Моторы Победы

Моторы Победы

9 мая 2020


В день 75-летия Великой Победы вспоминаем колесную технику Красной Армии


автор

Александр Климнов, фото автора и autowp.ru


Великая Отечественная война началась 22 июня 1941 года и длилась 1418 дней до 9 мая 1945, закончившись безоговорочной капитуляцией всех вооруженных сил нацистской Германии (Третьего Рейха).
M-72.jpg

Мотоциклы отвоевали от первого до последнего дня Великой Отечественной

Harley-Davidson_WLA42.jpg

Самый массовый (в СССР поставлено 26,67 тыс. из произведенных 90 тыс.) ленд-лизовский мотоцикл Harley-Davidson WLA42 в РККА часто оснащали колясками, но применяли его и как одиночку

Огромную роль на всех этапах войны сыграла колесная техника как боевая (бронеавтомобили, бронетранспортеры, гвардейские реактивные минометы («Катюша»)), так и транспортная, а также полугусеничные и гусеничные артиллерийские тягачи, а также штабные легковые автомобили и мотоциклы (преимущественно с коляской).
ZIS-5.jpg

Эх путь-дорожка фронтовая! Трудяга 3-тонный ЗИС-5 прославился своей выносливостью и неприхотливостью (на фото машина довоенного образца со скругленными штампованными крыльями и  дерево-металлической кабиной). Такие трехтонки как раз ходили по ледовой «Дороге жизни»

Конечно, становым хребтом мобилизационной экономики военного времени был железнодорожный транспорт, но и автомобильный транспорт сыграл свою немалую роль. Так, именно автомобильная ледовая «Дорога жизни» позволила выстоять страшной зимой 1941/42 года блокадному Ленинграду, а потом во всех сражениях войны именно оперативная доставка войск, вооружений и боеприпасов, осуществлявшаяся автотранспортом, позволила переломить в конечном счете ход войны и от пригородов Москвы и берега Волги (под Сталинградом) закончить ее победным штурмом Берлина.
GAZ-MM-V.jpg

Полутору ГАЗ-ММ-В с 1942 года выпускали в самом упрощенном виде (нынешние автореставраторы специально придают машине вид именно того самого трудного для нашей родины военного периода)  

Огромную роль в производстве вооружений сыграли и построенные в период индустриализации первых Пятилеток автозаводы ГАЗ им. Молотова (ныне АЗ ГАЗ) и московский Завод им. Сталина (до 2016 года АМО ЗИЛ), кстати, последний в эвакуации дал жизнь двум филиалам УльЗИС (ныне УАЗ) и УралЗИС (ныне АЗ Урал), а также Ярославский автозавод (ныне завод дизелей ЯМЗ), которые выпускали во время войны не только автомобили (хотя и в значительно меньшем, чем до войны объеме, да еще и в эрзац-исполнениях ГАЗ-ММ-В и ЗИС-5В – суммарно за войну 205 тыс. из которых в РККА было поставлено 73,3%) количество вооружений (легкие танки от Т-40 до Т-80, самоходки Су-76 и Су-76М, орудия ЗИС-2 и ЗИС-3, разнообразное стрелковое вооружение, снаряды и прочие боеприпасы и многое другое).
gaz_55.jpg

Нельзя не упомянуть массовый санитарный автомобиль ГАЗ-55 (М-55), спасший жизни сотен тысяч наших раненных бойцов. Машину оснащали амортизаторами на заднем мосту

  ZIS-44.jpg

Любовно восстановленная санитарная машина ЗИС-44 на базе грузовика военной поры ЗИС-5В с деревянной кабиной, обшитой «вагонкой» и угловатыми сварными крыльями из кровельного железа

Несмотря на огромную нагрузку советские автозаводы уже, начиная с 1943 года возобновили проектирование послевоенных моделей автомобилей, в числе которых: ЗИС-110, ЗИС-150, ЗИС-154, ГАЗ-М20 «Победа», ГАЗ-51 и ГАЗ-63, ЯАЗ(МАЗ)-200.
Studebaker_US6.jpg

Самый массовый (в СССР было доставлено 152 тыс. и еще 25,2 тыс. утонули в морских конвоях) ленд-лизовский грузовик в Красной Армии – Studebaker US6 (6х6 и 6х4) грузоподъемностью 2,3 т на грунте и до 5 т на дорогах с твердым покрытием

Собирали на наших автозаводах из американских машино-комплектов также и поставляемые по Ленд-лизу автомобили в общем количестве 401 тыс.
BM-13N.jpg

