Макс Ферстаппен выиграл в Имоле 10-й Гран При подряд
4 сентября 2023
Несмотря на поул команде Ferrari так и не удалось навязать в Имоле борьбу команде Red Bull
Александр Климнов, фото f1news.ru
Трассу в Монце строили в начале 1920-х в расчете на рекордную скорость, но позже перед организаторами стояла уже обратная задача. Строители перекраивали конфигурацию, чтобы снизить скорость, а конструкторы машин делали все, чтобы ее повысить.
За историю гонок Формулы 1 трасса в Монце сменила девять вариантов конфигурации, действующая сейчас датируется 2000-м годом, правда, после гонки в 2006-м профсоюз гонщиков GPDA был недоволен гравийной зоной безопасности во второй шикане, и перед гонкой в 2007-м ее заасфальтировали.
Перед этапом 2014 года асфальт сменил гравий и в зоне безопасности легендарной Параболики, что вызвало волну критики, но в FIA считали, что это необходимо. Вряд ли эта доработка будет последней, уж очень Монца выбивается из привычной схемы, но в этом и ее уникальность.
Прежде гонку в Монце называли самой дорогостоящей в календаре. Уникальные характеристики требовали уникального подхода – в Монце нужна небольшая прижимная сила и минимальное лобовое сопротивление, команды готовили аэродинамические элементы, которые можно использовать только на итальянском автодроме.
В Монце прижимная сила, обеспечиваемая аэродинамикой на скорости в 250 км/ч, примерно на 20% меньше, чем в Монако. Нехватку сцепления нужно компенсировать настройками шасси, обеспечив необходимую стабильность и эффективность на торможениях, которых достаточно – тормоза используются на 15% дистанции, а пиковая нагрузка не уступает канадской.
Скорости в Монце очень высокие – поул Льюиса Хэмилтона в 2020-м стал самым быстрым в истории Монцы – он проехал круг со средней скоростью 264,362 км/ч. Велика нагрузка на двигатель и тормоза – по ходу круга три точки жесткого торможения. При настройке подвески необходимо обеспечить возможность атаки поребриков, что позволит отыгрывать время на первом секторе.
Казалось, европейская часть сезона началась совсем недавно, но вот и лето прошло, и впереди Гран При Италии – последний европейский этап, который все 73 раза в своей истории проходил в сентябре. Начало осени в Королевском парке обычно бывает теплым. По утрам уже прохладно, листья начинают желтеть и падают на асфальт, но по формальным признакам на севере Италии пока настоящее лето.
Дожди возможны, но Монца от Зандфорта, где на прошлой неделе Формулу-1 чуть не смыло, больше 800 километров почти строго на юг, так что в этот уик-энд погода оказалась гораздо лучше.
Европейская часть сезона получилась весьма интересной, хотя прошла при полном доминировании Red Bull. Команда продолжает рекордную серию из 14 побед подряд (с прошлогодним Гран При Абу-Даби). На втором месте в этом рейтинге McLaren – 11 побед подряд в 1988-м, и тогда эта серия прервалась как раз в Монце, где к радости тифози гонщики McLaren сошли, а пилоты Ferrari завоевали победный дубль.
Если на прошлой неделе трибуны были одеты исключительно в оранжевый, то в Монце доминировал традиционный красный. Болельщики неизменно приходят поддержать Скудерию, переживающую не лучшие времена. Год назад перед этапом в Монце Ferrari занимала второе место в Кубке конструкторов, тогда как сейчас лишь четвертое.
Для Ferrari этот этап исторически важен. Команда подготовит специальную раскраску машин, пригласит гостей, сотрудников и важных клиентов, будет присутствовать и руководство компании. Учитывая и без того традиционно высокий прессинг в Скудерии, этап на домашней трассе часто становится для команды самым серьезным испытанием в сезоне.
Гонщики Ferrari 19 раз выигрывали Гран При Италии, чаще они побеждали только в Германии (21 раз), и прошлая победа была не так уж давно – в 2019-м гонку в Монце выиграл Шарль Леклер. Тогда казалось, что у Скудерии все налаживается, но потом выяснилось, что инженеры не вполне в духе регламента используют датчик подачи топлива, последовало секретное соглашение с FIA и команда вернулась на прежние позиции.
На прошлой неделе Леклер открыто признал, что до очередной смены регламента в сезоне 2026 года догнать Red Bull будет сложно, и это выглядело не свидетельством слабости, а констатацией факта. Отставание слишком велико, а в Red Bull тоже не стоят на месте.
