереди соперников. Наш экипаж тоже постарается показать себя. Главная цель – командный результат, но каждый экипаж будет стараться показать самый высокий результат для себя».
Дмитрий Сотников, пилот:
«Все машины в грузовом зачете начинают ехать очень быстро. Нужно быть готовым и физически, и морально. Мы провели тренировочные сборы с Олимпийским комитетом России. Мы видим, что «Дакар» начнется без разминки: первый же спецучасток продлится 320 километров. Так что, вероятно, «Дакар» будет на испытание физических возможностей. Придется работать без раскачки».
Андрей Каргинов, пилот:
«Мы в предвкушении новой страны, нового региона, общения с местными жителями. Это уже 30-я страна, где будет проходить «Дакар». Общая дистанция марафона составит 7800 километров – весьма длинный маршрут. Первую половину гонки будем ехать вдоль моря – ждем красивой картинки. Что касается спортивных трасс, то ожидается полное разнообразие для ралли-рейдов: порядка 70-75% – песчаные дюны, сложные дороги. Не обязательно дюны будут очень высокими, но при этом точно окажутся сложными. Также ожидаем высохшие русла рек, каменистые участки, где нужно быть сконцентрированным, беречь шины и автомобиль. Будем стараться все сделать правильно и привезти хороший результат».
О цели на гонку: «У нашей команды огромный опыт езды по дюнам в ОАЭ. Опыт езды по пескам и всем остальным трассам имеется. Да, какая-то осторожность будет присутствовать, но мы привыкли справляться с подобными ситуациями, с неожиданностями. Кто правильно на них отреагирует, тот и привезет хороший результат. Лично мне хочется взять матч-реванш – это будет лучший ответ на решение организаторов о моей дисквалификации год назад».
Александр Ерофеев, заместитель начальника управления – вице-президент ВТБ:
«В этом году мы в 15-й раз провожаем команду на очередное ралли. За время сотрудничества наши отношения стали не партнерскими, а дружескими. Ребята очень часто приходят с интересными идеями, и за это время финансовая поддержка нашего банка ни разу не уменьшилась, а только увеличилась. Мы всегда с готовностью откликаемся на их новые предложения. Желаю успехов, здоровья, выносливости». Олег Афанасьев, руководитель пресс-службы ПАО «КАМАЗ»: «Для нас команда «КАМАЗ-мастер» – это не только спортивная команда, это мощнейший маркетинговый инструмент, который помогает нам продвигать технику в страны присутствия и вообще за рубежом. Там, где выступает команда «КАМАЗ-мастер», в этих странах продажи возрастают в несколько раз».
P.S. На вопрос одного из журналистов: «Позволит ли Владимир Чагин себе «бокал лимонада» на свой золотой юбилей, приходящийся как раз на «Дакар» – после некоторой паузы капитан команды ответил коротко: «Не получится». Чуть позже он пояснил подробнее: «Мне посчастливилось уже много-много лет отмечать свой день рождения на «Дакаре» в окружении друзей и коллег. Но всегда на все церемонии уходит лишь несколько минут. Как правило, все происходит в конце вечернего рабочего собрания. Приятно услышать поздравления ребят, но почти сразу я говорю: «Все, стоп, у нас много работы». Как вы знаете, в Саудовской Аравии сухой закон, так что возьмём разве что детское шампанское!».
Загрузка