Гвардейский реактивный миномет БМ-13Н (нормализованный), известный под прозвищем «Катюша», устанавливался преимущественно на шасси Studebaker US6

Причем, свыше четверти ленд-лизовских машин сразу шли под комплектацию вооружениями, например, знаменитой системой реактивного залпового огня БМ-13Н «Катюша» и аналогичными системами «Катюш» других калибров БМ-8-48, БМ-13НС, а также БМ-31-12 «Андрюша», устанавливавшейся преимущественно на шасси Studebaker US6 (было произведено 219,9 тыс.) и однотипное с ним REO (было произведено 22,2 тыс.). Кстати, свыше 77% из произведенных во время войны грузовиков этой модели (марок Studebaker и REO) были поставлены в СССР.
Dodoge_WC-51.jpg

Любили в нашей армии и надежный и очень вездеходный тяжелый внедорожник Dodge WC-51, преимущественно использовавшийся в качестве артиллерийского тягача

  Широко известны были также грузовики Ford 2G8T (4x2) и пикапы-внедорожники Dodge WC-51 (он же «Додж ¾ тонны»), а также, конечно, джипы Willys MB и Ford GPW. Джипов обеих моделей в СССР поставили 50,9 тыс., хотя в некоторых источниках утверждается, что их было более 52 тыс.
Bantam_BRC-40-4WS.jpg

Первыми в СССР по Ленд-лизу через Великобританию попали ранние джипы Bantam BRC-40 (на фото редчайшая полноуправляемая версия BRC-40-4WS), прозванные нашими солдатами «бантиками»

Важную роль при форсировании рек и прочих водных преград сыграли амфибии Ford GPA и GMC DUKW, после войны, кстати, ставшие прототипами для советских амфибий МАВ (ГАЗ-46) и БАВ (ЗИС-485) соответственно.
Ford_GPA.jpg

Американская амфибия Ford GPA (в СССР поставлено 3,23 тыс. из 12,78 тыс. произведенных) оказала большую услугу бойцам Красной Армии при форсировании больших рек и озер

DUKW.jpg

Американская амфибия DUKW-353 (в СССР было поставлено 586 ед. из 21,15 тыс. произведенных) вмещала до 30 бойцов или 2,5 т груза

На финальном этапе войны, когда красноармейцы штурмовали восточноевропейские столицы, им помогали бронетранспортеры: колесные М3 Scout Car и полугусеничные М2 и М3 (производства International Harvester Co.), а том числе и в качестве носителей зениток.
M2.jpg

Американский M3 Scout Car стал самым массовым (3,31 тыс.) бронетранспортером РККА. На нем наши бойцы вошли в Берлин и Прагу

M3.jpg

Американский полугусеничный бронетранспортер М2 и похожий на него М3 стали первыми в Красной Армии боевыми машинами пехоты, а также бронированными зенитками

Автопарк Красной Армии на 22 июня 1941 года составлял 272 тыс. (всего в стране было свыше миллиона грузовиков), а к концу войны достиг 665 тыс. (из них  На всех фронтах к 9 мая насчитывалось 35 автомобильных полков, 173 отдельных автомобильных батальона, 31 отдельная автомобильная рота. За все годы войны автомобильный транспорт перевез 145 миллионов тонн грузов.
GAZ-11-73.jpg

Легендарная «Эмка» (на фото модель ГАЗ-11-73 с 6-цилиндровым мотором ГАЗ-11)  была основным командирским автомобилем офицерского состава РККА большую часть войны и только в последние год-полтора войны ее потеснили ленд-лизовские «виллисы» и «доджи», а также трофейные легковушки

GAZ-61-73.jpg

Полноприводный легковой автомобиль ГАЗ-61-40 был создан Виталием Грачяевым в 193940 гг., а в серию седан ГАЗ-61-17 пошел с июля 1941 года и использовался высшим командным составом РККА (на фото автомобиль выпуска осени 1942-го, обслуживавший лично маршала Г.К.Жукова). В 1942–1945 гг. ГАЗ-61-73 выпускался мелкими партиями – всего было произведено 194 ед. таких машин   

GAZ-61-417.jpg

Легкий артиллерийский тягач ГАЗ-61-417 прямо на заводе комплектовался 57-миллиметровой пушкой ЗИС-2 и направлялся на московский фронт, но из 36 произведенных в 1941-м машин не уцелела ни одна