Одной из интриг оставшейся части сезона мог бы стать кадровый вопрос, но и его уже не будет. Свободных вакансий нет, у большинства гонщиков контракт как минимум до конца следующего сезона, разве что в Williams могут заменить Логана Сарджента или в Alfa Romeo Гуаньюя Чжоу, хотя это не окажет принципиального влияния. Но если система переходов придет в движение, вакансии могут появиться и в сильных командах.
Основательно промокнув на побережье Северного моря в холодном нидерландском Зандфорте уже через несколько дней Формула-1 завершала европейскую часть сезона в теплой Италии. День гонки выдался самым жарким по ходу уик-энда, температура воздуха приближалась к 30С, что осложняло задачу охлаждения машин, поскольку на скоростной трассе все стремились добиться минимального лобового сопротивления.
Карлос Сайнс стал надеждой тифози по ходу уик-энда. Он показал лучшее время в пятницу, возглавил протокол субботней тренировки и выиграл квалификацию. Но и Ферстаппен был рядом, уступив в решающей попытке лишь 13 тысячных.
С первого ряда стартового поля гонку начинали Сайнс и Ферстаппен, со второго – Леклер и Расселл, с третьего – Перес и Элбон.
Второй раз в сезоне в Pirelli использовали «альтернативный выбор шин», сократив число комплектов. С3 использовался в качестве Hard, C4 стал Medium, а C5 – Soft. В гонке Хэмилтон, Боттас и Магнуссен стартовали на Hard, остальные выбрали Medium.
Юки Цунода на прогревочном круге перед стартом остановил машину на трассе из-за проблем с мотором. Дирекция гонки объявила дополнительный прогревочный круг, а потом отложила старт до эвакуации машины Цуноды.
Гонщики выстроились на стартовом поле. Возникла проблема со стартовым светофором, механикам разрешили выйти на трассу и надеть термочехлы. Пауза затянулась. Только через двадцать минут после первоначального времени старта гонщики отправились на третий прогревочный круг. Дистанцию гонки сократили до 51 круга.
На старте Сайнс сохранил лидерство, Пиастри обогнал Элбона. Хюлкенберг отыграл две позиции, Норрис обогнал Хэмилтона.
На первых кругах Ферстаппен несколько раз пытался атаковать Сайнса, но разницы в скорости не хватало для совершения маневра даже с помощью DRS.
На 14-м круге Перес обогнал Расселла, но срезал поворот и вернул позицию.
На 15-м круге Сайнс заблокировал резину на торможении, Ферстаппен вышел вперед, возглавив гонку – и сразу смог оторваться.
На 20-м круге онщики McLaren коснулись колесами в борьбе за позицию, но продолжили движение.
Расселл опередил Окона, выехав за пределы трассы – и получил пятисекундный штраф.
На 25-м круге Ферстаппен опередил лидировавшего, но не побывавшего в боксах Хэмилтона, возглавив гонку.
На 31-м круге Перес атаковал Леклера в борьбе за третье место, произошел контакт, но оба гонщика продолжили движение. На 32-м круге Серхио вышел вперед.
На 41-м круге Окон остановился в боксах и сошел с дистанции. Хэмилтон и Пиастри коснулись колесами в борьбе за позицию, Оскар свернул в боксы для замены поврежденного переднего антикрыла, а Льюис получил пятисекундный штраф.
На 43-м круге Логан получил пятисекундный штраф за опасные действия.
На 45-м круге Перес опередил Сайнса, выехав за пределы трассы – и вернул позицию. Хэмилтон обогнал Норриса.
На 46-м круге Перес обогнал Сайнса в борьбе за второе место.
На 47-м круге Леклер опередил Сайнса, но Карлос сразу отыгрался и они продолжили борьбу. Хэмилтон обогнал Элбона.
На последнем круге гонщики Ferrari в третий раз чуть не столкнулись в борьбе за позицию, но Сайнс остался впереди Леклера.
Макс Ферстаппен выиграл Гран При Италии, одержав 47-ю победу в карьере, 12-ю в сезоне и десятую подряд.
Это 15-я подряд победа Red Bull Racing. Серхио Перес финишировал вторым – это шестой победный дубль Red Bull в сезоне.
Карлос Сайнс финишировал третьим, впервые в сезоне поднявшись на подиум.
Через две недели борьба продолжится на городской трассе в Сингапуре.
P.S. Макс продолжает штамповать победы, невзирая на уровень сопротивления соперников, впрочем, в Имоле ему не удалось взять все 26 очков или жет-трик – ускользнули поцл и быстрый круг, но на ход чемпионата это не оказало влияния от слова совсем. Ferrari порадовали тиффози лишь в первые дни уик-энда, завоевав поул, но это нынешний максимум команды из Маранелло.