Про отечественные командирские автомобили поля боя, получившие потом название по американской машине такого типа «Джип» (Jeep) надо сказать отдельно. Руководство РККА озаботилось созданием такой автотехники уже когда ею вовсю уже занимались в США (кстати, тогда еще не вступившие во Вторую мировую войну), в свою очередь за океаном так отреагировали на успех кампании против Франции в мае-июне 1940-го, где самое широкое применение нашли разнообразные полноприводные автомобили. Так, что именно статья из американского журнала с информацией о поставках в американскую армию первых джипов (Jeeps) Bantam BRC40 и Willys MA, послужила отправной точкой в январе 1941 года при выдаче ТТТ по полноприводному автомобилю с упрощенным типом кузова (с вырезами вместо дверей) для применения в качестве разведывательного и командирского автомобиля, а также носителя пулеметного вооружения (своего рода преемника тачанки) и тягача легких орудий по типу американских машин.
ar-nati_7.jpg

Второй вариант АР-НАТИ показал отличную проходимость и плавность хода, но из-за технологической сложности уступил ГАЗ-64

За разработку взялись головной отраслевой институт НАМИ, который представил свой АР-НАТИ или «Автомобиль-Разведчик» – легковой многоцелевой 4-местный автомобиль с колесной формулой 4×4, способный буксировать прицеп грузоподъемностью 400 кг. Машину создавали по типу Bantam на агрегатах полуторки ГАЗ-ММ под руководством Б.В. Шишкина.
ar-nati_77.jpg

Прототип советского командирского автомобиля повышенной проходимости АР-НАТИ со специальным прицепом с независимой (!) подвеской был создан в апреле 1941 года

Прицеп для машины был с независимой подвеской (!). В конструкции подвески использовалась схема немецкой амфибии, поэтому плавность хода у АР-НАТИ была настолько высокой, что даже при передвижении по пашне можно было прицельно стрелять из пулемета!
gaz_64_pigmej_1.jpg

Прототип Р1 «Пигмей» был разработан на ГАЗе всего за 51 день

Однако, автомобиль был с оригинальной рамой и рядом прочих узлов, что не позволило освоить его в серии, а победа в заочном соревновании досталась более технологичному горьковскому ГАЗ-64-416, разработанному на ГАЗе также при непосредственном участии Бориса Шишкина.
gaz_64_2.jpg

Джип ГАЗ-64-416 был разработан всего за 51 день! Автомобиль ГАЗ-64 пошел в серию с августа 1941 года и до 1943 года было произведено лишь 672 «козлика» (из них почти 90% в 1941 году)

Этот полноприводный автомобиль упрощенной конструкции был создан по заказу Главного автобронетанкового управления РККА. Срок на разработку и изготовление опытного ходового образца был установлен совершенно нереальный – 45 суток. Впрочем, конструкторская группа ГАЗа во главе с В.А. Грачевым справилась со сложнейшим заданием всего за 51 день! Название «Пигмей» было дано горьковским прототипам по образцу еще одной американской модели Ford Pygmy. Кстати, «Пигмей» даже не был оснащен тентом, так как он не был даже прописан в ТТТ (техническом задании) основного заказчика. Кроме того, машину укомплектовали обычными дорожными шинами от «Эмки», а не внедорожными со специальным рисунком «елочка», что, конечно, понизило проходимость.
GAZ-64_1.jpg

Серийный ГАЗ-64 в разведке (на архивном фото видно, что резина «гражданская» с дорожным рисунком протектора, что, конечно, сильно ограничивало проходимость)

Изначально В.А. Грачев планировал поставить ГАЗ-64 на шасси командирского внедорожника ГАЗ-61 (полноприводных седанов ГАЗ-61-73 в 1941–1945 гг. собрали только 194 ед., причем, большую часть в первые полгода войны – на них потом передвигалось высшее руководство РККА), чтобы и армейская машина могла двигаться по грузовой колее. Однако нарком среднего машиностроения (НКСМ) В.А. Малышев в приказной форме настоял на применении укороченных мостов, чтобы колея ГАЗ-64 точно соответствовала американскому прототипу Bantam BRC-40 (1250 мм). Это было принципиально ошибочное решение, так как кроме усложнения производства (стандартные мосты приходилось резать и укорачивать по длине) привело к тому, что и «Пигмей», и потом серийный ГАЗ-64, а главное созданный позже на его базе бронеавтомобиль БА-64 (построено 3904 ед.), были вынуждены прокладывать свою собственную колею, что резко ограничивало проходимость, а главное, опрокидывались в поворотах и на косогорах, что для броневика было просто фатальным.
BA-64B.jpg

Бронеавтомобиль БА-64 на шасси ГАЗ-64 сначала оказался неустойчивым на косогорах из-за зауженной колеи, что было устранено после модернизации БА-64Б (на фото) на шасси ГАЗ-67 

  Тем не менее, в апреле 1941 года опытные образцы ГАЗ-64 под условным названием «Разведчик-1» (Р-1) прошли армейские испытания и были рекомендованы к серийному выпуску. С августа доработанный ГАЗ-64 пошел в серию, но проблема узкой колеи оставалась и в 1943-м машину модернизировали под более широкую колею, создав броневик БА-64Б и джип ГАЗ-67 на теперь уже уширенных мостах.

В результате проходимость и устойчивость нашего «иван-виллиса» (такое название машине дали наши бойцы) превзошла ленд-лизовские аналоги Willys MB и Ford GPW, кроме того, внутренняя вместимость кузова ГАЗ-67 оказалась больше (на заднем сидении свободно умещались три бойца в зимнем обмундировании), а форсированный до 54 л.с. мотор от «Эмки» потреблял бензин любого качества (вплоть до керосина в летнее время) и простые масла. Кроме того, он достаточно легко перевозил до отделения бойцов и иногда даже буксировал 76-миллиметровую пушку ЗИС-3 (а уж менее тяжелые противотанковые «Сорокапятки» и 57-миллиметровую ЗИС-2 с передками – практически свободно).
GAZ-67B.jpg

Модернизированный «Иван-виллис» ГАЗ-67 с широкой колеей (1446 мм) пошел в серию с сентября 1943 года (до января 1944 года было сделано только 718 ед. ГАЗ-67), а с января 1944-го и по 9 мая 1945-го – еще 2419 ед. модернизированных ГАЗ-67Б (на фото машина военного образца с паянной, а не штампованной решеткой радиатора)

В начале 1944-го наш «иван-виллис» модернизировали с целью повышения надежности зажигания и слишком жесткой передней подвески – машина получила индекс ГАЗ-67Б. Впрочем, до конца войны построили только 3137 ед. ГАЗ-67 и 67Б. На начальном этапе войны было также построено 672 ед. ГАЗ-64, так что суммарно выпуск отечественных внедорожников составил менее 1/10 от поставок в СССР ленд-лизовских джипов, так как отечественные полноприводные шасси ГАЗ-64/-67 шли преимущественно на комплектацию бронеавтомобилей БА-64 и БА-64Б. До конца выпуска в 1946 году их было построено суммарно 8217 ед. из которых «ширококолейных» БА-64Б – 5159 ед. 

Кстати, за создание БА-64 В.А. Грачев был удостоен Сталинской премии за 1942 год, а за создание ГАЗ-67 получил эту же премию за 1944 год.
BA-10.jpg

Средние броневики моделей от БА-И до БА-10М (на фото) на трехосных шасси от Ford-Timken до ГАЗ-ААА, несмотря на относительную массовость из-за своей ограниченной проходимости и перегруженности шасси послужили лишь подмогой танкам и оказались больше задействованы в охране штабов

Более мощные средние броневики от БА-И до БА-10М включительно произвели в 1932–1941 гг. суммарно в количестве 4176 ед., но в ходе войны они в основном служили в охранении и при штабах, а также участвовали в завершающих сражениях августа-сентября 1945 года против имперской Квантунской армии.

Нельзя не отметить и вынесшие на себе все тяготы военных дорог и бездорожья легендарные полуторку ГАЗ-ММ и трехтонку ЗИС-5. Во время Великой Отечественной их выпускали в упрощенных вариантах ГАЗ-ММ-В (по заводской индексации ГАЗ-ММ-416) и ЗИС-5В (на заводах УльЗИС, ЗиС и УралЗИС).
GAZ-MM-V.jpg

Полуторка ГАЗ-ММ-В образца 1942 года с прицепленной полевой кухней

Полуторку в 1942-43-м делали без дверей, тормозов на передних колесах, с одной фарой (вторую шофера ставили на фронте сами) и с одним откидным бортом, а с 1944-го – с дверями и боковинами из вагонки, тогда же появились две фары и откидные борта. У грузовика ЗИС-5В метаморфозы были аналогичными.

Выпускали для РККА и трехоски (6х4): 2-тонку ГАЗ-ААА (в 1934–1943 гг. произведена в количестве 37 373 ед., плюс 3,33 тыс. шасси под броневики БА-6/БА-10 и 194 ед. штабных автобусов ГАЗ-05-193) и 4-тонку ЗИС-6 (в 1933–1941 гг. произведена в количестве 21 239 ед.).
ZIS-6_BM-13.jpg

Трехоску ЗИС-6 (включая мобилизованные гражданские грузовики) в 1941-м использовали под установку БМ-13 «Катюша» первых выпусков

Была, впрочем, еще и ярославская 10-тонная трехоска ЯГ-10 (6х4), но произвели ее в 1932-1940 гг. в очень уж малых количествах (333 ед.), причем большая часть машин с 76-миллиметровыми зенитными установками была потеряна уже в первые недели войны.
zis_32.jpg

Из почти двух сотен полноприводных грузовиков ЗИС-32 до Победы не дожил ни один

Кроме того,  в июле–октябре 1941-го было выпущено 197 ед. полноприводных трехтонок ЗИС-32, но из-за эвакуации ЗИСа его производство было свернуто и больше не возобновлялось.
ZIS-42M.jpg

Полугусеничный грузовик-тягач ЗИС-42М, отличался от предшественника ЗИС-22 большей надежностью гусеничного движителя (резинотканевая лента с цевочным зацеплением ведущей шестерни), а при движении по глубокому снегу на передний мост устанавливали лыжи 

  В качестве артиллерийских тягачей кроме обычных колесных грузовиков применяли и полугсеничные грузовики ГАЗ-60 на базе полуторки и ЗИС-22/ -42М на базе трехтонки (произведена 5931 ед.).
T-20_Komsomolez.jpg

Достаточно массовыми в РККА были и чисто гусеничные артиллерийские тягачи: Т-20 «Комсомолец» (на фото), СТЗ-5, «Ворошиловец» и Я-12 

И все же символом Победы в металле по праву стал наш танк Т-34, начавший войну от западной границы 22 июня 41 года и вошедший в Берлин в мае 45-го. Летом 1944 года в серию пошла модель Т-34-85 с в полтора раза более мощной пушкой 85-миллиметрового калибра и экипажем из 5 человек, которая и освобождала от гитлеровцев город за городом и страну за страной на завершающем этапе войны. Впрочем, подробный рассказ о танках Великой Отечественной требует отдельной статьи. внедорожник.
T-34.jpg

Танк Победы – легендарный Т-34-76 (сзади модернизированные Т-34-85)

Загрузка

Подписаться

Подписаться бесплатно.


  • Комментарии
Загрузка комментариев...

В России создали совершенно новый мощный атмосферный мотор Gimura 1000s, но... для снегоходов и ATV

В России создали совершенно новый мощный атмосферный мотор Gimura 1000s, но... для снегоходов и ATV

Создатели нового российского двигателя Gimura 1000s смогли снять с литра объема 105 л.с. без турбонаддува

10.04.2024

На Гран-При Японии Red Bull вновь завоевал победный дубль

На Гран-При Японии Red Bull вновь завоевал победный дубль

Макс Ферстаппен и команда Red Bull уверенно выиграли на трассе в Сузуке

08.04.2024

КАМАЗ «Компас 9» получил отечественный дизель КАМАЗ-590

КАМАЗ «Компас 9» получил отечественный дизель КАМАЗ-590

Компания «Тракс Восток Рус» предложила для среднетоннажника КАМАЗ «Компас 9» отечественный дизель КАМАЗ-590

03.04.2024

Легковушек Volvo с дизелем больше не будет

Легковушек Volvo с дизелем больше не будет

С конвейера завода Volvo Cars в шведском Торсланде сошел последний дизельный автомобиль этого бренда

28.03.2024

Гран При Саудовской Аравии кажется, зажгло новую звезду – Оливера Бермана

Гран При Саудовской Аравии кажется, зажгло новую звезду – Оливера Бермана

Очередная победа Макса Ферстаппена на Гран-При Саудовской Аравии не так впечатлила как дебют молодого британского пилота Оливера Бермана на Ferrari

11.03.2024

ВАЗ определелился с ценой на LADA Vesta с мотором 1.8 EVO и вариатором

ВАЗ определелился с ценой на LADA Vesta с мотором 1.8 EVO и вариатором

LADA Vesta 1.8 EVO с CVT поступит в продажу 11 марта по цене от 1,59 млн рублей

07.03.2024

Возврат к списку